18 июня 2020 г. |
Дело N А84-3446/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Кравченко В.Е., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью "Техком Севастополь" - Пьяникин В.В. по доверенности от 12.08.2019, от общества с ограниченной ответственностью "Бел-Крым" - Слободенюк А.В. по доверенности от 01.03.2020, Воронович С.С., генеральный директор,
в отсутствии Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, общества с ограниченной ответственностью "ТРП "Сервис-Авто", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техком Севастополь" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 декабря 2019 года по делу N А84-3446/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техком Севастополь" об оспаривании решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, общества с ограниченной ответственностью "Бел-Крым", общества с ограниченной ответственностью "ТРП "Сервис-Авто",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Техком Севастополь" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением признании незаконными распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту - Департамент) N 20295-РДЗ от 17.12.2018 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Ковпака, 5, площадью 3000 кв.м. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявитель просит снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 3 000 кв.м с кадастровым номером 91:03:001017:458 (заявление об уточнении требований от 30.09.2019).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17 декабря 2019 года в удовлетворении требований общества отказано. Кроме того, суд отменил обеспечительные меры, принятые определением от 01.11.2019 в виде запрета Департаменту до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему делу совершать действия по предоставлению в аренду находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополя земельного участка площадью 3 000 кв.м, расположенного в г. Севастополе по ул. Ковпака, 5, кадастровый номер 91:03:003003:458; возвратил обществу в лице его представителя Пьяникина Василия Васильевича с депозитного счета Арбитражного суда города Севастополя 15 000,00 рублей, внесенных на основании платежного поручения от 13.11.2019 N 12.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции ст. 198 АПК РФ в части вывода о ненадлежащем способе защиты нарушенного права; ст. 82 в части отклонения ходатайства о назначении экспертизы; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания 10.06.2020 от представителя общества поступили ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы, об изучении в судебном заседании отдельных материалов дела, об истребовании доказательств, о переходе к рассмотрению дела по правилам первой инстанции и о привлечении третьего лица.
Апелляционная коллегия, руководствуясь ст. 65, 66, 82, 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, протокольным определением в удовлетворении заявленных ходатайств отказала.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней.
До начала судебного разбирательства от общества с ограниченной ответственностью "Бел-Крым" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представители против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.12.2000 Севастопольской городской государственной администрацией оформлен и выдан открытому акционерному обществу "Севастопольская автобаза" (далее - ОАО "Севастопольская автобаза"), правопреемником которого является ООО "Техком Севастополь", государственный акт на право постоянного пользования землей серии II-КМ N 005943, в соответствии с которым указанному землепользователю предоставлено в постоянное пользование 2,7620 га земли, в том числе 0,0180 га как 180/3006 части земельного участка площадью 0,3006 га в общем долевом пользовании с частным предприятием "Кальмиус-Крым". Указанный земельный участок передан в постоянное пользование для обслуживания приватизированных зданий и строений автобазы в г. Севастополе по ул. Ковпака, 5 и обслуживания автозаправочной станции со встроенными помещениями кафе, магазина, операторской, шиномонтажа и мойки легковых автомобилей по ул. Л. Толстого, 54-а/ул. Руднева, 2-а.
Решением наблюдательного совета ОАО "Севастопольская автобаза", оформленным протоколом заседания от 14.01.2002, утвержден имущественный взнос в уставной фонд ООО "Бел-Крым" в виде следующего имущества: профилакторий, литер "П"; навес - шиномонтаж, литер "Ц" (III), соответствующая передаваемой площади часть навеса, литер (ц); компрессорная, литер "Ц" (IV); склад, литер "Ц" (V), а также передано в пользу ООО "Бел-Крым" право постоянного землепользования территорий, прилегающей к объектам недвижимого имущества, площадью 4 000 кв.м.
10.09.2003 Управлением по вопросам имущества коммунальной собственности Севастопольской городской государственной администрации на основании распоряжения от 10.09.2003 N 1450-р выдано свидетельство о праве собственности, которым удостоверено, что 3/100 доли комплекса зданий и сооружений автобазы, состоящие из: здания профилактория автоколонны 1 литер "П" общей площадью 557,40 кв.м; в здании деревообрабатывающего мастерской литеры "Ц": помещение шиномонтажа III площадью 79 кв.м, помещения компрессорных IV -1 площадью 33,10 кв.м, IV -2 площадью 5,0 кв.м, склада V площадью 42,10 кв.м, соответствующей передаваемой площади части навеса лит. "ц", расположенного в городе Севастополе по ул. Ковпака, 5, принадлежат ООО "Бел-Крым" на праве собственности.
08.10.2003 ОАО "Севастопольская автобаза" оформлен добровольный отказ от права пользования частью земельного участка ориентировочной площадью 0,3 га по ул. Ковпака, 5, для обслуживания зданий и сооружений ООО "Бел-Крым", свидетельство о праве собственности на комплекс зданий и сооружений автобазы N 1450-р от 10.09.2003.
На основании означенных выше свидетельства о праве собственности и отказа от пользования земельным участком 05.11.2003 ООО "Бел-Крым" обратилось в Севастопольскую городскую государственную администрацию с заявлением об оформлении соответствующего земельного участка на предприятие.
В рамках рассмотрения указанного заявления уполномоченными государственными органами были согласованы материалы выбора и согласования места расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,2455 га (комплексное градостроительное заключение от 25.05.2004 N 659/4-1 и письмо от 31.05.2006 N 1129/3-1 Управления городского строительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации; письмо Ленинской районной государственной администрации города Севастополя от 16.03.2005 N 1046/32-1.1; генеральный план М 1:500, согласованный 10.03.2004 Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации; иные согласования и заключения). Конфигурация земельного участка, необходимого ООО "Бел-Крым" для обслуживания принадлежащих ему зданий и строений, также была согласована в 2004 году ОАО "Севастопольская автобаза" в Акте выбора земельного участка.
Как указывает ООО "Бел-Крым", по независящим от него причинам, завершить образование земельного участка и оформление прав на него до 18.03.2014 не удалось.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости 11.01.2017 на основании свидетельства о праве собственности на комплекс зданий и сооружений автобазы от 10.09.2003 осуществлена государственная регистрация права собственности ООО "Бел-Крым" на следующие объекты недвижимости, расположенные по ул. Ковпака, 5 в г. Севастополе: помещение склада V в лит. Ц площадью 42,1 кв.м (кадастровый номер 91:03:001017:780); помещение шиномонтажа III в лит. Ц площадью 79,0 кв.м (кадастровый номер 91:03:001017:782); помещение компрессорных IV-2 площадью 5 кв.м (кадастровый номер 91:03:001017:870); помещение компрессорных IV-1 площадью 33,10 кв.м (кадастровый номер 91:03:001017:866); здание профилактория автоколонны N 1 площадью 557,40 кв.м (кадастровый номер 91:03:001017:779).
В государственный кадастр недвижимости также были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 91:03:001017:457 по адресу: г. Севастополь, ул. Ковпака, 5, площадью 27 440 кв.м, для обслуживания приватизированных зданий и сооружений автобазы, и о праве постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком ОАО "Севастопольская автобаза".
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 по делу N А84-1614/2016 (по иску ООО "Бел-Крым" к ООО "Техком Севастополь" о сносе самовольной постройки) на заявителя возложена обязанность в течение двух месяцев осуществить снос самовольных построек, характеризующихся следующими признаками: конструкция (каменная стена), расположенная на расстоянии 0,25-0,42 м от наружной стены здания профилактория автоколонны N 1 литер П; бетонная стена, устроенная в месте проема демонтированных ворот N 13; стена из крупных "инкерманских" блоков, устроенная в месте демонтированных ворот N 13; неоконченное строительством одноэтажное здание с двумя рядами световых проемов, выстроенное на месте сооружения, указанного в инвентарном деле как противопожарный резервуар N 1; гаражные боксы и мастерские, обозначенные в инвентарном деле как склад литер Б-1, площадь застройки 409,4 кв.м; забор с наружной отделкой, выполненной фактурной штукатуркой с рустами, устроенный между зданием профилактория автоколонны N 1 литер П и складом литер Б-1, расположенные на земельном участке по адресу: город Севастополь, улица Ковпака, дом 5, и указанные на листах 12 и 13 заключения судебной экспертизы от 12.05.2017 N 174/1-3, проведенной федеральным бюджетным учреждением "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", являющегося неотъемлемой частью настоящего решения суда.
При принятии указанного постановления суд апелляционной инстанции установил следующие преюдициальные факты: до разделения земельного участка, указанного в государственном акте на право постоянного пользования землей от 07.12.2000, ООО "Бел-Крым" и ООО "Техком Севастополь" имеют одинаковые права на данный земельный участок; ООО "Бел-Крым" владеет единым массивом неразделенного земельного участка лишь постольку, поскольку на нем расположены принадлежащие ему правомерные объекты капитального строительства - объекты недвижимости.
На странице 7 заключения судебной экспертизы от 12.05.2017 N 174/1-3, проведенной федеральным бюджетным учреждением "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" (далее - заключение), являющегося неотъемлемой частью постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 по делу N А84-1614/2016, изображен план земельного участка, составленного по состоянию на 10.02.2004, согласно которому площадь земельного участка, в том числе под строениями, принадлежащими ООО "Бел-Крым" на 3/100 долей, составляет 2 666 кв.м.
05.12.2018 ООО "Бел-Крым" было подано в Департамент заявление о предварительном согласовании предоставления и об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 000 кв.м по адресу: г. Севастополь, ул. Ковпака, 5, для обслуживания принадлежащих предприятию зданий, с видами разрешенного использования "склады" (код 6.9) и "обслуживание автотранспорта" (код 4.9). К указанному заявлению были приложены, в том числе, копии государственного акта на право постоянного пользования землей серии II-КМ N 005943 от 17.12.2000, добровольного отказа ОАО "Севастопольская автобаза" от 08.10.2003, материалов выбора и согласования места расположения земельного участка площадью 0,2455 га, свидетельства о праве собственности на комплекс зданий и сооружений автобазы от 10.09.2003.
17.12.2018, рассмотрев заявление ООО "Бел-Крым", Департамент издал распоряжение N 20295-РДЗ "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Ковпака, 5, площадью 3000 кв. м" (далее - Распоряжение N 20295-РДЗ).
Указанным распоряжением образован земельный участок площадью 3000 кв.м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 91:03:001017:457 с сохранением в его измененных границах, утверждена соответствующая схема расположения земельного участка.
18.04.2019 между Департаментом (арендодатель) и ООО "Техком Севастополь" (арендатор) заключен договор N 328 аренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь, предметом которого выступает переданный в рамках государственного акта на право постоянного пользования землей от 07.12.2000 (серия II-КМ N 005943) земельный участок с кадастровым номером 91:03:001017:457, площадью 27 440 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Ковпака, 5.
14.05.2019 осуществлена государственная регистрация права аренды ООО "Техком Севастополь" на земельный участок с кадастровым номером 91:03:001017:457, площадью 27 440 кв.м.
20.05.2019 в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения N 20295-РДЗ были внесены сведения об образованном этим распорядительным документом земельном участке площадью 3000 кв.м, кадастровый номер 91:03:001017:458, вследствие чего площадь земельного участка с кадастровым номером 91:03:001017:457 уменьшилась до 24 440 кв.м.
Вышеприведенные обстоятельства, связанные с разделом земельного участка с кадастровым номером 91:03:001017:457, и послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение Департамента соответствует действующему законодательству; обществом не доказано нарушение этим распорядительным актом его прав и законных интересов; заявителем неверно избранного заявителем способа защиты.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае Распоряжение N 20295-РДЗ оспаривается по основаниям его несоответствия требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) и Административного регламента предоставления государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" (далее - Административный регламент), утвержденного распоряжением Департамента от 27.06.2017 N 9052-РДЗ.
В силу статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
По правилу пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента при разделе земельного участка, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, заявителю надлежит представить следующий исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги: заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (подпункт 1); подготовленная Заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить (подпункт 2); документ, удостоверяющий личность Заявителя (подпункт 3); копия приказа о назначении на должность, копия устава (для юридических лиц) (подпункт 6); копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий Заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (подпункт 9); согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (подпункт 10).
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что ООО "Бел-Крым" был представлен в Департамент полный пакет документов, необходимых для образования земельного участка путем раздела исходного земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя и указанного в государственном акте на право постоянного пользования землей от 07.12.2000.
При этом в качестве согласия землепользователя земельным участком, указанным в государственном акте на право постоянного пользования землей от 07.12.2000, третьим лицом в Департамент был представлен в письменном виде добровольный отказ ОАО "Севастопольская автобаза" от 08.10.2003 от права пользования частью этого земельного участка ориентировочной площадью 0,3 га, к оценке которого подлежат применению, в том числе, положения законодательства Украины.
Так, согласно статье 141 Земельного кодекса Украины одним из оснований прекращения права пользования земельным участком является добровольный отказ от права пользования земельным участком.
Прекращение права постоянного пользования земельным участком в случае добровольного отказа землепользователя осуществляется по его заявлению к собственнику земельного участка. Собственник земельного участка на основании заявления землепользователя принимает решение о прекращении права пользования земельным участком, о чем уведомляет органы государственной регистрации (части 3, 4 статьи 142 Земельного кодекса Украины).
Материалами дела подтверждается, что добровольный отказ ОАО "Севастопольская автобаза" от 08.10.2003 от права пользования частью земельного участка ориентировочной площадью 0,3 га по ул. Ковпака, 5 послужил основанием для начала проведения уполномоченными органами города Севастополя процедур, направленных на формирование земельного участка, необходимого для обслуживания зданий и сооружений ООО "Бел-Крым", что свидетельствует о юридической силе этого добровольного отказа.
В рамках указанной процедуры, поскольку отказ был заявлен в отношении не всего земельного участка, а только его части, требовалось, в том числе, осуществить в установленном порядке разработку и утверждение технической документации по землеустройству относительно раздела земельного участка, указанного в государственном акте на право постоянного пользования землей от 07.12.2000, а после - принять уполномоченным органом решение о прекращении права пользования ОАО "Севастопольская автобаза" на ту часть земельного участка, от которой оно отказалось, и о передаче этого сформированного земельного участка в пользование ООО "Бел-Крым".
Таким образом, в рамках действующего на территории города Севастополя до 18.03.2014 законодательства добровольный отказ землепользователя от права пользования земельным участком выступал в качестве основания для формирования земельных участков путем раздела ранее сформированного земельного участка. В связи с чем, суд признает, что принятие Департаментом добровольного отказа ОАО "Севастопольская автобаза" от 08.10.2003 от права пользования частью земельного участка ориентировочной площадью 0,3 га по ул. Ковпака, 5 в качестве согласия землепользователя исходного земельного участка с кадастровым номером 91:03:001017:457 на его раздел, является правомерным.
По правилу пункта 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 16 ст. 11.10. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В обоснование своей позиции, заявитель приводит довод о том, что при образовании спорного земельного участка Департаментом нарушены требования, установленные статьей 11.9 ЗК РФ, поскольку в результате осуществленного оспариваемым распоряжением раздела земельного участка с кадастровым номером 91:03:001017:457 этот земельный участок стал многоконтурным. При этом, в границах одного из образовавшихся замкнутых контуров исходного земельного участка расположено принадлежащее заявителю сооружение - подземный противопожарный резервуар, эксплуатация которого, равно как и какая - либо производственная деятельность на той части земельного участка общества, стала невозможной.
В силу пунктов 4 и 6 статьи 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 по делу N А84-1614/2016, в том числе признано самовольным и подлежащим сносу неоконченное строительством одноэтажное здание с двумя рядами световых проемов, выстроенное на месте сооружения, указанного в инвентарном деле как противопожарный резервуар N 1.
На странице 12 заключения судебной экспертизы от 12.05.2017 N 174/1-3, проведенной федеральным бюджетным учреждением "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" (далее - заключение), являющегося неотъемлемой частью постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 по делу N А84-1614/2016, приведена схема места расположения указанной самовольной постройки, которое совпадает с тем контуром замкнутого земельного участка, на котором, как утверждает заявитель, расположено принадлежащее ему сооружение - подземный противопожарный резервуар.
Однако, исходя из указанного постановления суда апелляционной инстанции, возведенный на месте сооружения, указанного в инвентарном деле как противопожарный резервуар, объект капитального строительства подлежит сносу. При этом, по заключению суда, значение слов "выстроенное на месте сооружения, указанного в инвентарном деле как противопожарный резервуар" подразумевает фактическое отсутствие этого сооружения.
На странице 10 заключения судебной экспертизы от 12.05.2017 N 174/1-3, проведенной федеральным бюджетным учреждением "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", указаны конструктивные элементы неоконченного строительством одноэтажного здания с двумя рядами световых проемов, в перечень которых такое сооружение "как подземный противопожарный резервуар" не входит.
При этом такая характеристика земельного участка как многоконтурность допускается земельным законодательством и сама по себе не свидетельствует о наступлении таких последствий как вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица, невозможность размещения объектов недвижимости и другие препятствующие рациональному использованию и охране земель недостатки. Невозможность установления в отношении спорного земельного участка сервитута в целях использования многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 91:03:001017:457 также не подтверждена.
По этим же мотивам суд первой инстанции обоснованно отклонил представленное заявителем заключение кадастрового инженера Алексеенко Т.В. от 28.10.2019.
Кроме того, согласованная в 2004 году ОАО "Севастопольская автобаза" в Акте выбора земельного участка конфигурация земельного участка, необходимого ООО "Бел-Крым" для обслуживания принадлежащих ему зданий и строений, также предполагала последствия для земельного участка, указанного в государственном акте на право постоянного пользования землей от 07.12.2000, в виде приобретения этим земельном участком признаков многоконтурности.
Доводы заявителя о наличии у него права долевой собственности на объекты, для обслуживания которых оспариваемым распоряжением образован земельный участок, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Так, судом установлено, что ООО "Техком Севастополь" является собственником только тех объектов недвижимости, перечень которых указан в свидетельстве о праве собственности от 26.09.2007 и договоре купли-продажи недвижимого имущества от 27.02.2007, удостоверенного частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа и зарегистрированном в реестре под N 511.
Все вместе эти объекты недвижимости образуют долю заявителя в комплексе нежилых зданий, строений и сооружений в г. Севастополе по ул. Ковпака, 5. Аналогичным образом, перечень объектов недвижимости, приведенный в правоудостоверяющих документах ООО "Бел-Крым", образуют долю последнего в комплексе нежилых зданий, строений и сооружений по указанному адресу. При этом, ни ООО "Техком Севастополь" в отношении имущества ООО "Бел-Крым", ни наоборот ООО "Бел-Крым" в отношении имущества ООО "Техком Севастополь", никаких прав не имеют.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оснований для отказа Департаментом в предоставлении ООО "Бел-Крым" государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Ковпака, 5, площадью 3000 кв. м, не имелось, а поэтому Распоряжение N 20295-РДЗ нельзя признать незаконным.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, ссылаясь на необоснованность кадастровых преобразований, связанных с изменением границ и площади земельного участка с кадастровым номером 91:03:001017:457 и необходимость восстановления в прежних границах этого земельного участка, заявитель по существу преследует цель восстановления своих прав на владение и пользование указанным земельным участком в исходных границах, то есть фактически заявителем инициирован спор о праве на земельные участки (о границах земельного участка).
В силу пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, об установлении границ земельного участка.
Указанная категория исков призвана обеспечить решение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку требования, влекущие разрешение спора о праве на имущество, с учетом круга лиц, участвующих в настоящем деле, не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500,00 руб., уплаченная по платежному поручению от 15.01.2020 N 5 подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Также, в связи с отказом в удовлетворении ходатайства представителя ООО "Техком Севастополь" о назначении судебной экспертизы, внесенные им денежные средства в размере 15 000 рублей на депозитный счет Двадцать первого арбитражного апелляционного суда подлежат возврату.
Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 декабря 2019 года по делу N А84-3446/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техком Севастополь" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Техком Севастополь" из федерального бюджета 1 500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.01.2020 N 5.
Возвратить адвокату Пьяникину Василию Васильевичу (ИНН 920455208507) денежные средства в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей, перечисленные на депозитный счет Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по платежному поручению от 03.06.2020 N 18 за проведение экспертизы по делу N А84-3446/2019, на следующие реквизиты:
Получатель: Пьяникин Василий Васильевич;
ИНН 920455208507;
Банк получателя - РНКБ Банк (ПАО) г. Симферополь;
р/с получателя N 40802810540150000881;
к/с банка получателя N 30101810335100000607,
БИК Банка - 043510607.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3446/2019
Истец: ООО "Техком-Севастополь"
Третье лицо: ООО "Бел-Крым", ООО "ТРП "Сервис-Авто", Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3465/20
18.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-301/20
17.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3446/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3446/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3446/19