г. Ессентуки |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А20-1094/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 19.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., при участии в судебном заседании представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике Слоновой Е.Х. (доверенность от 27.12.2019), в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.03.2020 по делу N А20-1094/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики обратилось общество с ограниченной ответственностью "РИАЛ" (далее - общество, ООО "РИАЛ") с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике (далее -инспекция, налоговый орган), в котором просит:
- признать недействительным решение МР ИФНС России N 4 по КБР о привлечении ООО "РИАЛ" к ответственности за совершение налогового правонарушения N 629 от 27.08.2019, согласно которому ООО "РИАЛ" доначислено 84 307 900 руб. акцизов, 5 867 829, 84 руб. пени, 33 723 160 руб. штрафов;
- признать недействительным решение МР ИФНС России N 4 по КБР о привлечении ООО "РИАЛ" к ответственности за совершение налогового N 99 от 11.02.2019, согласно которому ООО "РИАЛ" доначислено 42 164 185 руб. акцизов, 5 424 422, 39 руб. пени, 8 432 837 руб. штрафов;
- признать недействительным решение МР ИФНС России N 4 по КБР о привлечении ООО "РИАЛ" к ответственности за совершение налогового N 100 от 11.02.2019, согласно которому ООО "РИАЛ" доначислено 42 150 596 руб. акцизов, 4 729 296, 89 руб. пени, 8 430 119 руб. штрафов,
- признать недействительным решение МР ИФНС России N 4 по КБР о привлечении ООО "РИАЛ" к ответственности за совершение налогового N 101 от 11.02.2019, согласно которому ООО "РИАЛ" доначислено 42 125 001 руб. акцизов, 4 108 591 руб. пени, 8 425 000 руб. штрафов.
Определением суда от 27 марта 2020 заявление общества принято к производству Арбитражного суда КБР, делу присвоен номер А20-1094/2020, назначено предварительное судебное заседание по его рассмотрению на 18 мая 2020 года в 11 час. 00 мин.
Одновременно общество обратилось с ходатайством о принятии обеспечительных мер, в котором просит:
1. Приостановить действие решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 629 от 27.08.2019, согласно которому были доначислены следующие суммы налогов, пеней и штрафов: акцизы, в сумме 84 307 900 руб.; пени по акцизам в сумме 5 867 829, 84 руб.; штрафные санкции в сумме 33 723 160 руб.;
- приостановить действие решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 99 от 11.02.2019, согласно которому ООО "Риал" были доначислены следующие суммы налогов, пеней и штрафов: акцизы в сумме 42 164 185 руб.; пени по акцизам в сумме 5 424 422, 39 руб.; штрафные санкции в сумме 8 432 837 руб.;
- приостановить действие решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 100 от 11.02.2019, согласно которому ООО "Риал" были доначислены следующие суммы налогов, пеней и штрафов: акцизы в сумме 42 150 596 руб.; пени по акцизам в сумме 4 729 296, 89 руб.; штрафные санкции в сумме 8 430 119 руб.;
- приостановить действие решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 101 от 11.02.2019, согласно которому ООО "Риал" были доначислены следующие суммы налогов, пеней и штрафов акцизы в сумме 42 125 001 руб.; пени по акцизам в сумме 4 108 591, 77 руб.; штрафные санкции в сумме 8 425 000 руб.
2. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике:
- отозвать из ПАО "Промсвязьбанк" 044525555 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской республике N 1087 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Промсвязьбанк" 044525555 все расходные операции по счетам расчетный 40702810800000011564, расчетный 40702978800000002554, расчетный 40702840400000003023 на сумму 121 248 811,52 руб.;
- отозвать из ПАО "Промсвязьбанк" Ставропольский 040702773 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 1088 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Промсвязьбанк" Ставропольский 040702773 все расходные операции по счетам расчетный 40702810208000001082, расчетный 40702810108003001082 на сумму 121 248 811,52 руб.;
- отозвать из ПАО "Сбербанк России" Кабардино - Балкарское отделение N 8631 040702615 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 1089 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств,, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Сбербанк России" Кабардино - Балкарское отделение N 8631 040702615 все расходные операции по счетам расчетный 40702810560330050655, текущий 40702978460330000090, текущий 40702840560330000099, расчетный 40702810160330003358 на сумму 121 248 811,52 руб.;
- отозвать из ПАО "Промсвязьбанк" 044525555 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 1103 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств,, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Промсвязьбанк" 044525555 все расходные операции по счетам расчетный 40702810800000011564, расчетный 40702978800000002554, расчетный 40702840400000003023 на сумму 56 021 444,39 руб.;
- отозвать из ПАО "Промсвязьбанк" Ставропольский 040702773 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 1104 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств,, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Промсвязьбанк" Ставропольский 040702773 все расходные операции по счетам расчетный 40702810208000001082, расчетный 40702810108003001082 на сумму 56 021 444,39 руб.;
- отозвать из ПАО "Сбербанк России" Кабардино - Балкарское отделение N 8631 040702615 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 1105 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Сбербанк России" Кабардино - Балкарское отделение N 8631 040702615 все расходные операции по счетам расчетный 40702810560330050655, текущий 40702978460330000090, текущий 40702840560330000099, расчетный 40702810160330003358 на сумму 56 021 444, 39 руб.;
- отозвать из ПАО "Промсвязьбанк" 044525555 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 1106 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Промсвязьбанк" 044525555 все расходные операции по счетам расчетный 40702810800000011564, расчетный 40702978800000002554, расчетный 40702840400000003023 на сумму 55 310 011, 89 руб.;
- отозвать из ПАО "Промсвязьбанк" Ставропольский 040702773 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 1107 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств,, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Промсвязьбанк" Ставропольский 040702773 все расходные операции по счетам расчетный 40702810208000001082, расчетный 40702810108003001082 на сумму 55 310 011,89 руб.;
- отозвать из ПАО "Сбербанк России" Кабардино - Балкарское отделение N 8631 040702615 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 1108 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств,, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Сбербанк России" Кабардино - Балкарское отделение N 8631 040702615 все расходные операции по счетам расчетный 40702810560330050655, текущий 40702978460330000090, текущий 40702840560330000099, расчетный 40702810160330003358 на сумму 55 310 011, 89 руб.;
- отозвать из ПАО "Промсвязьбанк" 044525555 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 1109 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств,, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Промсвязьбанк" 044525555 все расходные операции по счетам расчетный 40702810800000011564, расчетный 40702978800000002554, расчетный 40702840400000003023 на сумму 54 658 592,77 руб.;
- отозвать из ПАО "Промсвязьбанк" Ставропольский 040702773 решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 1110 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств,, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Промсвязьбанк" Ставропольский 040702773 все расходные операции по счетам расчетный 40702810208000001082, расчетный 40702810108003001082 на сумму 54 658 592,77 руб.;
- отозвать из ПАО "Сбербанк России" Кабардино - Балкарское отделение N 8631 040702615 решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Кабардино-Балкарской Республике N 1111 от 12.03.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств,, согласно которому приостановлены в банке ПАО "Сбербанк России" Кабардино - Балкарское отделение N 8631 040702615 все расходные операции по счетам расчетный 40702810560330050655, текущий 40702978460330000090, текущий 40702840560330000099, расчетный 40702810160330003358 на сумму 54 658 592,77 руб.
Ходатайство мотивировано тем, что общество не сможет в дальнейшем производить спирт и полностью прекратит свою деятельность. Принятие обеспечительных мер, предотвратит возможность причинения значительного ущерба до рассмотрения спора по существу.
Определением от 27.03.2020, заявление общества с ограниченной ответственностью "РИАЛ", удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить определение суда от 27.03.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Общество с ограниченной ответственностью "РИАЛ" представило отзыв на жалобу, в котором просит оставить определение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании представитель инспекции апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в жалобе, просил отменить определение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит определение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Принимая обеспечительные меры, суд первой инстанции сославшись на положения частей 1 и 2 статьи 90, пунктом 3 статьи 199, части 1 статьи 197, АПК РФ указал, что арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Так же суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 46, статьи 47, пункта 3 статьи 101.3 НК РФ суд указал, что случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке
Суд первой инстанции сославшись на положения определения от 06.11.03 N 390-О Конституционный суд РФ и Постановления Пленума ВАС РФ N 55 от 12.10.06 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
При этом суд первой инстанции не учел в полной мере, что согласно части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если не принятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - постановление N 55) арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Кодекса. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 Кодекса, если заявителем представлены доказательства их обоснованности, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю; обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Кодекса арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц, а также насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Кодекса (пункт 10 постановления N 55).
При разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суду надлежит исходить из предмета заявленного требования и возможного судебного решения по нему; суд должен удостовериться в том, что в случае удовлетворения заявленных требований непринятие именно этой меры затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта.
Из материалов дела усматривается.
По результатам камеральной проверки в отношении ООО "Риал" решением МР ИФНС России N 4 по КБР о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 629 от 27.08.2019 (февраль 2019 года) ООО "Риал" были доначислены следующие суммы налогов, пеней и штрафов: акцизы в сумме 84 307 900 руб.; пени по акцизам в сумме 5 867 829, 84 руб.; штрафные санкции в сумме 33 723 160 руб.; решением МР ИФНС России N 4 по КБР о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 99 от 11.02.2019 (март 2019 года) ООО "Риал" были доначислены следующие суммы налогов, пеней и штрафов: акцизы в сумме 42 164 185 руб.; пени по акцизам в сумме 5 424422,39 руб.; штрафные санкции в сумме 8 432 837 руб.; решением МР ИФНС России N 4 по КБР о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 100 от 11.02.2019 (апрель 2019 года) ООО "Риал" были доначислены следующие суммы налогов, пеней и штрафов: акцизы в сумме 42 150 596 руб.; пени по акцизам в сумме 4 729 296, 89 руб.; штрафные санкции в сумме 8 430 119 руб.; решением МР ИФНС России N 4 по КБР о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 101 от 11.02.2019 (май 2019 года) ООО "Риал" были доначислены следующие суммы налогов, пеней и штрафов: акцизы в сумме 42 125 001 руб.; пени по акцизам в сумме 4 108 591,77 руб.; штрафные санкции в сумме 8 425 000 руб.
Из представленного обществом баланса следует, что по состоянию на 23 марта 2020 года стоимость основных средств общества по состоянию: на 31.12.2017 составила 1 441 922 000 рублей, на 31.12.2018 - 1 281 207 000 рублей, на 31.12.2019.- 1235 511 000 рублей, на 23.03.2020. - 1 232 511 000 рублей; запасов по состоянию на 31.12.2017 - 336 206 000 рублей, на 31.12.2018- 366 205 000 рублей, на 31.12.2019.-231401000 рублей. на 23.03.2020. - 162 161 000 рублей; дебиторская задолженность на 31.12.2017 - 2 565 304 000 рублей, на 31.12.2018 - 777 751 000 рублей, на 31.12.2019 - 691 204 000 рублей, на 23.03.2020 - 420 064 000 рублей. Кроме того, заемные средства и кредиторская задолженность составляет: на 31.12.2017- 3 104 832 000 рублей, на 31.12.2018 -2 024 275 000 рублей, на 31.12.2019- 472 117 000 рублей, на 23.03.2020 - 379 472 000 рублей.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что изменение дебиторской и кредиторской задолженности по сравнению с показателями на 31.12.2017, 31.12.2018, 31.12.2019 и 23.03.2020. свидетельствуют о том, что Общество занималось хозяйственной деятельностью, вело работу по погашению дебиторской задолженности и погашению кредиторской задолженности. Сумма дебиторской задолженности превышает сумму кредиторской задолженности, что свидетельствует об отсутствии признаков недостатка денежных средств.
В своем заявлении общество обращает внимание суда на то, что практически неизменность показателей активов общества по состоянию на 31.12.2018 в сравнении с концом 2017 года объясняется тем, что общество является спиртзаводом и иными видами деятельности, кроме производства и реализации спирта не занимается.
Заявитель указывает, что в случае удовлетворения судом ходатайства общества о приостановлении действия решений МР ИФНС России N 4 по КБР N629 от 27.08.2019, N 99 от 11.02.2019, N 100 от 11.02.2019 и N 101 от 11.02.2019 общество в течение трех ближайших месяцев произведет и реализует спирт, выручка от реализации которого позволит обществу получить средства, позволяющие погашать задолженность по оспариваемому решению с налоговым органом, что подтверждается следующими обстоятельствами.
Как указывает заявитель, большая часть данного объема будет реализована обществом следующим покупателям (копии контрактов представлены в материалы дела) в течение указанного периода (апрель-июнь 2020):
с иностранной компанией Трэдхол Интернасионал, С.А. Сосиедад Юниперсонал (Испания) по контракту N RIAL/ETOH/P3/011215 от 01.12.2015., Общество поставит в этот период данному покупателю спирт пищевой в объеме 960 000 дал по цене в пересчете на рубли РФ 484.14 руб/дал, что составит 464 774 400 рублей;
с иностранной компанией LLC Avestra Chemical DMCC от 01.04.2017 заключен контракт N RIAL 01/04/2017, которым установлена цена за декалитр в пересчете на рубли РФ составляет 484.14 рублей, объем поставки спирта 720 000 дал. Общая стоимость поставки 348 580 800 рублей;
с иностранной компанией ООО "АГРОТОРГАЗИЯ" по контракту N 03/02/2020 от 03.02.2020 г Общество поставит данному покупателю спирт пищевой в объеме 64 000 дал по цене в пересчете на рубли РФ 536.18 руб/дал на общую сумму 34 315 520 рублей;
с иностранной компанией LIKIT KIMYA SAN.VE TIC.A.S. по контракту N RIAL 09/03/2020 от 09.03.2020 г Общество поставит данному покупателю спирт пищевой в объеме 120 000 дал по цене в пересчете на рубли РФ 510,16 руб/дал на общую сумму 612 192 000 рублей.
Всего экспортная выручка по указанным контрактам составит 1 459 862 720 рублей, что позволит обществу осуществлять расчеты с налоговым органом при удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения судебного акта при дальнейшем проигрыше дела в суде.
Также для производства спирта в указанных объемах, обществу необходимо закупить: основные материалы, ферменты и вспомогательные материалы, быть обеспеченным газом и электроэнергией, а также платить заработную плату работникам общества и уплачивать текущие налоги.
Потребность в материалах общество определило исходя из Норм расхода сырья и материалов, утвержденных руководителем общества с 01.02.2019, которые в свою очередь разработаны на основании "Производственного технологического регламента по комплексной безотходной переработке зерна на спирт для предприятия ООО "РИАЛ"", утвержденный руководством общества 15.06.2012 года по согласованию с Председателем Технического комитета по стандартизации ТК 176 "Спиртовая дрожжевая и ликероводочная продукция" директором ГНУ ВНИИПБТ Россельхозакадемии В.А. Поляковым.
В соответствии с расчетом производства спирта в количестве 3 150 000 дал, исходя из норм расхода материалов, ежесуточный расход зерна кукурузы по цехам (заводам) мощностью 20000 дал. 22000 дал и 3000 дал в сутки, составляет 1129 тонн. Цех на 3000 дал в сутки не использует в качестве исходного сырья зерно кукурузы, а использует отходы основного производства.
Соответственно на весь плановый цикл апрель-июнь 2020 года запланировано - расход зерна кукурузы составит по цехам 79 027 тонн, с учетом норм расхода.
Приобретение заявленного объема зерна кукурузы, общество обосновывает договорами с поставщиками кукурузы, общий объем приобретения 79 300 тонн на сумму 909 800 000 рублей по заключенным договорам с поставщиками (ООО "Ботаник", ООО "Престиж", ИП ГКФХ Каиров Заур М., ООО "АМК", ООО "Виктория", Глава КФХ Кокова ООО "Агро-смета", Глава КФХ Теуважуков.
Расчет потребности в ферментах и вспомогательных веществах произведен на основе норм расхода. Покупка ферментов и вспомогательных материалов в сумме 12 437 251,9 рублей по заключенным и приложенным к заявлению договорам с поставщиками (ООО "СНАБСЕРВИС", ООО "АСИД", ООО ООО "Химснаб", ООО "Агроинвест").
Кроме того, для производства спирта обществу необходимы газ и электроэнергия. Как следует из представленных договоров и представленного расчета потребности в коммунальных услугах в натуральных единицах и рублях общая сумма потребляемых ресурсов составляет 96 754 773,8 рублей 8 рублей.
В обоснование вышеуказанных обязательств и невозможности исполнения договорных отношений в случае изъятия оборотных средств у общества заявителем представлены: расчет объема производства спирта при максимальной загрузке в разрезе цехов (заводов); ежесуточный расход зерна кукурузы по всем цехам (заводам); реестр договоров на приобретение заявленного объема зерна кукурузы с приложением договоров; расчет потребности в ферментах и вспомогательных веществах; расчет потребности в газе и электроэнергии в натуральных единицах и рублях; бухгалтерский баланс ООО "Риал" по состоянию на 23.20.2020, расчет объема производства спирта при максимальной загрузке в разрезе цехов(заводов), сводный расчет потребности основных и в основных и вспомогательных материалов, энергоносителей и заработной платы для работы ООО "РИАЛ", контракт Трэдхол Интернасионал, С.А. Сосиедад Юниперсонал (Испания) N RIAL/ETOH/P3/011215 от 01.12.2015, контракт LLC Avestra Chemical DMCC N RIAL 01/04/2017 от 01.04.2017, контракт ООО "АГРОТОРГАЗИЯ" N 03/02/2020 от 03.02.2020, контракт LiKiT KIMYA SAN.VE TIC.A.S. N RIAL 09/03/2020 от 09.03.2020, договор поставки газа N15-2-07-7535/17 от01.12.2016, договор поставки газа N15-2-07-7535/17Д от 01.04.2017, долгосрочный договор поставки газа N15-2-07-7535/18-22 от 01.11.2017, договор энергоснабжения N1771 от 15.02.2017, задолженность по зарплате работников ООО "РИАЛ", производственный технологический регламент по комплексной безотходной переработке зерна на спирт для предприятия ООО "РИАЛ".
Исходя из вышеизложенного, отказ в удовлетворении ходатайства общества приведет к наложению на заявителя штрафных санкций (неустойки) со стороны контрагентов, соответствующих органов, в том числе налоговых, предъявлению исков со стороны работников предприятия, что резко увеличит за два месяца кредиторскую задолженность общества и сделает невозможным осуществление деятельности по производству спирта.
Заявитель не сможет в полном объеме исполнить срочные денежные обязательства и иные обязательства перед контрагентами, повлечет за собой полную остановку производства в следствие невозможности оплаты по договорам на закупку основных материалов, ферментов и вспомогательных материалов, договорам на потребление электроэнергии и газа, исполнения договоров по экспортным контрактам, выплате заработной платы и уплате текущих налогов, что повлечет судебные иски против общества и начисление санкций за неисполнение обязательств.
Таким образом, непринятие судом обеспечительных мер может затруднить (в случае признания недействительными решений МР ИФНС России N 4 по КБР N629 от 27.08.2019, N 99 от 11.02.2019, N 100 от 11.02.2019 и N 101 от 11.02.2019) реальное исполнение судебного акта. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что изъятие оборотных средств у общества может привести к негативным социальным последствиям, в том числе, в связи с невыплатой заработной платы, также повлечет за собой нарушение нормальной хозяйственной деятельности заявителя, в связи с изъятием крупной суммы денежных средств, предназначенной для осуществления текущей деятельности, создаст дополнительный дефицит денежных средств и, тем самым, повлечет изъятие у заявителя значительной части оборотных средств, необходимых для нормальной производственной деятельности.
Это повлечет недополучение бюджетом налоговых платежей и фактически сделает невозможной оплату труда работников и осуществление платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
В случае непринятия обеспечительных мер к обществу будут предъявлены штрафные санкции за неисполнение обязательств по вышеуказанным договорам.
Суд первой инстанции указал, что непринятие обеспечительных мер по делу приведет к невозможности осуществлять производственную деятельность, производить выплату заработной платы работникам, уплату налогов, исполнять свои кредитные обязательства перед банками, обязательства по гражданско-правовым договорам, что приведет к причинению значительного ущерба не только заявителю, а также интересам третьих лиц - контрагентам, работникам общества, банкам, причинит значительный ущерб бюджету в виде не поступления платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Исходя из существа требований по делу, заявленные ООО "РИАЛ" обеспечительные меры не могут повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемых решений Межрайонной инспекции ФНС N 4 по КБР в случае отказа в удовлетворении требований общества, обеспечительные меры не направлены на ущемление прав другой стороны спора.
Суд первой инстанции указал, приостановление действия оспариваемых решений МР ИФНС России N 4 по КБР N629 от 27.08.2019, N 99 от 11.02.2019, N 100 от 11.02.2019 и N 101 от 11.02.2019 не повлечет какие-либо негативные последствия для бюджета, так как в случае отказа в удовлетворении заявления общества о признании недействительным вышеуказанных решений налогового органа, согласно представленным у общества имеются активы - основные средства по состоянию на 23.03.2020 - на сумму в 1 232 511 000 рублей; запасов по состоянию на 23.03.2020 - 162 161 000 рублей; дебиторской задолженности по состоянию на 23.03.2020 - 420 064 000 рублей.
Таким образом, в рамках рассмотрения заявления общества подтверждена возможность причинения ООО "РИАЛ" значительного материального ущерба. Кроме того, судом учитывается следующее обстоятельство.
Определением Арбитражного суда КБР от 06 сентября 2019 года по делу N А20-2704/2018 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Риал" введено наблюдение сроком на шесть месяцев; временным управляющим должника утвержден Нерсисян Арсен Гарикович (ИНН 645392890352), являющийся членом саморегулируемой организации Союз арбитражных управляющих "Авангард".
Суд первой инстанции сделал вывод, что взыскание с ООО "РИАЛ" в принудительном порядке вышеуказанных сумм (доначисленных налогов (акциза), пеней и штрафов) по решениям N 629 от 27.08.2019, N 99 от 11.02.2019, N 100 от 11.02.2019 и N 101 от 11.02.2019 может создать ситуацию, когда соблюдение интересов одних кредиторов может привести к причинению ущерба и убытков иным кредиторам.
Суд первой инстанции указал, что заявление о применении обеспечительных мер подлежит удовлетворению.
При этом, суд первой инстанции не учел в полной мере, что заявляя о необходимости принятия обеспечительных мер по делу N А20-1094/2020 Общество не приводит достаточных оснований для такого обеспечения.
Таким образом, ходатайство не может быть удовлетворено, если заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
В силу ст. 93 АПК РФ отсутствие указанных оснований влечет отказ в обеспечении заявления.
В соответствии с п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 АПК РФ" Арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
В материалы дела не представлены конкретных доказательства, которые способны причинить налогоплательщику реальный ущерб, в связи с Материалы дела не содержится ссылки на конкретные обязательства перед контрагентами, к неисполнению которых приведет взыскание доначисленных согласно оспариваемому решению налогового органа сумм налогов и пеней.
Так же отсутствуют доказательства того, что по окончании разбирательства по делу N А20-1094/2020 у ООО "РИАЛ" будет достаточно средств для незамедлительного исполнения решения налогового органа.
Так, по данным представленного налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерского баланса по состоянию на 23.03.2020 стоимость основных средств Общества по состоянию: на 31.12.2017 составила 1 441 922 000 руб., на 31.12.2018 - 1 281 207 000 руб., на 31.12.2019 -1 235 511 000 руб., на 23.03.2020 - 1 232 511 000 руб.; запасы по состоянию на 31.12.2017 составили 336 206 000 руб., на 31.12.2018 - 366 205 000 руб., на 31.12.2019 - 231 401 000 руб., на 23.03.2020 - 162 161 000 руб.
Указанные активы Общества имеют устойчивую тенденцию к снижению стоимости, например, основные средства на 3 000 000 руб., запасы на 69 240 000 руб. за непродолжительный период времени с 31.12.2019 по 23.03.2020.
Дебиторская задолженность составила на 31.12.2017 2 565 304 000 руб., на 31.12.2018 - 777 751 000 руб., на 31.12.2019 - 691 204 000 руб., на 23.03.2020 - 420 064 000 руб.
Заемные средства и кредиторская задолженность Общества по состоянию на 31.12.2017 составляли 3 104 832 000 руб., на 31.12.2018 - 2 024 275 000 руб., на 31.12.2019 - 472 117 000 руб., на 23.03.2020 - 379 472 000 руб. Такие данные содержатся в балансе Общества по состоянию на 23.03.2020.
При этом, имеются основания полагать, что указанные цифры по состоянию на 31.12.2019 и 23.03.2020 существенно занижены Обществом.
Согласно данным бухгалтерского баланса Общества за 2018 год, кредиторская задолженность по состоянию на 31.12.2017 составляла 2 996 901 000 руб., по состоянию на 31.12.2018 - 1 927 759 000 руб.
Кредиторская задолженность должна включать в себя доначисления по выездной налоговой проверке в сумме 1 213 073 тыс. руб. по решению Инспекции от 05.10.2017 N 10, и данное решение оспаривалось Обществом в Арбитражном суде КБР и вышестоящих судах (дело N А20-1453/2018). Определением Верховного Суда РФ от 02.10.2019 N 308-ЭС19-16217 по делу N А20-1453/2018 ООО "РИАЛ" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
В связи с этим, данные по кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2019 и 23.03.2020 должны включать в себя сумму налоговой задолженности в размере 1 213 073 тыс. руб. Указанные налоговые обязательства до настоящего времени Обществом не исполнены, что также делает невозможным принятие обеспечительных мер по данному делу.
Арбитражным судом КБР также рассматривается дело N А20-3748/2016 по заявлению ООО "РИАЛ", где сумма налоговых обязательств заявителя составляет более 660 млн. руб.
Арбитражным судом КБР рассматривается дело N А20-5359/2019, где сумма налоговых обязательств Общества составляет 158 200,2 тыс. руб.
Определением Арбитражного суда КБР от 06.09.2019 по делу N А20-2704/2018 в отношении ООО "РИАЛ" введена процедура банкротства - наблюдение сроком на шесть месяцев до 03.03.2020. Согласно указанному определению, требования только одного из кредиторов Общества - ПАО Национальный банк "ТРАСТ" - составляют 2 500 000 тыс. руб.
Оспариваемая сумма налоговых обязательств Общества по настоящему делу составляет 289 888 тыс. руб.
Согласно определению суда от 27.03.2020 по настоящему делу, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества по состоянию на 23.03.2020 стоимость основных средств ООО "РИАЛ" составляет 1 232 511 тыс. руб., запасов - 162 161 тыс. руб., дебиторская задолженность - 420 064 тыс. руб.
Как видно из вышеуказанных данных, стоимости активов Общества недостаточно для исполнения им своих налоговых обязательств.
Кроме того, дебиторская задолженность Общества не является реальным имуществом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Включение суммы дебиторской задолженности в состав активов общества предусмотрено правилами составления бухгалтерской отчетности. Под дебиторской задолженностью понимается сумма задолженности третьих лиц, не погашенная в сроки, установленные договором, а при их отсутствии - в разумный срок после возникновения обязательства (Приказ Минфина России от 10.03.1999 N 19н "Об утверждении формы "Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности организации"). Дебиторская задолженность не является реальным имуществом, которым обладает то или иное лицо на конкретную дату, а представляет собой имущественное право требования к третьим лицам. Из вышеуказанного положения следует, что дебиторская задолженность не подлежит включению в совокупную стоимость имущества организации, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с налоговым законодательством.
Как указано в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" императивно сформулировано требование, согласно которому недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта.
По смыслу пункта 6 этого же Письма, заявитель должен представить доказательства того, что по окончании разбирательства по делу у него будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта или решения в случае отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 6 Письма, в том случае, если заявитель ходатайствует о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения о взыскании с него денежной суммы или изъятии иного имущества и нет убедительных оснований полагать, что по окончании разбирательства по делу у заявителя будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта или решения, арбитражному суду рекомендуется удовлетворять ходатайство только при условии предоставления заявителем встречного обеспечения в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса".
На недостаточность имеющихся у Общества активов для исполнения им своих налоговых обязательств, а также на то, что дебиторская задолженность Общества не является реальным имуществом, также указано в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А20-5359/2019 по иску ООО "Риал" к MP ИФНС России N 4 по КБР.
Удовлетворяя заявление Общества о принятии обеспечительных мер, суд руководствуется промежуточной бухгалтерской отчетностью за 2019 год (по состоянию на 23.03.2020).
Доводы Заявителя об активах носят предположительный характер в виду того, что данный бухгалтерский баланс носит промежуточный характер.
В Приказе Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" указано, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.
Обязанность представлять промежуточную отчетность в органы государственной статистики и налоговый орган законодательством Российской Федерации между тем не установлена, поскольку п. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, Приказом Росстата от 12.08.2008 N 185 "Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики" и пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность представлять только годовую бухгалтерскую отчетность.
Следовательно, сведения, отраженные в промежуточной бухгалтерской отчётности, не отражают реальное состояние активов Общества.
Остаток денежных средств, отраженный и бухгалтерском балансе за 2017 год, составляет 18 028 000 руб. Согласно отчету о финансовых результатах, в 2017 году Обществом отражены выручка 3 202 034 000 руб., прочие доходы 397 764 000 руб., прибыль от продаж - 673 382 тыс. руб. (21,03% от доходов), чистая прибыль составила только 4 623 000 руб. (0,13% от полученных доходов). Согласно бухгалтерской отчетности за 2018 год остаток денежных средств на счетах Заявителя составил 3 136 000 рублей (снижение в 5,7 раз), прибыль от продаж - 12 518 тыс. руб. (3,04% от доходов), чистая прибыль отсутствует.
Таким образом, бухгалтерская отчетность ООО "Риал" за 2018 год подтверждает довод налогового органа о недостаточности у Заявителя активов для уплаты доначисленных сумм в случае отказа Обществу в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Риал" в своем ходатайстве о принятии обеспечительных мер и Арбитражный суд КБР в своем определении от 27.03.2020 о принятии обеспечительных мер в качестве обеспечительных мер указывают не только приостановление действия оспариваемых решений налогового органа от 27.08.2019 N 629, от 11.02.2020 NN 99 - 101, но и отзыв из банков, в которых открыты расчетные счета Общества, решений Инспекции от 12.03.2020 NN 1087 - 1089, NN 1103 - 1111 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, принятых в качестве обеспечительной меры на основании пункта 10 статьи 101 НК РФ.
Согласно исковому заявлению ООО "Риал" не оспаривает в судебном порядке законность решений Инспекции от 12.03.2020 N N 1087 - 1089, NN 1103 - 1111, принятых в качестве обеспечительной меры на основании пункта 10 статьи 101 НК РФ. Вместе с тем, Арбитражный суд КБР, принимая определение от 27.03.2020, обязывает налоговый орган отозвать из банков, в которых открыты расчетные счета Общества, решения Инспекции от 12.03.2020 NN 1087 - 1089, NN 1103 - 1111 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, принятые в качестве обеспечительной меры на основании пункта 10 статьи 101 НК РФ.
Таким образом, требование суда об отзыве этих ненормативных правовых актов Инспекции фактически свидетельствует о признании их судом недействительными без оценки их правомерности и обоснованности.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в случае отказа Обществу в удовлетворении заявленных требований и при отсутствии встречного обеспечения исполнение решения суда будет практически невозможно, так как общая задолженность налогоплательщика перед кредиторами больше, чем его активы и доходы, и поэтому принятие данной обеспечительной меры сделает практически невозможным исполнение решения налогового органа в случае отказа в удовлетворении требований Общества, так как возможно, что имеющиеся у Общества денежные средства будут направлены на погашение своих кредитных обязательств перед кредиторами, в том числе и в рамках дела о банкротстве, в ущерб интересам государства.
При таких обстоятельствах, принятие обеспечительных мер без принятия встречного обеспечения по данному арбитражному делу сделает невозможным исполнение ООО "РИАЛ" своих налоговых обязательств.
В соответствии с частью 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, подлежат немедленному исполнению.
В случае отказа Обществу в удовлетворении заявления по настоящему делу решение суда не будет незамедлительно исполнено из-за недостаточности средств на счетах яалогоплателыцика, а реализация имущества представляет собой длительный процесс, таким образом, суммы налоговой задолженности своевременно в бюджет не поступят.
Принятые обеспечительные меры повлекут нарушение баланса частных и публичных интересов, так как отсутствует гарантия немедленного исполнения решения суда при отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ст. 92 АПК РФ суд, допуская обеспечение иска, по ходатайству ответчика может потребовать от обратившегося с заявлением об обеспечении иска лица или предложить ему по собственной инициативе предоставить обеспечение возмещения возможных для ответчика убытков (встречное обеспечение) путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном дом, либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного маисового обеспечения на ту же сумму.
Представленные в материалы судебного дела заявителем документы, подтверждающие, что непринятие мер по обеспечению иска приведет к невозможности осуществлять хозяйственную деятельность в обычном жиме, и может причинить значительный ущерб заявителю не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку не отвечают требованиям ч. 2 ст. 90 АПК РФ. Кроме того, общество не представило в порядке, предусмотренном ст. 94 АПК Российской Федерации встречное обеспечение (путем внесения на депозитный счет суда денежных средств либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на сумму, позволяющую незамедлительно погасить задолженность в случае признания судом оспариваемого решения налогового органа законным и обоснованным).
Наличие у налогоплательщика текущих обязательств само по себе не является достаточным основанием для принятия обеспечительных мер. Ссылка на тот факт, что списание налоговым органом денежных средств в бесспорном порядке приведёт к невозможности исполнения обязательств по заключенным контрактам и гражданско-правовым договорам, не может являться бесспорным основанием для удовлетворения заявления общества по принятию обеспечительных мер.
Общество - коммерческая организация, которая ведет предпринимательскую деятельность. В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ такая деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли. Поэтому финансовое положение коммерческой организации, в котором она оказалась в результате ведения предпринимательской деятельности, само по себе не является основанием для принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа. Кроме того, ООО "РЕАЛ" не представило каких-либо доказательств и обстоятельств (в смысле, придаваемом ч. 2 ст. 90 АПК РФ), свидетельствующих о том, что исполнение принятого Межрайонной инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности повлечет наступление тяжелого финансового положения.
Подлежит отклонению довод общества о том, что соблюдение интересов одних кредиторов может привести к причинению ущерба и убытков иным кредиторам, при условии, что в отношении ООО "РИАЛ" Определением Арбитражного суда КБР от 06 сентября 2019 года по делу N А20-2704/2018 введена процедура наблюдения, поскольку данное обстоятельство не является основанием для признания решений о приостановлении операций по счетам, не подлежащим исполнению. Данная позиция согласуется с пунктом 6 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36, где указано, что статья 63 Закона о банкротстве не предусматривает отмены приостановления операций по счету должника, произведенного налоговым органом до введения наблюдения, и не запрещает применять его в этой процедуре. При этом, в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 76 НК РФ такое приостановление операций по счету должника не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Кроме того, действующее законодательство о налогах и сборах содержит, как определенный механизм взыскание недоимки, пеней и штрафов, так и процедуру возврата налогоплательщикам излишне уплаченных или взысканных денежных сумм. В случае вынесения судом решения о признании недействительным решения налогового органа такое решение не влечет правовых последствий, а все взысканные с налогоплательщика налоги и пени на основании оспоренного решения приобретают статус излишне взысканных обязательных платежей и подлежат возврату налогоплательщику, в связи с чем, причинение значительного ущерба Обществу невозможно.
Доводы Общества носят вероятностный, предположительный характер, направлены на оценку обстоятельств, возможность наступления которых не доказана и не могут служить надлежащим доказательством.
Применение обеспечительной меры, в рассматриваемом случае, не способствует целям обеспечения заявления и нарушает баланс интересов сторон, поскольку позволит налогоплательщику осуществлять расходные операции по счету, погашать кредиторскую задолженность перед третьими лицами, использовать денежные средства по своему усмотрению, не исполняя при этом обязанности по уплате налогов в бюджет.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Общество документально не обосновало и не подтвердило необходимость принятия обеспечительных мер, не представило доказательств, подтверждающих, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, причинить заявителю значительный ущерб.
Каких-либо относимых, допустимых доказательств затруднительности или невозможности исполнения судебного акта, равно как и доказательств возможности причинения значительного ущерба обществу, в соответствии с частью 1 статьи 65 и пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель так же не представил.
Таким образом, судом первой инстанции не приведены доказательства того, что в случае отсутствия сведений и обстоятельств, свидетельствующих о том, что защита прав, свобод и законных интересов ООО "РИАЛ" будет невозможна или затруднительна без принятия мер обеспечения иска, обжалуемое определение, необоснованно предотвращает неблагоприятные последствия для заявителя и нарушает баланс интересов сторон по делу.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 99 АПК РФ при подаче заявления об обеспечении имущественных интересов заявитель представляет в арбитражный суд документ, подтверждающий произведенное встречное обеспечение в размере указанной в заявлении суммы обеспечения имущественных интересов.
В соответствии с пунктом 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", если заявитель ходатайствует о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения о взыскании с него денежной суммы или изъятия иного имущества и нет убедительных оснований полагать, что по окончании разбирательства по делу у заявителя будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта или решения, арбитражному суду рекомендуется удовлетворять ходатайство только при условии предоставления заявителем встречного обеспечения в порядке, предусмотренном статьей 94 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 9 информационного письма от 07.07.2004 N 78 "Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер", документы, подтверждающие предоставление встречного обеспечения, должны безусловно свидетельствовать о реальном и гарантированном обеспечении.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 35 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Кодексом и иными федеральными законами.
Обществом не доказан факт затруднения исполнения судебного акта по данному делу в случае непринятия обеспечительных мер. Доказывание упомянутого факта необходимо, так как порядок возврата сумм излишне взысканных налога, штрафа и пеней, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о затруднительности или невозможности исполнения судебного акта. Данной статьей предусмотрена процедура возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм штрафов, что, соответственно, не создаст препятствий для исполнения судебного акта.
Таким образом, если по результатам рассмотрения спора суд удовлетворяет требования налогоплательщика, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен институт возврата взысканных сумм из бюджета, причем с учетом начисленных процентов за каждый день нарушения срока возврата.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не представлены доказательства о достаточности средств для исполнения оспариваемого решения.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что применение обеспечительной меры не способствует целям обеспечения заявления и нарушит баланс интересов сторон, поскольку позволит налогоплательщику осуществлять расходные операции по счету, погашать кредиторскую задолженность перед третьими лицами, использовать денежные средства по своему усмотрению, не исполняя при этом обязанности по уплате налогов и сборов в бюджет.
В связи с чем, следует сделать вывод, что заявителем не доказана необходимость принятия обеспечительных мер.
При таких обстоятельствах определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики о принятии обеспечительных мер от 27.03.2020 по делу N А20-1094/2020, об удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "РИАЛ" о принятии обеспечительных мер, до вступления в силу судебного акта по данному делу, подлежит отмене. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "РИАЛ", о принятии обеспечительных мер надлежит отказать.
Принимая апелляционную жалобу Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом на основании ч. 1 ст. 265.1 АПК РФ и п. 30 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" вынесено Определение от 25.05.2020 о приостановлении исполнительного производства по исполнительному листу, выданному на основании определения о принятии обеспечительных мер от 27.03.2020. Поскольку обжалуемое определение от 27.03.2020 по делу N А20-1094/2020 подлежит отмене, то и отсутствует необходимость в дальнейшем приостановлении исполнительного производства.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.03.2020 по делу N А20-1094/2020 - отменить.
Апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике - удовлетворить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "РИАЛ" о принятии обеспечительных мер - отказать.
Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 о приостановлении исполнительного производства - отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1094/2020
Истец: ООО "Риал"
Ответчик: МР ИФНС N4 по КБР
Третье лицо: МР ИФНС N4 по КБР
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9508/2023
15.06.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1773/20
16.03.2023 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1094/20
19.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1773/20