г. Челябинск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А07-26135/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Соколовой И.Ю., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2019 по делу N А07-26135/2019.
В судебном заседании принял участие представитель прокуратуры Республики Башкортостан - Кашапова Р.М. (удостоверение).
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЛВК" (далее - ответчик, ООО "ЛВК") об обязании привести нежилое помещение N 26 (торговый зал), расположенное на 1 этаже многоквартирного дома N 31/33 по ул. Ленина города Уфы Республики Башкортостан, в соответствие с планом технического паспорта ГБУ РБ "ГКО и ТИ" многоквартирного дома N 31/33 по ул. Ленина г. Уфы по состоянию на 13.04.2010 (т.1, л.д.1-4).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью "Трест жилищного хозяйства", прокуратура Республики Башкортостан, индивидуальный предприниматель Попова Ольга Леонидовна, администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Куликова Оксана Валерьевна (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2019 (резолютивная часть решения объявлена 20.12.2019) в удовлетворении исковых требований отказано.
Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2019 по делу N А07-26135/2019.
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее также - податель апелляционной жалобы) обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить (т.2, л.д. 228-239).
По мнению подателя жалобы, ответчик не предпринимал надлежащие меры к получению разрешительной документации для производства перепланировки спорного помещения в многоквартирном доме, не указал, что помешало ему совершить соответствующие действия в установленном порядке, своевременно согласовать изменения и получить документацию, необходимую для проведения строительных работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчику необходимо было получить согласие всех собственников помещения многоквартирного дома на осуществление любых работ: реконструкции, переустройства, перепланировке фактически влекущих уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома.
Судом апелляционной инстанции 05.02.2020 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству в судебном заседании назначено на 10.03.2020 в 12 час. 30 мин.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10.03.2020 по 17.03.2020.
Определением от 17.03.2020 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2019 по делу N А07-26135/2019 отложено на 13.04.2020 в 12 час. 10 мин.
Определением суда апелляционной инстанции от 10.04.2020 перенесена дата проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы на 06.05.2020 на 16 час. 00 мин.
Определением от 30.04.2020 производство по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2019 по делу N А07-26135/2019 приостановлено до снятия ограничительных мер, введенных в целях противодействия распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Определением суда апелляционной инстанции от 14.05.2020 назначено судебное заседание на 15.06.2020 на 15 час. 15 мин. для решения вопроса о возобновлении производства по делу и рассмотрении жалобы по существу в том же судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определением суда от 15.06.2020 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Богдановской Г.Н. судьей Тимохиным О.Б.
Рассмотрение дела по апелляционной жалобе начато сначала.
В судебное заседание явился представитель третьего лица прокуратуры Республики Башкортостан; иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителя третьего лица производство по делу подлежит возобновлению.
С учетом мнения представителя третьего лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
До судебного заседания от ООО "ЛВК" поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к нему, в которых ответчик не согласился с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
К отзыву приложены дополнительные доказательства (решения Межведомственной комиссии о согласовании перепланировки (переустройства) (не) жилого помещения от 21.04.2020 N 7/10, N 7/11, N 7/12, акты о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения на ранее выполненные без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения от 21.04.2020, технические паспорта по состоянию на 22.02.2019 на помещения площадью 71,6 кв. м, 72 кв. м, 206,8 кв. м.).
Указанные документы приобщены к материалам дела применительно к абзацу второму части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в своем отзыве, а также в письменных пояснениях, представленных в материалы дела, также поддержало решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
ИП Попова О.Л. также указала на законность вынесенного по делу решения и просила оставить поданную Комитетом жалобу без удовлетворения.
Куликова Оксана Валерьевна и прокуратура Республики Башкортостан в отзывах и дополнениях к ним поддержали позицию истца и просили апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
От прокуратуры Республики Башкортостан поступило ходатайство о приобщении к материалам дела ответа Управления по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 09.04.2020 N 90-04-01923 о повторном рассмотрении вопроса по соблюдению требований законодательства при перепланировке нежилого помещения.
Поступившие в суд документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель третьего лица прокуратуры Республики Башкортостан просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 1.4 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616 (далее - Положение о Госкомитете РБ, Положение), Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет РБ) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся, соответственно, государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Госкомитетом РБ по результатам рассмотрения обращений граждан, содержащих информацию о перепланировке и переустройстве помещения N 26 (торговый зал), расположенного на 1 этаже жилого дома N 31/33 по ул. Ленина г. Уфы Республики Башкортостан, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении собственника помещения.
Предметом проверки являлось установление факта правомерности проведения работ по перепланировке (переустройству) нежилого помещения.
Собственником нежилого помещения N 26 (торговый зал) общей площадью 213,7 кв. м, расположенного на 1 этаже многоквартирного дома N31/33 по ул. Ленина в г. Уфе РБ, является ООО "ЛВК".
Распоряжением Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору N 1133 от 26.02.2019 в рамках регионального жилищного надзора в Республике Башкортостан в отношении ООО "ЛВК" была назначена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении физических лиц (т.1, л.д.111-112).
По запросу Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору из ГБУ РБ "ГКО и ТИ" представлен технический паспорт жилого здания, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Ленина, д. 31/33, инв. N 16692, согласно которому помещение N 26 (торговый зал) имеет свободную планировку (т.1, л.д.153-189).
В ходе проверки Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору было установлено, что в вышеуказанном помещении возведены гипсокартонные перегородки. Со стороны дворовой территории ранее имеющийся оконный проем изменен, а именно, частично демонтирована нижняя подоконная часть (проведена частичная закладка оконного проема) с проведением работ по укреплению верхней и боковых частей оконного проема, обустроен дверной проем с установкой металлической двери, что подтверждается актом проверки от 05.03.2019 N 19-1133-466 (т.1, л.д.114-115).
В ходе проверки документы, подтверждающие согласование проведенных работ в нежилом помещении (заявления, письма согласований с органом местного самоуправления, постановления) должностным лицам Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору собственником предоставлены не были.
По результатам проверки собственнику помещения ООО "ЛВК" выдано предписание N ЦО-19-466-059 от 05.03.2019, которым на ответчика возложена обязанность привести нежилое помещение в соответствие с планом технического паспорта жилого дома N 31/33 по ул. Ленина г. Уфы РБ в срок до 08.04.2019. Срок для предоставления информации по выполнению предписания установлен до 10.04.2019 (т.1, л.д.116).
Истец указывает, что до настоящего времени указанное предписание со стороны ответчика не исполнено, что подтверждается материалами проверки по исполнению вышеуказанного предписания.
Распоряжением Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору N 2116 от 18.04.2019 в отношении собственника нежилого помещения ООО "ЛВК" была назначена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания N ЦО-19-466-059 от 05.03.2019 (т.1, л.д.117-118).
19.04.2019 в ходе проверки на предмет исполнения вышеуказанного предписания Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору установлено, что позиция 13001001 по предписанию в установленные сроки не выполнена, документы, подтверждающие законность перепланировки нежилого помещения, должностным лицам Госкомитета РБ не представлены, что подтверждается актом проверки N 19-2116-250 от 23.05.2019 (т.1, л.д.120-121).
Истец, полагая, что при отсутствии у ответчика документов, подтверждающих согласование в установленном порядке совершения перепланировки (переустройства), такая перепланировка (переустройство) является незаконной, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В дополнении к иску от 09.12.2019 истец указал, что согласно акту проверки от 05.03.2019 оконный проем изменен, обустроен дверной проем с установкой металлической двери, что предполагает отдельный вход в нежилое помещение на месте существующего оконного проема.
Таким образом, в результате произведенных работ ответчиком произведено разрушение части внешней стены многоквартирного дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном жилом доме.
Устройство отдельного входа в помещение предполагает занятие части земельного участка под оборудование крыльца и лестницы, что ведет к невозможности использования участка в том размере, который существовал бы до обустройства отдельного входа в квартиру.
Поскольку перепланировка и обустройство отдельного входа неизбежно повлечет разрушение части несущей стены многоквартирного дома и изменение как порядка использования внешней стены дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, так и порядка использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, то выполнение таких работ напрямую затрагивает права и законные интересы собственников помещений указанного многоквартирного дома. Следовательно, на основании положений статей 36, 40, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для реализации проекта устройства отдельного входа со стороны фасада здания необходимо согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Ответчик ходатайством от 26.09.2019 и отзывом от 21.10.2019 просил прекратить производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ответчиком во время рассмотрения дела добровольно устранены основания для подачи искового заявления.
Третье лицо ООО "ТЖХ" представило отзыв от 23.08.2019, считает исковые требования обоснованными, поскольку обустройство входной группы должно было быть разрешено решением собственников многоквартирного дома N 31/33 по ул. Ленина г. Уфы, оформленного протоколом.
Третье лицо прокуратура РБ отзывом от 30.09.2019 считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, указав, что из представленных истцом документов усматривается, что ответчик не выполнил установленный законом порядок проведения перепланировки и переустройства нежилого помещения, произведенные работы выполнены самовольно без соответствующих разрешений и согласований с компетентными органами (организациями). В случае, если перепланировка нежилого помещения затрагивает общее имущество в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Третье лицо Управление по обеспечению жизнедеятельности города Администрации ГО г. Уфа РБ в отзыве от 18.12.2019 сообщило, что в соответствии с действующим законодательством Межведомственной комиссией по вопросам внешнего оформления городских территорий осуществлена вся необходимая работа по подготовке документации связанной с перепланировкой нежилых помещений, внешнего оформления фасада и устройства входных групп.
Третьи лица администрация ГО г. Уфа РБ и Управление по обеспечению жизнедеятельности города Администрации ГО г. Уфа РБ в отзыве от 18.12.2019 считают требования истца незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку собственником помещений был представлен надлежащий пакет документов в соответствии с нормами действующего законодательства. Оснований для отказа не имелось и, рассмотрев представленные документы, Межведомственная комиссия по вопросам внешнего оформления городских территорий приняла решения о согласовании выполненной перепланировки (реконструкции) и переустройства нежилых помещений от 12.09.2019 N 15/24, N 15/25, N 15/26.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Комитета, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако избранный истцом способ защиты должен соответствовать закону, характеру спорных правоотношений, а также привести к действительному восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса истца.
Как следует из материалов дела, собственником нежилого помещения N 26 (торговый зал) общей площадью 213,7 кв. м, расположенного на 1 этаже многоквартирного дома N 31/33 по ул. Ленина в г. Уфе РБ, является ООО "ЛВК", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04 АВ 107747 от 30.07.2009.
Пунктами 2 и 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу положения пункта 7 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по поводу переустройства и перепланировки жилых помещений регулируются нормами жилищного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 названной статьи для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения представляет, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
Согласно пункту 1.14 Положения о порядке согласования перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилых (нежилых) помещений, перевода их из состава жилого в нежилой фонд и из состава нежилого в жилой фонд, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 40/8 от 25.08.2011 (далее - Положение; действовало на момент подачи документов ответчиком для согласования перепланировки (переустройства)), органом, осуществляющим координацию деятельности городских органов управления по реализации единой городской политики в области благоустройства, внешнего оформления города, а также принимающий решения по согласованию вопросов перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции помещений, зданий и сооружений и перевода их из жилого (нежилого) в нежилой (жилой) фонд является Межведомственная комиссия по вопросам внешнего оформления городских территорий. Состав МВК и регламент деятельности МВК утверждаются постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Постановлением главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 25.05.2015 N 2111 утвержден Регламент Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий, а также Положение о Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий.
Согласно пункту 2.1 Положения о Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий, состав Комиссии утверждается распоряжением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 9.3 Положения о порядке согласования перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилых (нежилых) помещений, перевода их из состава жилого в нежилой фонд и из состава нежилого в жилой фонд, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 40/8 от 25.08.2011 документом, подтверждающим окончание процедуры о согласовании выполненной перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилых и нежилых помещений, является решение МВК о согласовании выполненной перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилых и нежилых помещений и является правовым основанием для внесения в установленном порядке изменений в инвентаризационно-техническую документацию этих помещений.
Пунктом 6 Положения о Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий определено, что решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Комиссии.
Таким образом, решение о согласовании выполненной перепланировки (переустройства) принимается всеми членами Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий, оформляется документом - Решением Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного Положения о Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Председатель Комиссии:
-руководит деятельностью Комиссии;
-при необходимости может привлекать к работе Комиссии специалистов городских органов исполнительной власти, ведущих архитекторов, дизайнеров, руководителей предприятий и организаций города Уфы, их объединений, представителей деловых кругов (по согласованию);
-создает рабочие группы по выработке решений, связанных с решением возложенными на Комиссию задачами;
-определяет дату и время заседаний Комиссии;
-утверждает повестку дня заседания Комиссии;
-создает рабочие группы по выработке решений, связанных с возложенными на Комиссию задачами;
-контролирует выполнение ранее принятых решений Комиссии;
-отчитывается по деятельности Комиссии перед первым заместителем главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, курирующим деятельность Комиссии.
Распоряжением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.09.2018 N 109-р утвержден состав Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий.
Частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.
Такой документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (часть 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения" в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением администрации городского округа г. Уфа РБ от 02.08.2019 N 1185 (находится в свободном доступе на сайте администрации ГО г. Уфа РБ в разделе муниципальные услуги), исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для выдачи решения о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения, подлежащих представлению заявителем:
2.11.1.Заявление о выдаче решения о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения по форме,
2.11.2.Лицо, подающее заявление, предъявляет документ, подтверждающий личность Заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.11.3.Правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое (нежилое) помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
2.11.4.Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого (нежилого) помещения, а если переустройство и (или) перепланировка жилого (нежилого) помещения невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку жилого (нежилого) помещения.
2.11.5.Согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если Заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, ООО "ЛВК", являясь собственником помещений по адресу: г. Уфа, ул.Ленина, д. 31/33, литер А, этаж 1, пом. 13,14,15,18,21,24,24а,246,25,26,29, обратилось 03.09.2019 в орган местного самоуправления с заявлениями о согласовании выполненной перепланировки (реконструкции), переустройства нежилого помещения.
К заявлениям приложены следующие документы:
-технический паспорт (поэтажный план) помещения до перепланировки по состоянию на 18.07.2008;
-технический паспорт (поэтажный план) помещения после перепланировки по состоянию на 22.02.2018;
-проект перепланировки нежилого помещения, выполненный ООО АПС "КРАФТ";
-заключение администрации Ленинского района г. Уфы.
В судебном заседании суда первой инстанции 20.12.2019 представитель истца сообщил, что исковые требования касаются только изменения оконного проема, о чем сделана отметка в протоколе судебного заседания.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела представлены документы, подтверждающие законность перепланировки (решения межведомственной комиссии N 15/24 от 12.09.2019, 15/25 от 12.09.2019, 15/26 от 12.09.2019, акты о выполненном переустройстве и (или) перепланировке помещений в жилом здании от 12.09.2019, технические паспорта).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции во исполнение определения суда от 17.03.2020 прокуратурой РБ 06.05.2020 представлен ответ администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 09.04.2020 N 90-04-01923 о повторном рассмотрении вопроса по соблюдению требований законодательства при перепланировке нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д.31/33, в соответствии с которым решения межведомственной комиссии от 12.09.2019 N15/24, N15/25, N15/26 о согласовании выполненной перепланировки, переустройства нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Уфа, ул.Ленина, д.31/33 в Ленинском районе г. Уфы. отменены.
Данное обстоятельство не является основанием для отмены судебного акта, поскольку ООО "ЛВК" 15.04.2020 поданы заявления в Межведомственную комиссию по вопросам внешнего оформления городских территории администрации ГО г. Уфа РБ о согласовании произведенной перепланировки в помещениях общества по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д.31/33.
По результатам рассмотрения поданного заявления и проложенных к нему документов, включая:
-протокол N 1/19 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 31/33 по улице Ленина, город Уфа, Республика Башкортостан в форме очно-заочного голосования от 16.12.2019 (на котором принято решение о предоставлении согласия на устройство дверного проема на месте оконного проема);
-проект перепланировки нежилого помещения;
-техническое заключение peг. N 2019.041/3, выполненное ООО АПС "Крафт", уполномоченным органом местного самоуправления 21.04.2020 вынесены решения о согласования выполненной перепланировки N N 7/10, 7/11, 7/12 в отношении трех помещений общества по указанному адресу площадью: 71,6 кв. м, 72 кв. м, 206,8 кв. м (последнее помещение, арендуется ИП Попова О.Л., кафе "МАХ1МЕ") вынесены решения о согласовании перепланировки от 21.04.2020 N 7/10, N 7/11 и N 7/12.
Указанное заявление рассмотрено и решения вынесены по правилам, установленным Положением о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, утвержденным Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 44/4 от 11.09.2019.
Таким образом, ООО "ЛВК" повторно получено разрешение органа местного самоуправления на произведенную перепланировку помещений по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д.31/33, в том числе на основании положительного решения собственников помещений многоквартирного дома и при наличии положительного технического заключения.
Суд апелляционной инстанции считает возможным приобщить представленные документы (решения Межведомственной комиссии от 21.04.2020 вместе с актами о завершенном переустройстве (перепланировке) от 21.04.2020 и техническими паспортами от 22.02.2019 как приложениями к решениям), учитывая абзац второй части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данные документы не могли быть представлены в суд первой инстанции ввиду их вынесения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, а также в связи с тем, что ООО "ЛВК" добросовестно полагало, что решения МВК от 12.09.2019 приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, законны и обоснованы, не подлежат отмене в порядке самоконтроля.
Таким образом, на момент вынесения судом первой инстанции решения от 20.12.2019 отсутствовали основания полагать, что помещения ООО "ЛВК" по указанному адресу находятся в состоянии, не согласованном уполномоченным муниципальным органом и собственниками помещений МКД.
В соответствии с действующим законодательством Межведомственной комиссией по вопросам внешнего оформления городских территорий осуществлена вся необходимая работа по подготовке документации связанной с перепланировкой нежилых помещений, внешнего оформления фасада и устройства входных групп.
Иные изменений нежилого помещения и фасада многоквартирного жилого дела, в частности установка кондиционеров, жироулавливателя и прочее, не являются предметом рассмотрения в данном деле.
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции истцом предмет иска (требования приведения оконного проема в первоначальное состояние согласно техническому паспорту) не уточнялся и не изменялся. В судебном заседании Арбитражного суда Республики Башкортостан вопрос о наружном коробе вентиляции, а также внешних блоках кондиционеров поднимался третьим лицом, Куликовой О.В., в ходе дачи пояснений суду. Ввиду данного пояснения судом неоднократно выяснялось у представителя истца, намерен ли истец уточнить предмет иска, однако соответствующее процессуальное действие совершено не было.
Данное обстоятельство подтверждается аудиозаписями судебных заседаний от 24.10.2019 (14:10-17:00) и 20.12.2019 (20:00-30:00), а также протоколами судебных заседаний.
Действующее законодательство не содержит запретов на получение разрешения на перепланировку после проведения планировки, что не означает, что перепланировка остается противозаконной, в законодательстве не содержится такого последствия согласования незаконной планировки как восстановление помещения в исходное состояние.
Доказательств того, что оборудование дверного проема представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан или их сохранности их имущества истец не представил.
Доводы подателя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2019 по делу N А07-26135/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-26135/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: ООО "ЛВК"
Третье лицо: Администрация ГО г. УФА РБ, Администрация Ленинского района ГО г. Уфа, ИП Попова Ольга Леонидовна, Куликова О В, ООО "ЛВК", ООО "ТРЕСТ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА", Прокуратура РБ, Управление по обеспечению жизнедеятельности г. Администрации ГО г. Уфа РБ, Управление по обеспечению жизнедеятельности города Администрации ГО г. Уфа РБ