город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2020 г. |
дело N А32-56995/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны России"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2020 по делу N А32-56995/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны России"
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - истец, ООО "Краснодар Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) о взыскании задолженности по государственному контракту N 10821 от 30.10.2018 за период с 01.08.2019 по 31.08.2019 в размере 1658790,13 руб., пени за период с 11.10.2019 по 19.11.2019 включительно в размере 34 601, 30 руб., 31 339 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде (уточненные требования).
В процессе рассмотрения дела ООО "Краснодар Водоканал" заявило ходатайство об отказе от иска в части требования о взыскании задолженности по государственному контракту N 10821 от 30.10.2018 за период с сентябрь 2019 года в размере 1 799 267, 65 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2020 принят отказ истца от иска в части требования о взыскании задолженности в размере 1799267,65 руб. Производство по делу в указанной части прекращено. С ответчика в пользу истца взыскана неустойка в размере 34 601, 30 руб. за период с 11.10.2019 по 19.11.2019.
Не согласившись с принятым судебным актом в части размера пени, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит изменить решение суда, уменьшив сумму пени по контракту от 30.10.2018 N 10821 до 14 993, 90 руб., ссылаясь на то, что размер пени исчислен неверно. Ответчик в рамках контракта от 30.10.2018 N 10821 относится к организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, к нему не может применяться ответственность, предусмотренная для обычных потребителей согласно абз. 8 п. 37 ФЗ N 35-ФЗ. Неустойка должна рассчитываться исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, в соответствии с абз. 10 п.2 ст.37 ФЗ N 35-ФЗ.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела, между истцом (организация водопроводно -канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) заключен государственный (муниципальный) контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 30.10.2018 N 10821, по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводно-канализационную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном контрактом.
Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с пунктом 3.2 контракта (с учетом протокола согласования разногласий) расчетный период, установленный контрактом, равен одному календарному месяцу. Оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В соответствии с пунктом 16.7 контракта (с учетом протокола согласования разногласий) в случае просрочки исполнения абонентом обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, абонент оплачивает организации водопроводно-канализационного хозяйства пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Во исполнение условий договора истец поставил ответчику холодную питьевую воду и оказал услуги по водоотведению за период с 01.09.2018 по 30.09.2019, однако, оплата произведена ответчиком с нарушением установленных контрактом сроков, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании пени.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), статей 539-544, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив неисправность ответчика в исполнении денежного обязательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
С изложенными в апелляционной жалобе доводами судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он относится к организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, к нему не может применяться ответственность, предусмотренная для обычных потребителей, согласно абз. 8 п. 37 Законом N 35-ФЗ, неустойка должна рассчитываться исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, в соответствии с абз. 10 п.2 ст.37 Закона N 35-ФЗ, отклоняется судебной коллегией ввиду следующего.
Согласно части 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно части 6.4 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие водоотведение, приобретающие услуги по водоотведению по договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по водоотведению уплачивают организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Как следует из спорного контракта, он заключен ответчиком в отношении точек поставки, являющихся объектами Минобороны России. При этом ответчиком не представлено доказательств того, что в отношении этих точек он является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, т.е. осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а не просто приобретает воду и услуги по водоотведению для объектов Минобороны России по поручению последнего, выступая при этом фактически в качестве посредника.
Таким образом, в данном случае не объекты Минобороны России самостоятельно закупают воду и услуги по водоотведению, а эту функцию принял на себя ответчик, который при этом не выступает как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а всего лишь закупает воду и услуги по водоотведению для объектов Минобороны России, т.е. действует как посредник. При этом, если бы организации Минобороны России (т.е., прокуратура, поликлиника, госпиталь, штаб, кадетское училище, пожарная команда, военкомат и т.д.), самостоятельно закупали у истца воду и услуги по водоотведению в отношении тех же точек (объектов) водопотребления и водоотведения, то эти организации не приобретали бы в связи с этим статуса организаций водопроводно-канализационного хозяйства, как и ответчик не приобретает статуса организации водопроводно-канализационного хозяйства по отношению к этим объектам только в силу того, что производит закупку воды и услуг по водоотведению.
Следовательно, ответчик в рамках спорного контракта закупает воду и услуги по водоотведению для удовлетворения производственных нужд Минобороны России, а не для осуществления деятельности в качестве организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 12 Устава учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (т. 1, л.д. 110-117).
В соответствии с пунктом 13 Устава основными целями деятельности учреждения являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 14 Устава предусмотрено, что для достижения целей, указанных в пункте 13 Устава, учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности, в том числе: производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя (в виде пара и горячей воды); производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения); транспортировка по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя; забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям; оказание услуг, с вязанных с транспортировкой воды; удаление и очистка сточных вод, отходов; оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод и т.д.
Таким образом, учреждение осуществляет поставку тепловой энергии, горячей воды, холодной воды как на производственные объекты Министерства обороны Российской Федерации, так и в жилые помещения, то есть конечным потребителям (теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение).
Следовательно, ответчик при осуществлении своей деятельности использует воду не только для теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, но и на другие цели.
Из приложения N 2 к спорному контракту видно, что холодная вода поставлялась и сточные воды отводились ответчиком в отношении производственных объектов Минобороны России.
При этом ответчик не выступал как организация водопроводно-канализационного хозяйства, поскольку не осуществлял ни забор и очистку воды для питьевых и промышленных нужд, ни доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям; ни оказание услуг, с вязанных с транспортировкой воды; ни удаление и очистку сточных вод, отходов; ни оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод, перечисленных в пункте 14 Устава как дополнительные виды деятельности.
Доказательства обратного ответчиком не представлены.
Данное обстоятельство препятствует распространению статуса ответчика как организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение в отношении определенных объектов, которые не являются предметом настоящего судебного разбирательства, на правоотношения, не связанные с потреблением воды на специальные цели.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.11.2018 по делу N А53-33862/2017, от 23.04.2019 по делу N А53-22033/2017, от 28.06.2019 по делу N А53-20078/2018, от 03.07.2019 по делу N А53-36315/2018.
Исходя из изложенного, неустойка правомерно начислена истцом из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Расчет пени произведен истцом арифметически и методологически правильно.
Ходатайство о снижении размера пени и применении положений статьи 333 ГК РФ не заявлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2020 по делу N А32-56995/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56995/2019
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны России", ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ