Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 октября 2020 г. N Ф10-3869/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А54-10175/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., рассмотрев в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) апелляционную жалобу акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2020 по делу N А54-10175/2018 (судья Котлова Л.И.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" (г. Москва, ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209032539, ИНН 6234000014) об обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога на прибыль в размере 2 010 856 руб.;
при участии в заседании:
от акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" - Бычков И.А. (доверенность от 02.07.2018 N 1022/1-Д, копия паспорта, диплом о высшем юридическом образовании),
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области - Бордыленок Н.Е. (доверенность от 14.02.2020 N 2.4-18/1520, диплом о высшем юридическом образовании, копия паспорта);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее - инспекция) с требованием об обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога на прибыль в размере 2 010 856 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что при вынесении решения судом неправильно определен срок, с которого общество должно было знать о переплаченном налоге на прибыль; считает, что несовпадение периода, указанного в решении Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2015 по делу N А40-31092/2013, с периодом излишне уплаченного налога не имеет правового значения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций с суммой налога к уменьшению за счет уменьшения дохода от реализации по перевозке федеральных льготников железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
С учетом налоговых взаиморасчетов за период с 01.01.2018 по 30.06.2018 у общества по состоянию 01.07.2018 образовалась переплата по налогу на прибыль в размере 12 319 663 руб. 77 коп., что подтверждается актом совместной сверки расчетов по налогам N 26737 от 24.08.2018 и справкой N 185504 о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 30.06.2018.
Обществу 17.07.2018 был частично возвращен налог на прибыль организаций в сумме 5 497 153 руб. 77 коп.
С учетом недоплаты обществом налога на прибыль организаций за 2 квартал 2018 года в сумме 106 351 руб. сумма переплаты по налогу на прибыль составила 6 716 159 руб.
В последующем в результате начислений по налогу на прибыль организаций в 3 квартале 2018 сумма переплаченного налога стала составлять 6 609 808 руб., в связи с чем общество 24.08.2018 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в сумме 6 609 808 руб.
Инспекцией 07.09.2018 приняты решения N 151763 о возврате 4 598 952 руб. налога на прибыль организаций и N 48209 об отказе в возврате налога в сумме 2 010 856 руб.
Изложенные обстоятельства явились основанием для предъявления обществом настоящего иска в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 2012 по 2014 годы общество осуществляло перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении по территории ряда субъектов Российской Федерации, в том числе по территории Рязанской области, и предоставлял льготу в виде бесплатного проезда гражданам, отнесенным к федеральному регистру лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на основании ст. 6.1, п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в соответствии с которым между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и обществом с 2012 по 2014 годы ежегодно заключались государственные контракты на оказание услуг по перевозке граждан-получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Оформление льготных проездных документов привело к возникновению у общества убытков; потери в доходах от перевозки федеральных льготников по итогам 2014 года составили 3 321 338 012 руб. 80 коп.
Вышеуказанная сумма за оказание услуг по перевозке федеральных льготников, в том числе в 2014 году, была признана обществом в составе выручки для целей исчисления налога на прибыль организаций и отражена в первичных налоговых декларациях, в частности, за 2014 год.
Отнесение подлежащих оплате перевозчику сумм за перевозку льготников в 2012 - 2014 годах к прибыли связано с тем, что общество рассчитывало на их оплату Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в полном объеме. Однако, в получении полной компенсации за перевозку федеральных льготников обществу было отказано.
Поскольку потери в доходах полностью компенсированы не были, общество обратилось суд с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации убытков за 2012 год (дело N А40-31092/2013).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013, требования общества были удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ взысканы убытки в сумме 1 429 444 155 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.04.2014 принятые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2015, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2016 и Арбитражного суда Московского округа от 21.06.2016, обществу отказано в удовлетворении исковых требований. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016 обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Общество полагает, что именно с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-31092/2013 (15.03.2016) ему стало известно о нарушенном праве (отсутствии возможности получить прибыль за перевозку федеральных льготников в полном объеме и, как следствие, переплаченном налоге на прибыль за 2012 - 2014 годы), так как ранее суды взыскивали убытки в пользу общества, признавая тем самым право перевозчика на получение потерь в доходах от перевозки льготников полностью.
После указанной даты изменилась практика применения судами гражданского и железнодорожного законодательства. Суды стали отказывать во взыскании потерь в доходах, ограничиваясь договорной ценой соглашения между перевозчиком и субъектом, ответственным за введение соответствующей льготы.
Следовательно, по мнению общества, до 15.03.2016 оно не могло знать, как о том, что прибыль за перевозку льготников в 2012 - 2014 годах не будет получена в полном объеме, так и о факте переплаты налога на прибыль организаций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и обстоятельств, свидетельствующих об истечении установленного законом трехлетнего срока обращения за возвратом переплаты.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 НК РФ установлено, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченного либо излишне взысканного налога, пеней и штрафов.
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О указано, что содержащаяся в п. 8 ст. 78 НК РФ (п. 7 ст. 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
В п. 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25.02.2009 N 12882/08, от 13.04.2010 N 17372/09 вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При этом налогоплательщик не ограничен во временном промежутке подачи такой декларации.
Как следует из материалов дела, общество в 2014 году самостоятельно определяло налоговую базу и исчисляло сумму авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, подавая соответствующие декларации, а также добровольно уплачивало соответствующие суммы авансовых платежей 23.01.2014, 25.04.2014, 27.05.2014, 27.06.2014, 30.09.2014, 03.10.2014, 24.10.2014, 26.11.2014; уплата авансовых платежей в большем размере, чем это предусмотрено НК РФ, произведена обществом по причине неправильного определения им налоговой базы вследствие включения в нее дохода от перевозки федеральных льготников сверх сумм, определенных условиями государственного контракта.
Таким образом, общество могло и должно было знать о переплате в соответствующие периоды авансовых платежей по налогу на прибыль как в момент их исчисления, так и в момент уплаты. Это обстоятельство не зависит от действий инспекции, законом на налогоплательщика возложена самостоятельная обязанность по начислению и уплате налога.
Принимая во внимание, что факт обращения в суд с требованиями по настоящему делу (07.12.2018) последовал за пределами трехлетнего срока на возврат налога на прибыль, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, как справедливо указал суд области, основываясь на правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.02.2020 по делу N А68-13452/2018 (аналогичный спор), доводы общества о том, что оно узнало о факте излишней уплаты налога только 15.03.2016, то есть с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-31092/2013 об отказе обществу во взыскании убытков, подлежат отклонению, так как ранее состоявшимися постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А40-130196/2013 и от 21.11.2014 по делу N А40-76652/2014, обществу также было отказано во взыскании убытков в связи с полным исполнением ответчиками условий государственных контрактов, в связи с чем обществу уже в июле 2014 года было известно о тех обстоятельствах, которые нашли отражение и в деле N А40-31092/2013.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы общества, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2020 по делу N А54-10175/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Центральная ППК" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-10175/2018
Истец: ОАО "Центральная ППК"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области