г. Санкт-Петербург |
|
20 июня 2020 г. |
Дело N А56-127930/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Староверов А.В. - доверенность от 02.12.2019
от заинтересованного лица: Тимошина А.В. по доверенности от 12.12.2019
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7470/2020) акционерного общества "Главное управление обустройства войск" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2020 по делу N А56-127930/2019 (судья Синицына Е.В.),
принятое по заявлению акционерного общества "Петербургская сбытовая компания"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
третье лицо: акционерное общество "Главное управление обустройства войск"
об оспаривании отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" (далее - заявитель, АО "ПСК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании отказа Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (далее - АО "ГУОВ"), выраженного в письме от 11.11.2019 N 07-1/60353, обязании рассмотреть заявление.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "ГУОВ".
Решением суда от 14.02.2020 заявленные АО "ПСК" требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, АО "ГУОВ" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение от 14.02.2020 и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что надзор за деятельностью АО "ГУОВ", в том числе по рассмотрению дел об административном правонарушении по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ, осуществляет 961 Отдел государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации. Помимо этого податель жалобы указывает, что договор энергоснабжения от 10.05.2018 N 78010000307900 расторгнут по соглашению сторон, что свидетельствует об отсутствии обязанности Общества по совершению каких-либо действий в рамках указанного договора и, следовательно, отсутствии состава административного правонарушения.
Определением от 08.06.2020 в составе суда, рассматривающего дело N А56- 127930/2019, произведена замена в порядке статьи 18 АПК РФ - судья Протас Н.И. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена на судью Семенову А.Б.; рассмотрение дела начато с начала.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы АО "ГУОВ". Представитель АО "ПСК" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
АО "ГУОВ" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 13.10.2006 N 102-р "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ленинградской области АО "ПСК" присвоен статус гарантирующего поставщика.
Между АО "ПСК" и АО "ГУОВ" заключен договор энергоснабжения от 10.05.2018 N 78010000307900 в соответствии с условиями которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии, а Потребитель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (далее - Договор). Энергоснабжаемым объектом по Договору является строительство многопрофильной клиники по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгский район, ул. Комиссара Смирнова, д. 8.
В связи с систематическим неисполнением АО "ГУОВ" обязанности по оплате потребленной электрической энергии, учитывая значительный размер образовавшейся задолженности, АО "ПСК" в порядке, предусмотренном пунктом 10 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, направило в адрес АО "ГУОВ" уведомление от 20.03.2019 N 229359 о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Объекта. В уведомлении от 20.03.2019 N 229359 указано, что в случае неоплаты задолженности в срок до 07.04.2019 у АО "ГУОВ" возникает обязанность с 12:00 08.04.2019 ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии путем сокращения использования энергоресурсов (самоограничение).
Вместе с тем согласно акту проверки введенного ограничения режима потребления от 08.04.2019 и акту о введении (отмене) ограничения от 08.04.2019, составленным представителем АО "ПСК" с участие представителя АО "ГУОВ", Потребителем не выполнено полное ограничение режима потребления электроэнергии. По состоянию на 08.04.2019 задолженность Общества по уведомлению от 20.03.2019 N 229359 не оплачена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "ПСК" в Управление с заявлением от 24.10.2019 N 39873/011/2 (вх. N 1/113508 от 24.10.2019) о привлечении АО "ГУОВ" к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
Письмом от 11.11.2019 N 07-1/60353 Управление вернуло без рассмотрения заявление АО "ПСК" о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО "ГУОВ", ссылаясь на то, что в соответствии с подпунктом 55.3 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации самостоятельно осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральный государственный энергетический надзор в Вооруженных силах Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "ПСК" в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные АО "ПСК" требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 14.02.2019 и удовлетворения апелляционной жалобы АО "ГУОВ" в связи со следующим.
Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии установлены пунктами 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с абзацем вторым подпункта "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 422), ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе в случае нарушения потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях: - неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности)
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил N 442 ограничение режима потребления в случае неисполнения обязательств по оплате вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 442 потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Субъектом правонарушения выступает потребитель электрической энергии, в рассматриваемом случае АО "ГУОВ".
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи и достаточных данных. указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, возбуждение дела об административном правонарушении может быть осуществлено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.30 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частями 1-6 статьи 9.22 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 29.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35- ФЗ "Об электроэнергетике" федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре" утверждено Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, в соответствии с пунктом 2 которого государственный надзор в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 55.3 пункта 7 которого Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральный государственный энергетический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 23.09.2019 N 554 утвержден Административный регламент по осуществлению Министерством обороны Российской Федерации федерального государственного энергетического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента Министерство обороны Российской Федерации осуществляет федеральный государственный энергетический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации через свои структурные подразделения - Главное управление контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации и отделы государственного технического надзора (территориальные).
Вместе с тем, Административный регламент зарегистрирован в Минюсте России 19.02.2020 N 57560 и вступил в силу 02.03.2020.
Кроме того, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно уставу АО "ГУОВ" Общество является коммерческой организацией (пункт 1.4), имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе; несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества и имущественных прав (пункты 3.1, 3.3, 3.5, 3.6). В пункте 4.2 Устава перечислены виды деятельности, которые осуществляются АО "ГУОВ".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности АО "ГУОВ" является строительство жилых и нежилых зданий.
Из материалов дела не следует, что АО "ГУОВ" находится в прямом ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, АО "ГУОВ" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по строительству жилых и нежилых зданий (в том числе общего назначения), в связи с чем не является организацией, входящей в состав Вооруженных Сил Российской Федерации (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент обращения АО "ПСК" с заявлением от 24.10.2019 N 39873/011/2 (вх. N 1/113508 от 24.10.2019) федеральный энергетический надзор в отношении АО "ГУОВ" уполномочены осуществлять территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а соответственно наделены полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, составлению протоколов и рассмотрению дел о привлечение к административной ответственности по статье 9.22 КоАП РФ в отношении АО "ГУОВ".
Ссылки подателя жалобы на то, что соглашением от 10.12.2019 договор энергоснабжения от 10.05.2018 N 78010000307900 был расторгнут, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку на момент совершения правонарушения 08.04.2019 (возникновения обязанности по введению полного ограничения режима потребления электроэнергии) договор энергоснабжения от 10.05.2018 N 78010000307900 являлся действующим. Последующее расторжение договора энергоснабжения не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные АО "ПСК" требования, признал незаконным отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ в отношении АО "ГУОВ", выраженный в письме от 11.11.2019 N 07-1/60353, и обязал Управление рассмотреть заявление АО "ПСК" от 24.10.2019 N 39873/011/2 по существу.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы АО "ГУОВ" и отмены решения суда от 14.02.2020 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 февраля 2020 года по делу N А56-127930/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Главное управление обустройства войск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-127930/2019
Истец: АО "ПЕТЕРБУРГСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: АО "Главное управление обустройства войск", Министерство обороны Российской Федерации