г. Ессентуки |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А20-3588/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Егорченко И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А20-3588/2019, по иску Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации, г. Нальчик (ОГРН 1020700746901, ИНН 0711008455) к муниципальному унитарному предприятию "Муниципальная управляющая компания", г. Нальчик (ОГРН 1160726051661, ИНН 0726015230) о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия "Муниципальная управляющая компания" Тлевасова А.А. (доверенность N 17 от 03.09.2019), представителя Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации Хахоковой М.В. (доверенность N 07АА0636100 от 10.01.2019),
УСТАНОВИЛ:
Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации (далее - АО "Каббалкэнерго", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к муниципальному унитарному предприятию "Муниципальная управляющая компания" (далее - МУП "МУК", управляющая компания, ответчик) о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды по договору ресурсоснабжения за апрель 2019 года в размере 166 405 рублей 42 копейки, пени за несвоевременную оплату электрической энергии за период с 15.05.2019 по 04.07.2019 в размере 2 121 рубль 67 копеек, а также пени за несвоевременную оплату электрической энергии, начиная с 05.07.2019 по день фактического исполнения обязательства.
Определением от 05.07.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела судом первой инстанции принята резолютивная часть решения от 21.08.2019, согласно которой исковые требования удовлетворены частично, с МУП "МУК" в пользу АО "Каббалкэнерго" взыскана задолженность в размере 168 455 рублей 52 копейки, из которых: 166 405 рублей 42 копейки - стоимость электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов по договору ресурсоснабжения за апрель 2019 года, 2 050 рублей 10 копеек - пеня за несвоевременную оплату электрической энергии за период с 15.05.2019 по 04.07.2019, из расчета 1/300 учетной ставки Банка России, равной 7,25% годовых, а также пеня за просрочку оплаты потребленной электрической энергии, начиная с 05.07.2019 года по день фактического исполнения обязательств. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "МУК" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несогласие с расчетом истца по многоквартирным домам коммунального типа, находящимся в управлении ответчика. По мнению апеллянта, истец должен был произвести расчет объема электрической энергии в соответствии с формулой N 7 приложения N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", при применении которой исключается возможность образования объема электроэнергии на общедомовые нужды, поскольку объем электроэнергии распределяется между потребителями без остатка. Кроме того, в дополнении к апелляционной жалобе апеллянт указывает, что для уточнения размера мест общего пользования, по заказу ответчика произведены кадастровые работы по обмеру площадей помещений общего пользования спорных многоквартирных домов коммунального типа.
Определением суда от 21.10.2019, принимая во внимание доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции посчитал необходимым назначить судебное заседание по данному делу, вызвав в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Определением от 15.11.2019 суд апелляционной инстанции ввиду ограничения полномочий по сбору доказательств на стадии апелляционного судопроизводства, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств, подлежащих обязательному установлению при рассмотрении дел, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел судом первой инстанции.
Определением суда от 02.12.2019 судебное заседание отложено по ходатайству МУП "МУК". Лицам, участвующим в деле, предложено провести сверку площадей помещений общего пользования многоквартирных домов с данными ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Кабардино-Балкарской Республике. На основании полученных данных произвести совместный расчет задолженности по оплате электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды по договору ресурсоснабжения за апрель 2019 года.
16.12.2019 между МУП "МУК" и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Кабардино-Балкарской Республике заключен договор на выполнение работ по технической инвентаризации, в связи с чем слушание настоящего дела неоднократно откладывалось до получения заключений.
11.03.2020 от МУП "МУК" в суд апелляционной инстанции поступили заключения обследования многоквартирных домов коммунального типа (общежития) на предмет определения площадей мест общего пользования (после перевода их в части в жилые помещения) АО "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ", акты обследования подвальных и чердачных помещений, карточки лицевых счетов по многоквартирным домам по ул. Ингушская, д. 12, ул. Ингушская, д. 18, ул. Крылова, д. 9, ул. Крылова, д. 29, ведомость энергопотребления (показания ИПУ), копии писем. Указанные документы приобщены к материалам дела.
Представленные МУП "МУК" в суд апелляционной инстанции документы также представлены ответчиком истцу, на основании которых истцом произведен перерасчет исковых требований.
05.06.2020 от АО "Каббалкэнерго" в суд апелляционной инстанции поступило заявление об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По расчету истца стоимость электрической энергии, потребленной на нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, за апрель 2019 года составила 137 581 рубль 90 копеек, пеня за период с 16.05.2019 по 04.07.2019 - 1 261 рубль 17 копеек. Также истец просит взыскать с ответчика пеню за несвоевременную оплату электрической энергии, начиная с 05.07.2019 по день фактической уплаты суммы основного долга.
Уточнение исковых требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 03.06.2020 представитель АО "Каббалкэнерго" поддержал уточненные исковые требования. Пояснил, что расчет задолженности произведен исходя из данных, полученных от ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" по КБР, расчет произведен с включением общих площадей чердаков и подвалов вне зависимости от наличия в них электрических коммуникаций.
Представитель МУП "МУК" возражал против уточненных исковых требований, указал, что чердаки и подвалы многоквартирных домов, не оснащенные электроприборами, не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, в связи с чем исчисление платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, следует рассчитывать без учета таких площадей чердаков и подвалов. Также указал на недостоверность расчета объемов электрической энергии, отнесенной на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оснащенных общедомовыми приборами учета электрической энергии, ссылаясь на наличие "нулевых" показаний в нескольких квартирах, расположенных в указанных домах.
В судебном заседании 08.06.2020 объявлен перерыв до 15.06.2020.
Судом апелляционной инстанции направлен запрос в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики с целью предоставления сведений относительно включения органом тарифного регулирования площадей чердаков и подвалов в общее имущество многоквартирного дома при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
15.06.2020 от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики поступил ответ N 3.0-08-09/3130 от 15.06.2020, в котором указано, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме определяется, как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома, и предназначенных для обслуживания одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), чердаков и подвалов в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В судебном заседании 15.06.2020 представитель АО "Каббалкэнерго" поддерживал исковые требования в полном объеме, просил взыскать с ответчика стоимость электрической энергии, потребленной на нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, за апрель 2019 года, которая составила 137 581 рубль 90 копеек, пеню за период с 16.05.2019 по 04.07.2019 - 1 261 рубль 17 копеек, а также пеню за несвоевременную оплату электрической энергии, начиная с 05.07.2019 по день фактической уплаты суммы основного долга.
Представитель МУП "МУК" возражал против предъявленных требований, ссылаясь на необоснованность расчета задолженности. Указал также, что истец не в полном объеме начислял плату в комнатах (квартирах), в которых отсутствуют показания индивидуальных приборов учета, указывая нулевые показания вместо начисления по нормативу.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 03.03.2017 между АО "Каббалкэнерго" и МУП "МУК" заключен договор ресурсоснабжения N 0703201000403, согласно условиям которого ответчик обязуется принимать и своевременно, в полном объеме оплачивать АО "Каббалкэнерго" приобретенную электроэнергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, сроки и размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6.1. договора, расчетный период для оплаты устанавливается равным календарному месяцу. Оплата по указанному договору ресурсоснабжения осуществляется до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Как следует из искового заявления, истец исполнил свои договорные обязательства в полном объеме, в подтверждение чего представлены в материалы дела акты поставки электроэнергии и счета-фактуры, выставленные на оплату ответчику, за указанный период.
Ответчиком, в нарушение договорных обязательств, не произведена оплата за полученный коммунальный ресурс, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отношения сторон, связанные со снабжением электроэнергией, регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку МУП "МУК" приобретало коммунальный ресурс (электрическую энергию) для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, то к спорным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Исходя из положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 155, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354 на ответчика возложена обязанность по оплате коммунального ресурса ресурсоснабжающей организации, в том числе израсходованного на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Поскольку между сторонами имеются договорные отношения, МУП "МУК" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах по перечню, являющемуся приложением к договору, на нем лежит обязанность по оплате потребляемого ресурса.
Ответчиком не оспаривается тот факт, что спорные многоквартирные дома находятся в его управлении, равно как и не оспаривается статус ответчика как исполнителя коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42 и 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета расчет объема электрической энергии, подлежащего оплате на общедомовые нужды, необходимо осуществлять расчетным методом, по нормативу потребления.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт поставки истцом в апреле 2019 года электрической энергии для целей содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, а также отсутствие в части многоквартирных домов общедомовых приборов учета электрической энергии.
Истцом произведено начисление стоимости объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении последнего, в следующем порядке:
1) В отношении четырех многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: г. Нальчик, ул. Ингушская, 12; г. Нальчик, ул. Ингушская, 18; г. Нальчик, ул. Крылова, 9; г. Нальчик, ул. Крылова, 29, в которых установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета электрической энергии, расчет произведен как разность показаний общедомовых приборов учета и всех приборов учета, на основании которых производится плата за электрическую энергию, потребляемую в жилых (нежилых) помещениях многоквартирных домов.
2) В тридцати четырех многоквартирных домах, в связи с отсутствием введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии, расчет произведен в соответствии с нормативами потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определенных с применением расчетного метода, утвержденного Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2017 N 115. То есть, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, определен как произведение площади общедомового имущества многоквартирных домов на норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Разногласия у сторон возникли относительно включения истцом при расчете платы за электрическую энергию в площадь общего имущества в многоквартирном доме площади чердаков и подвалов, в которых отсутствует какое-либо электропотребляющее оборудование.
Истец полагает, что площадь чердаков и подвалов многоквартирных домов, вне зависимости от их оснащенности энергопотребляющими устройствами и эксплуатации, подлежит включению в состав общего имущества в многоквартирном доме и должна учитываться при расчете платы за электроэнергию поставленную на содержание общего имущества.
Ответчик с таким подходом не согласился, по его мнению, чердаки и подвалы многоквартирных домов, не оснащенные электроприборами, не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, в связи с чем исчисление платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, следует рассчитывать без учета площадей таких чердаков и подвалов.
В настоящем споре вопрос о том, относятся ли чердаки и подвалы к общему имуществу многоквартирных домов в целях исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания имущества в многоквартирном доме, должен разрешаться в соответствии со статьей 36 Жилищным кодексом Российской Федерации и с учетом установления обстоятельств их включения органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичная норма содержится в пункте 2 Правил содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 приложения 1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Нормативы расхода электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кабардино-Балкарской Республики, утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики N 66 от 31.05.2017.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики N 3.0-08-09/3130 от 15.06.2020, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме определяется, как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома, и предназначенных для обслуживания одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), чердаков и подвалов в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Вопреки доводу ответчика, отсутствие на чердаках и в подвалах многоквартирных домов оборудования, позволяющего потреблять электрическую энергию, не свидетельствует об исключении площади таких чердаков и подвалов из состава общей площади. Отсутствие осветительных приборов, равно как не эксплуатация указанных мест общего пользования не исключает техническую возможность использования чердаков и подвалов и установления в них освещения.
Таким образом, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площадей чердаков и подвалов для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, не имеется.
Объем коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124, как разница между объемами коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в отношении четырех многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:, г. Нальчик, ул. Ингушская, 12; г. Нальчик, ул. Ингушская, 18; г. Нальчик, ул. Крылова, 9; г. Нальчик, ул. Крылова, 29; в которых установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета электрической энергии, истец произвел расчет как разность показаний общедомовых приборов учета и всех приборов учета, на основании которых производится плата за электрическую энергию, потребляемую в жилых (нежилых) помещениях многоквартирных домов.
Ответчик, возражая против заявленных исковых требований, указывает на недостоверность расчета объемов электрической энергии, отнесенной на общедомовые нужды в указанных многоквартирных домах, а именно ссылается на наличие "нулевых" показаний в нескольких квартирах, расположенных в указанных домах.
Между тем, в отношении лицевых счетов, по которым отсутствовало потребление электроэнергии в апреле 2019 года, у АО "Каббалкэнерго" имеются документы, обосновывающие либо факт введенного ограничения потребления электрической энергии, либо заявление собственника квартиры о непроживании, либо имеются ведомости снятия контрольных показаний приборов учета (обходные листы), подтверждающие показания счетчиков по состоянию на конец апреля 2019 года.
Оспаривая правомерность применения в расчетах нулевых показаний по приведенным ответчиком квартирам, ответчик не представил доказательств наличия случаев, предусмотренных пунктами 42, 59 Правил N 354, то есть, доказательств того, что жильцы не передавали показания приборов учета, либо имел место выход из строя или утрата ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, либо наличие актов об отказе в допуске к прибору учета либо его отсутствие.
Возражая относительно наличия суммы основного долга в заявленном истцом размере, ответчик документально подтвержденные данные о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета (акты снятия показаний приборов учета в спорный период), в соответствии с которыми определяется объем коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, в материалы дела не представил.
Между тем, МУП "МУК", являясь управляющей организацией, в силу подпункта "б" пункта 82 Правил N 354, обязано проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов е, е(1) и е(2) пункта 31 Правил N 354 также обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Более того, именно на ответчике как исполнителе коммунальных услуг в силу подпункта "ж" пункта 32 Правил N 354 лежит обязанность принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
С учетом представленных и имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что расчет объема коммунального ресурса, поставленного на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, подтвержден документально.
Оснований для вывода о недостоверности представленного истцом расчета у суда апелляционной инстанции не имеется.
Исследовав представленные в дело доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь названными нормами права, а также статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, установив факт неисполнения управляющей компанией обязательств по внесению платы за поставленный ресурс на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, удовлетворяет исковые требования о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, потребленной на нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, за апрель 2019 года в заявленном размере, так как ответчик как исполнитель коммунальных услуг обязан оплатить коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества.
Истцом также заявлено требование о взыскание законной неустойки за период с 16.05.2019 по 04.07.2019 - 1 261 рубль 17 копеек, а также пени за несвоевременную оплату электрической энергии, начиная с 05.07.2019 по день фактической уплаты суммы основного долга.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Следовательно, поскольку МУП "МУК" несвоевременно осуществило свои обязательства по оплате полученной в апреле 2019 года электрической энергии, то требование о взыскании неустойки заявлено обоснованно.
Из абзаца 1 пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума N 7) следует, что по смыслу статьи 330 Кодекса, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства (абзац 2 пункта 65 постановления Пленума N 7).
Учитывая разъяснения, изложенные в пункте 65, суд апелляционной инстанции рассчитывает неустойку на дату вынесения постановления, с последующим ее начислением по день фактического исполнения обязательства.
Между тем, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" с 06.04.2020 по 01.01.2021 приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренных законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Согласно расчету суда апелляционной инстанции, пеня за период с 16.05.2019 по 05.04.2020 составляет 16 585 рублей 77 копеек и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Следовательно, в части взыскания неустойки за период с 05.04.2020 исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.08.2019 (резолютивная часть) по делу N А20-3588/2019 отменить.
Принять уточнение исковых требований.
Уточненные исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Муниципальная управляющая компания", г. Нальчик (ОГРН 1160726051661, ИНН 0726015230) в пользу Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации, г. Нальчик (ОГРН 1020700746901, ИНН 0711008455) задолженность по оплате электрической энергии, потребленной на содержание общего имущества многоквартирных домов, за апрель 2019 года в размере 137 581 рубль 90 копеек, пеню за период с 16.05.2019 по 05.04.2020 в размере 16 585 рублей 77 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Муниципальная управляющая компания", г. Нальчик (ОГРН 1160726051661, ИНН 0726015230) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 5 165 рублей, по апелляционной жалобе - 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3588/2019
Истец: АО "Каббалкэнерго"
Ответчик: МУП "Муниципальная управляющая компания"