г. Вологда |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А05-11772/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии главы крестьянского (фермерского) хозяйства Саидова Саида-Низиамина Касумовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Саидова Саида-Низиамина Касумовича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 декабря 2019 года по делу N А05-11772/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (адрес: город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2900000367, ОГРН 1022900530278; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Саидову Саиду-Низиамину Касумовичу (адрес: 165220, Архангельская область; ИНН 292200087735, ОГРН 315290300000750; далее - Глава КФХ) о взыскании 1 026 590 руб. 88 коп. в качестве возврата средств гранта, предоставленного на основании соглашения от 11.05.2016 N 01-35/255 о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением от 24.12.2019 суд взыскал с Главы КФХ в пользу Министерства 569 570 руб. 60 коп. средств гранта. В удовлетворении остальной части иска суд отказал, взыскал с Главы КФХ в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
Глава КФХ с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе и дополнении к ней просил его отменить полностью, в иске отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Ведущий консультант управления финансов экономики и прогнозирования Министерства Королев К.В., подписавший акт выездной проверки, в проверке не участвовал. В ходе проверки предоставлены документы, подтверждающие расходование средств гранта: счета на оплату, платежные поручения, товарные чеки, договоры купли-продажи, акты на выполнение работ-услуг, счета фактуры, товарные накладные на 495 514 руб. 21 коп., в том числе 441 044 руб. 48 коп. средства гранта, 54 470 руб. (10.9 %) собственные средства. Суд необоснованно не принял расходы на приобретение пиломатериалов, ноутбука, программного обеспечения, охлаждения для ноутбука, сетевого фильтра, сумки к ноутбуку, противогаза гражданского с маской, комбинезона, перчаток нитриловых и микронитриловых, сушильного шкафа, прицепа, торгового прицепа, морозильной витрины, саморезов, труб, шайб, чернил, проведение экспертизы документов, испытания - лук зеленый, монтажные работы. Комиссия приняла грузовой прицеп стоимостью 61 000 руб. и сушильную камеру стоимостью 162 050 руб. как оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, (камеры проращивания) и внесла изменения в первоначальный план расхода гранта. Все приборы агрохимической лаборатории оснащены коммуникационным кабелем (для подключения прибора к ПК). Компакт-диск с программным обеспечением и справочными материалами ноутбук должен быть защищен от перегрева, перепадов электроэнергии и храниться в специальной сумке, сохраняя подлинность лабораторных исследований. Противогаз гражданский ГП-9 с маской МПГ-ИЗОД с ФПК ГП-9 кБ ОПТИМ, комбинезон и перчатки применяются при обработке ядохимикатами растений от вредителей и болезней с целью защиты органов дыхания и кожных покровов человека от ядовитых паров применяемого препарата согласно нормам СанПин.
Определением от 05.02.2020 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 27.02.2020, определением от 28.02.2020 (резолютивная часть от 27.02.2020) рассмотрение жалобы отложено на 24.03.2020. В судебном заседании 24.03.2020 объявлен перерыв до 31.03.2020. Определением от 26.03.2020 суд изменил дату судебного заседания с 31.03.2020 на 07.05.2020, а определением от 07.05.2020 рассмотрение жалобы отложил на 11.06.2020 в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции и официальным объявлением дней с 30.03.2020 по 11.05.2020 нерабочими.
Глава КФХ в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к ней, просил ее удовлетворить, решение суда отменить полностью, в иске отказать.
Министерство представило письменные пояснения на жалобу, в которых возразило против доводов и требований жалобы, указало, что представленный истцом расчет суммы возврата гранта является верным, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав Главу КФХ, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, дополнении к ней, письменных пояснениях истца по жалобе, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по итогам конкурса, проведенного в соответствии с Положением о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - Положение), утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп, и на основании распоряжения Министерства от 10.05.2016 N 195-р, Министерство и Глава КФХ заключили соглашение о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 11.05.2016 N 01-35/255.
Согласно пунктам 1.1 - 1.4 соглашения Министерство предоставляет Главе КФХ денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 467 635 руб. 36 коп. путем перечисления на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, а Глава КФХ принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными Положением и соглашением.
Проект по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства Глава КФХ реализует в сроки, установленные Положением и планом расходов гранта (приложение 1), являющимся неотъемлемой частью соглашения.
Грант используется исключительно в соответствии с планом расходов гранта.
Грант предоставляется из областного бюджета на безвозмездной основе на условиях долевого финансирования в соответствии с планом расходов грана и подлежит возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Положением и соглашением.
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения Глава КФХ принял на себя обязательства: реализовать проект по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства и использовать грант в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленными соглашением и планом расходов гранта; выполнить условия Положения и соглашения; в течение срока действия соглашения постоянно проживать в муниципальном образовании Архангельской области по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, которое является единственным местом его трудоустройства; использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на его расчетный счет; оплачивать за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов; создать не позднее 18 месяцев со дня поступления средств на его расчетный счет 3 постоянных рабочих места, что должно подтверждаться в целевом отчете по расходованию средств гранта и ежеквартальном отчете по истечении указанного срока; быть зарегистрированным в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществлять свою деятельность в течение не менее 5 лет со дня заключения соглашения; зарегистрировать право собственности на имущество, приобретаемое за счет средств гранта в соответствии с планом расходов; использовать все приобретения за счет средств гранта исключительно в деятельности своего КФХ, на развитие и деятельность КФХ и только с целью получения дохода от деятельности КФХ; не осуществлять в течение 10 лет со дня поступления гранта на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущества, приобретаемого с использованием средств гранта.
Глава КФХ принял на себя обязательства, что в случае, предусмотренном пунктом 2.2.1 соглашения, обеспечить беспрепятственный доступ представителей министерства и органов государственного финансового контроля Архангельской области к имуществу, приобретенному за счет средств гранта и используемому в сельскохозяйственном производстве, давать объяснения, отчеты и документы, касающиеся приобретения, пользования и распоряжения имуществом, включенным в план расходов, исполнять предписания, вынесенные по результатам проверок; согласен на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта и выполнения запрета приобретения за счет средств гранта иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления гранта иных операций, согласен не препятствовать Министерству и органам государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта, дает согласие на передачу и обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации; перечисленные средства гранта расходовать исключительно по направлениям расходования средств, указанных в плане расходов гранта, и только путем безналичного перечисления средств на расчетные счета контрагентов.
Для подтверждения целевого использования средств гранта в течение 20 рабочих дней со дня использования средств гранта по каждому наименованию в соответствии с планом расходов представлять в Министерство фотоотчет и сброшюрованный отчет с приложением копий документов, заверенных получателем гранта в установленном федеральным законом порядке, по перечню, установленному Министерством.
В течение 5 лет с момента получения гранта ежеквартально в рамках календарного года представлять в Министерство отчет о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в целях создания и развития КФХ не позднее 10 числа месяца (не позднее 10 апреля, 10 июля, 10 октября, 10 января), следующего за отчетным кварталом в соответствии с установленными Министерством формам.
В случае наступления событий, указанных в подпункте 2.2.2 соглашения, в течение 10 рабочих дней возвратить в полном объеме полученные средства гранта путем перечисления денежных средств на расчетные счета, указанные в уведомлении Министерства.
В силу пункта 3.1 соглашение вступает в силу с даты его заключения и действует в течение 5 лет до полного исполнения сторонами принятых по нему обязательств либо до его расторжения.
Согласно пункту 4.1 соглашения в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения предусмотренных соглашением обязательств стороны несут ответственность соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашением.
В приложении 1 стороны согласовали план расходов гранта крестьянского (фермерского) хозяйства Главы КФХ (далее - План) в муниципальном образовании "Устьянский муниципальный район" на развитие по направлению овощеводство.
Дополнительным соглашением 09.11.2017 N 1 к соглашению стороны изложили план в новой редакции.
Целями использования гранта являлись: приобретение производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию, в том числе: теплицы тоннельной с покрытием поликарбонат, пленка, стекло (1 шт.) общей стоимостью 407 322 руб. (из них средства гранта - 365 914 руб. 04 коп., собственные средства - 41 407 руб. 96 коп.); подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре, в том числе: подключение теплицы к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре на 469 445 руб. 36 коп. (из них средства гранта - 417 430 руб. 81 коп., собственные средства - 52 014 руб. 55 коп.), проведение системы отопления теплицы на сумму 120 000 руб. (из них средства гранта - 108 000 руб., собственные средства - 12 000 руб.); приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе: системы на капиллярных матах и гидропонике, светового оборудования, рассадного стол, камеры проращивания, опрыскивателя, дезинсектора стоимостью 217 915 руб. (из них: средства гранта - 196 123 руб. 21 коп., собственные средства - 21 791 руб. 79 коп.), агрохимической лаборатории стоимостью 124 000 руб. (из них: средства гранта - 111 000 руб., собственные средства - 13 000 руб.), гидропонной установки для выращивания зеленых культур стоимостью 71 524 руб. (из них: средства гранта - 64 371 руб. 60 коп., собственные средства - 7 152 руб. 40 коп.); приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений, в том числе: семян овощных культур 2 кг стоимостью 90 573 руб. (из них: средства гранта - 81 515 руб. 70 коп., собственные средства - 9 057 руб. 30 коп.); приобретение удобрений и ядохимикатов 110 кг, в том числе: минеральных удобрений 100 кг стоимостью 68 640 руб. (из них: средства гранта - 61 640 руб., собственные средства - 7 000 руб.), средств защиты растений (ядохимикаты, энтомофаги, шмели и пчелы опылители) 10 кг стоимостью 68 640 руб. (из них: средства гранта - 61 640 руб., собственные средства - 7 000 руб.).
Вышеуказанные позиции закреплены в плане.
Предусмотренный соглашением грант в размере 1 467 635 руб. 36 коп. перечислен Главе КФХ платежными поручениями от 12.05.2016 N 277357, 271588.
В результате плановой выездной проверки на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления, получения, расходования и использования средств гранта Министерство установило, что грант на момент проверки в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленные соглашением и планом, не использован в полном объеме, новые постоянные места не созданы, средства гранта расходовались путем наличного перечисления средств контрагентам, документы для подтверждения целевого использования средств гранта в полном объеме в соответствии с планом и соглашением не представлены.
По результатам проверки составлен акт контрольного мероприятия от 30.08.2018 N 55.
Согласно данному акту, в течение срока использования гранта (18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет) Главой КФХ представлены документы, подтверждающие расходование средств гранта (счета на оплату, платежные поручения, товарные чеки, договоры купли-продажи, акты на выполненные работы и услуги, счета-фактуры, товарные накладные) на 495 514 руб. 21 коп., из них средств гранта - 441 044 руб. 48 коп., собственных средств 54 470 руб. Остаток неиспользованных в течении срока использования средств гранта составил 1 026 590 руб. 88 коп. (1 467 635 руб. 36 коп. - 441 044 руб. 48 коп. = 1 026 590 руб. 88 коп.). О времени и месте проведения проверки Глава КФХ уведомлен заблаговременно. По результатам проведенной проверки составлен акт от 30.08.2018 N 55.
Министерство 18.06.2019 направило Главе КФХ о возврате 1 026 590 руб. 88 коп. средств гранта течение 30 рабочих дней со дня его предъявления.
Требование оставлено Главой КФХ без удовлетворения.
Полагая, что данные средства гранта ответчик должен возвратить, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными в части взыскания с Главы КФХ в пользу Министерства 569 570 руб. 60 коп. средств гранта. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие средства предоставляются в форме субсидий.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта (пункт 7 статьи 78 БК РФ).
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Из материалов дела видно, что постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013-2020 годы.
Постановлением правительства Архангельской области от 07.04.2016 N 111-пп постановление правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп дополнено Положением о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Пунктом 35 Положения предусмотрено, что в случае выявления министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления грантов и единовременной помощи их получателями, а также условий соглашений, средства грантов и (или) единовременной помощи подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
При непредставлении получателем документов, подтверждающих целевое использование гранта и (или) единовременной помощи, в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока использования гранта и (или) единовременной помощи, установленного подпунктом 9 пункта 8 настоящего Положения, получатель обязан вернуть средства областного бюджета в полном объеме в течение 30 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
Получатель обязан использовать средства гранта и единовременной помощи по целевому назначению в течение 18 месяцев со дня перечисления средств гранта или единовременной помощи министерством на расчетный счет получателя. Неиспользованные средства гранта или единовременной помощи подлежат возврату в областной бюджет на лицевой счет министерства в течение 15 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
В соответствии с пунктом 1.2 плана целью использования гранта являлось приобретение теплицы тоннельной с покрытием из поликарбоната, пленки, стекла (1 шт.) общей стоимостью 407 322 руб. (из них средства гранта - 365 914 руб. 04 коп., собственные средства - 41 407 руб. 96 коп.).
Как указал суд первой инстанции, Глава КФХ представил в суд доказательства приобретения теплицы стоимостью 207 524 руб., поликарбоната (прозрачный, желтый, оранжевый) на 87 652 руб. 32 коп., комплекта материалов для реконструкции теплицы на 65 232 руб., реле времени цилиндрическое (для поддува пленки) на 2 850 руб., всего на общую сумму 363 258 коп. 32 руб. При этом при подсчете общей суммы целевого расходования средств суд в решении указал иную сумму, а именно, 363 349 руб. 32 коп.
При проверки вышеназванного расчета и документов, представленных в их подтверждение, в том числе имеющихся в материалах дела платежных поручений, суд апелляционной инстанции установил, что Глава КФХ представил в суд доказательства приобретения теплицы стоимостью 207 524 руб., поликарбоната (прозрачный, желтый, оранжевый) на 87 652 руб. 32 коп., комплекта материалов для реконструкции теплицы на 65 323 руб., реле времени цилиндрическое (для поддува пленки) на 2 850 руб., всего на общую сумму 363 349 коп. 32 руб.
Ссылки Министерства о необоснованности расходов по приобретению желтого и оранжевого поликарбоната, комплекта материалов для реконструкции теплицы и реле времени правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные материалы использованы для строительства теплицы. На представленных в материалах дела фотографиях подтверждается использование цветного поликарбоната, в том числе для выстилания пола теплицы под мешками с рассадой. Купол теплицы изготовлен из пленочного материалы, периодический поддув которого осуществляется с использованием реле.
Как правильно указал суд первой инстанции, расходы по приобретению конструкции теплицы и материалов подтверждены материалами дела, использование теплицы в деятельности КФХ Министерство не оспаривает, оснований для признания указанной суммы расходов необоснованной не имеется.
В пунктах 2.1 и 2.2 плана предусмотрены расходы на подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре, в том числе: подключение теплицы к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре на 469 445 руб. 36 коп. (из них средства гранта - 417 430 руб. 81 коп., собственные средства - 52 014 руб. 55 коп.), а также расходы на проведение системы отопления теплицы на 120 000 руб. (из них средства гранта - 108 000 руб., собственные средства - 12 000 руб.).
Суд первой инстанции пришел к выводу о возможности отнести на указанные работы расходы Главы КФХ в размере 243 363 руб. 40 коп., в том числе расходы по договору подряда на монтаж системы отопления в размере 165 761 руб. 76 коп., расходы по приобретению электротоваров на 6 921 руб. и 16 789 руб. 40 коп., расходы на приобретение материалов для монтажа системы отопления и полива (муфты, трубы, МП) в размере 26 812 руб., а также расходы по приобретению генератора бензинового инверторного в размере 26 990 руб.
Из материалов дела видно, что Глава КФХ в суде первой инстанции пояснил, что элекропотребление теплицы учитывается на одном приборе учета, в теплице установлено несколько автоматических выключателей.
Вместе с тем, исходя из имеющихся в материалах дела платежных документов, расходы Главы КФХ составили 243 273 руб. 40 коп., в том числе расходы по договору подряда на монтаж системы отопления в размере 165 761 руб. 76 коп., расходы по приобретению электротоваров на 6 921 руб. и 16 789 руб. 40 коп., расходы на приобретение материалов для монтажа системы отопления и полива (муфты, трубы, МП) в размере 26 812 руб., а также расходы по приобретению генератора бензинового инверторного в размере 26 990 руб.
При этом суд апелляционной инстанции не принимает доводы подателя жалобы о необоснованном исключении части расходов по приобретению электротоваров и материалов.
В данном случае, исходя из материалов дела следует, что суд первой инстанции правомерно исключил из счета от 23.11.2016 N 37 расходы по приобретению одного из двух электросчетчиков на 2 450 руб., а из счета от 05.09.2017 N 77 расходы по приобретению трех автоматических выключателей на 329 руб. (ранее автоматические выключатели приобретались по счету от 23.11.2016 N 37) и расходы по приобретению электросчетчика на 836 руб. (ранее электросчетчик приобретен по счету от 23.11.2016 N 37).
Как установил суд, приобретение генератора бензинового инверторного (счет от 08.08.2017 N 137-000829 на 26 990 руб.) обусловлено перепадами напряжения в электроснабжении. Учитывая использование оборудования в электроснабжении теплицы, фактическое несение расходов по приобретению такого оборудования, суд признал целевыми расходы по приобретению генератора.
Из материалов дела видно, что Глава КФХ 09.06.2017 заключил договор подряда на монтаж системы отопления теплицы.Стоимость работ по монтажу системы отопления составила 165 761 руб. Согласно акту от 20.06.2017 работы переданы подрядчиком заказчику без замечаний. В подтверждение оплаты работ по договору подряда от 09.06.2017 в материалы дела представлены копии квитанции к приходному кассовому ордеру от 09.06.2017 N 3 на 82 880 руб. 50 коп. и квитанции к приходному кассовому ордеру от 20.06.2017 N 5 на 82 880 руб. 50 коп.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что нарушение Главой КФХ условия соглашения относительно осуществления расчетов с контрагентами исключительно безналичным путем в отсутствие опровержения фактического несения расходов, не может являться достаточным основанием для непринятия таких расходов.
Суд первой инстанции также указал, что расходы по договору розничной купли-продажи товара от 09.10.2017 N 104 на 26 627 руб. приняты в отсутствие в деле доказательств опровергающих использование приобретенного материала при монтаже системы отопления и полива теплицы. Использование в теплице металлопластиковых труб подтверждается фотографиями, представленными Министерством с пояснениями.
Вместе с тем, в материалах дела имеются доказательства, а именно платежные документы по названному договору на 26 812 руб., поэтому указание судом в решении на 26 627 руб. является ошибочным.
В соответствии с разделом 3 плана планировалось приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе: системы на капиллярных матах и гидропонике, светового оборудования, рассадного стол, камеры проращивания, опрыскивателя, дезинсектора стоимостью 217 915 руб. (из них: средства гранта - 196 123 руб. 21 коп., собственные средства - 21 791 руб. 79 коп.), агрохимической лаборатории стоимостью 124 000 руб. (из них: средства гранта - 111 000 руб., собственные средства - 13 000 руб.), гидропонной установки для выращивания зеленых культур стоимостью 71 524 руб. (из них: средства гранта - 64 371 руб. 60 коп., собственные средства - 7 152 руб. 40 коп.).
Суд первой инстанции признал документально подтвержденными в целях получения гранта расходы в размере 189 857 руб. 01 коп., в том числе: на приобретение опрыскивателя в размере 14 420 руб. (счет от 30.06.2016 N ТД-00942049), капиллярных матов (42 990 руб.), гидропонной установки (38 780 руб.), агрохимической лаборатории в размере 69 584 руб. 01 коп. (счет-фактура от 19.07.2016 N 1049 за минусом расходов по приобретению анализатора качества молока "Лактан 1-4-М" на 23 800 руб. 01 коп.) и в размере 24 083 руб. (приобретение "Экотест - 200-рН-комб." и Старндарт-ТИТР").
Доводы подателя жалобы о необоснованном не принятии расходов на приобретение иного сельскохозяйственного инвентаря и техники являются необоснованными, поскольку ответчик не представил документов, подтверждающих расходование средств гранта в заявленной им сумме именно на данные цели гранта. Документы не представлены ни истцу, ни в суд. Документы, на которые ссылается податель жалобы, а именно, фотоматериалы, газетные статьи такими доказательствами не являются.
В соответствии с пунктом 4.1 плана предусмотрено приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений, в том числе: семян овощных культур 2 кг стоимостью 90 573 руб. (из них: средства гранта - 81 515 руб. 70 коп., собственные средства - 9 057 руб. 30 коп.).
Оценивая представленные ответчиком доказательства, суд первой инстанции обоснованно признал доказанным несение ответчиком целевых расходов в размере 64 000 по приобретению лука (счет на оплату от 17.10.2016 N 49). Суд установил, что указанный лук приобретен и использован как посадочный материалы для выращивания на зелень (для выгонки на перо). Главы КФХ произвел испытания выращенного лука, это подтверждается представленными в материалы дела документами.
Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что вместо семян расходы понесены Главой КФХ на приобретение лука и превышено количество приобретенного материала, не свидетельствует о нецелевом расходовании средств гранта. Расходы понесены в связи деятельность крестьянско-фермерского хозяйства, в пределах суммы, предусмотренной пунктом 4.1 плана.
В соответствии с разделом 5 плана предусмотрено приобретение удобрений и ядохимикатов 110 кг, в том числе: минеральных удобрений 100 кг стоимостью 68 640 руб. (из них: средства гранта - 61 640 руб., собственные средства - 7 000 руб.), средств защиты растений (ядохимикаты, энтомофаги, шмели и пчелы опылители) 10 кг стоимостью 68 640 руб. (из них: средства гранта - 61 640 руб., собственные средства - 7 000 руб.).
Суд правильно оценил представленные ответчиком доказательства и пришел к выводу о том, что имеющимися в материалах дела документами, в том числе: договорами поставки, товарными накладными, счетами на оплату, квитанциями к приходным кассовым ордерам от 16.05.2017 N 146-А, от 16.12.2017 N 276А, товарными чеками от 15.11.2016, 12.10.2017, подтверждается приобретение удобрений на общую сумму 139 440 руб. и средств защиты растений на 37 740 руб., всего на общую сумму 177 180 руб.
Поскольку расходы ответчика на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений предусмотрены планом, подтверждены ответчиком суд обоснованно признал возможным учесть понесенные ответчиком расходы на указанные цели в пределах суммы, предусмотренной разделом 5 плана (137 280 руб.).
При этом суд правомерно не принял возражения истца о нарушении ответчиком условий соглашения об осуществлении расчетов с контрагентами исключительно безналичным путем.
Вместе с тем, доводы подателя жалобы о необоснованном не принятии судом первой инстанции иных заявленных Главой КФХ расходов на приобретение: пиломатериалов, ноутбука, программного обеспечения, охлаждения для ноутбука, сетевого фильтра, сумки к ноутбуку, противогаза гражданского с маской, комбинезона, перчаток нитриловых и "МИКРОНИТ", сушильного шкафа, прицепа, торгового прицепа, морозильной витрины, саморезов, труб, шайб, чернил, расходы на проведение экспертизы документов, испытания - лук зеленый, шеф-монтажные работы, не принимаются во внимание.
Как следует из материалов дела, как при проведении проверки, так и при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчику предлагалось представить доказательства, подтверждающие как факт несения заявленных им расходов, так и соотнесение их с условиями соглашения, планом и целями выделенного гранта.
Объективных доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, ответчик в суд не представил. То обстоятельство, что он приобрел и использует данные материалы, предметы и технику для своей деятельности, не свидетельствует о целевом расходовании бюджетных средств, поскольку данные расходы должны соотносится со всеми положениями соглашения и плана по предоставлению и расходованию средств гранта. Представленные в апелляционный суд документы, в том числе, фотоматериалы, газетные статьи, акты, счета также не содержат сведений, подтверждающих обстоятельства, которые необходимо установить при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, ответчик доказал факт целевого расходования средств гранта на общую сумму 997 759 руб. 73 коп., в том числе: 363 349 руб. 32 коп. по пункту 1.2 плана; 243 273 руб. 40 коп. по пунктам 2.1 и 2.2 плана; 189 857 руб. 01 коп. по пункту 3 плана; 64 000 руб. по пункту 4.1 плана; 137 280 руб. по пункту 5 плана.
В соответствии с соглашением при распределении софинансирования как: 90 % - средства гранта, 10 % - собственные средства грантополучателя, обоснованными и документально подтвержденными являются расходы Главы КФХ за счет средств гранта в размере 897 983 руб. 76 коп.
Соответственно требования истца являются обоснованными в части взыскания 569 651 руб. 60 коп. в возврат средств гранта.
В связи с этим решение суда подлежит изменению с изложением первого абзаца резолютивной части в новой редакции. В остальной части решение суда является законным, а доводы жалобы - не обоснованными.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 декабря 2019 года по делу N А05-11772/2019 изменить, изложить первый абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Саидова Саида-Низиамина Касумовича в пользу министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области 569 651 руб. 60 коп. возврата средств гранта".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Саидова Саида-Низиамина Касумовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11772/2019
Истец: министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Саидов Саид-Назиамин Касумович, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства САИДОВ САИД-НИЗИАМИН КАСУМОВИЧ