город Томск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А27-16443/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Молокшонова Д.В., |
|
|
Ярцева Д.Г., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Т.Д., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска (N 07АП-3842/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 марта 2020 года по делу N А27-16443/2019 (судья Ходякова О.С.) по иску акционерного общества "Объединение рынков "Кузбасс" (654027, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, проспект Курако, дом 49, офис 21, ОГРН 1024202127487, ИНН 4238002812) к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска (653000, Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск, проспект Шахтеров, 41, ОГРН 1034223000327, ИНН 4223020921) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 100 000 рублей.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное образование Прокопьевский городской округ в лице Администрации г. Прокопьевска (Кемеровская область - Кузбасс, г. Прокопьевск, ОГРН 1024201883408, ИНН 4223020939); общество с ограниченной ответственностью "Гранд" (Кемеровская область - Кузбасс, г. Прокопьевск, ОГРН 1104218001392, ИНН 4218107574).
В судебном заседании приняли участие - без участия (извещены).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Объединение рынков "Кузбасс" (далее - АО "Объединение рынков "Кузбасс", Общество) обратилось в арбитражный суд к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска (далее - Комитет) с иском о взыскании неосновательного обогащения в размере 100 000 рублей, а также 4 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
В ходе судебного разбирательства истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 5 493 811,29 рублей неосновательного обогащения по договору аренды N 5862 от 29.06.2015 (л.д. 146, т. 2).
Исковые требования обоснованы статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что с 01.01.2018 установлена кадастровая стоимость земли в размере рыночной и произведен перерасчет арендной платы, в связи с чем выявлена значительная переплата в бюджет города Прокопьевска, что привело к возникновению на стороне ответчика неосновательного обогащения в заявленном размере.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Прокопьевский городской округ в лице Администрации г. Прокопьевска, общество с ограниченной ответственностью "Гранд".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04 марта 2020 года исковые требования удовлетворены; суд обязал Комитет возвратить АО "Объединение рынков "Кузбасс" излишне перечисленную арендную плату в сумме 5 493 811,29 рублей в установленном порядке за счет средств соответствующего бюджета. С Комитета в пользу Общества взыскано 4 000 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Общества отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель привел следующие доводы: в перечне доходов местного бюджета у Комитета отсутствуют полномочия по перечислению из бюджетов городских округов для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; данное полномочие отнесено к Финансовому управлению города Прокопьевска; Комитет не обладает полномочиями по возврату и принятию решения о возврате излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении заседания, отзыва на жалобу не поступало.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 04.03.2020 по приведенным в жалобе доводам, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.06.2015 между Комитетом (арендодателем) и ЗАО "Объединение рынков "Кузбасс" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N 5862, в силу пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 14309 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Волгоградская, 14 а, с кадастровым номером 42:32:0101019:7548.
Срок действия договора от 29.06.2015 определен в пункте 2.1 с 12 мая 2015 года по 12 мая 2018 года.
В связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка от 29.06.2015 N 5862 между Комитетом и Обществом в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101019:7548, площадью 14 309 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Волгоградская, 14а, заключен договор аренды земельного участка от 18.05.2018 N 5862 сроком действия с 13 мая 2018 года по 13 мая 2021 года.
Пунктами 3.1 договоров установлено, что размер арендной платы на право пользования участком устанавливается согласно прилагаемого к настоящему договору расчету арендной платы (приложение N 1). Расчет арендной платы является неотъемлемой частью настоящего договора.
Согласно пунктам 3.2 договоров арендная плата вносится арендатором в следующем порядке: в случае, если годовой размер арендной платы не превышает 20 000 рублей - один раз в квартал до 10 числа первого месяца текущего квартала (3.2.1); в случае если годовой размер арендной платы превышает 20 000 рублей - ежемесячно до 10 числа текущего месяца путем перечисления на расчетный счет арендодателя (3.2.2).
Во исполнение условий заключенного договора аренды от 29.06.2015 АО "Объединение рынков "Кузбасс" уплатило арендную плату в сумме 16 902 239,57 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Полагая, что в период с 01.08.2016 по 12.05.2018 подлежала внесению арендная плата в сумме 8 729 612,45 рублей, АО "Объединение рынков "Кузбасс" направило в адрес Комитета претензию N 2 о возврате неосновательного обогащения (исх. N 93 от 30.08.2019), в которой также заявило об изменении назначения платежей по платежным поручениям: от 08.11.2017 N 249 с указанием 219 411,74 рублей в счет оплаты по договору аренды земельного участка от 29.06.2015 N 5862; 337 658,54 рублей в счет оплаты по договору аренды земельного участка 18.05.2018 N 5862; от 08.12.2017 N 269 с указанием 575 639,29 рублей в счет оплаты по договору аренды земельного участка от 18.05.2018 N 5862; от 29.12.2017 N 294 с указанием 575 639,29 рублей в счет оплаты по договору аренды земельного участка от 18.05.2018 N 5862; от 12.01.2018 N 1 с указанием 23 025,57 рублей в счет оплаты по договору аренды земельного участка от 18.05.2018 N 5862; от 05.03.2018 N 56 с указанием 300 962,26 рублей в счет оплаты по договору аренды земельного участка от 18.05.2018 N 5862; от 03.04.2018 N 84 с указанием 315 354,51 рублей в счёт оплаты по договору аренды земельного участка от 29.06.2015 N 5862, 265 585,84 рублей в счет оплаты по договору аренды земельного участка от 18.05.2018 N 5862.
Поскольку ответчик излишне уплаченную сумму в размере 5 493 811,29 рублей (с учетом зачтенных в счет оплаты по договору от 18.05.2018 N 5862 - 2 078 510,79 рублей, уступленных по договору цессии N 2 от 29.05.2019 в пользу ООО "Гранд" 600 305,04 рублей) не возвратил, АО "Объединение рынков "Кузбасс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 (далее - Порядок 3 47), суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности и наличии оснований для удовлетворения требований истца в размере 5 493 811,29 рублей.
Выводы суда в данной части соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу приведенной нормы права, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии совокупности условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица (потерпевшего); приобретение или сбережение имущества произошло в отсутствие сделки или иных оснований.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности использования земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Обязанность по своевременному внесению платы за пользование имуществом (арендной платы) на арендатора возложена пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Размер платы определен на основании Порядка N 47, в соответствии с пунктом 2.5 которого размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по формуле: А = КС х Кв х Ку х Кк х Ки х Кп х Кпр, где: А - размер арендной платы; КС - кадастровая стоимость земельного участка; Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка; Ки - произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленных постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на 2010, 2011, 2012 и последующие годы; Кп - коэффициент, применяемый для расчета арендной платы за земельные участки, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства, попадающими под категории, установленные статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Кп = 0,97.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018 по делу N 81-АПГ18-5 изменено решение Кемеровского областного суда от 17.01.2018, признан недействующим с 1 января 2016 года пункт 2.5 Порядка N 47, в редакции до внесения в него изменений постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.06.2017 N 271, в части применения в формуле определения годовой арендной платы за земельный участок произведения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленных постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на 2010, 2011, 2012 и последующие годы, в той мере, в какой данная норма допускает применение коэффициентов, отражающих уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельных участков, на основании которой определяется размер арендной платы.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101019:7548 составляет с 01.01.2016 - 30 514 657,95 рублей, с 27.04.2017 - 45 263 945,88 рублей, с 01.01.2018 - 8 929 000 рублей, с 01.01.2019 - 8 929 000 рублей, в связи с чем подлежащей уплате размер арендной платы не должен превышать 8 729 612,45 рублей.
Поскольку истцом перечислена арендная плата в сумме 16 902 239,57 рублей, то с учетом зачтенных в счет оплаты по договору от 18.05.2018 N 5862 - 2 078 510,79 рублей, уступленных по договору цессии N 2 от 29.05.2019 в пользу ООО "Гранд" 600 305,04 рублей, сумма неосновательного обогащения составила 5 493 811,29 рублей (16 902 239,57 - 8 729 612,45 - 2 078 510,79 - 600 305,04).
Довод заявителя о том, что надлежащим ответчиком по делу является Финансовое управление города Прокопьевска, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно решению Прокопьевского городского Совета народных депутатов N 038 от 25.12.2018 "О бюджете Прокопьевского городского округа на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Комитет по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска включен в Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета Прокопьевского городского округа в отношении доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственности на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков (код главного администратора 905).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании части 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, предоставляет поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном министерством финансов Российской Федерации.
Следовательно, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска как администратор доходов бюджета муниципального образования город Прокопьевска, исполняющий бюджетные полномочия, в том числе по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в виде арендной платы за земельные участки в бюджет муниципального образования, является надлежащим ответчиком по делу о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне внесенной в бюджет арендной платы за земельный участок (определение ВАС РФ от 04.08.2010 N ВАС-10203/10, постановление ФАС ЦО от 21.08.2006 по делуN А64-6858/05-9).
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кемеровской области от 04.03.2020, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 марта 2020 года по делу N А27-16443/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16443/2019
Истец: АО "Объединение рынков "Кузбасс"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска
Третье лицо: Администрация города Прокопьевска, ООО "Гранд"