город Омск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А75-12748/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2252/2020) Администрации Ханты-Мансийского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.02.2020 по делу N А75-12748/2019 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Национальная Родовая Община "Обь" (ОГРН 1118601001155, ИНН 8618001403, место нахождения: 628518, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Ханты-Мансийский, село Цингалы, улица Молодежная, дом 5, квартира 1) к Администрации Ханты-Мансийского района о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии за произведенную и реализованную пищевую продукцию в феврале 2019 года и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии в деле в качестве заинтересованного лица, - Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Национальная Родовая Община "Обь" (далее - заявитель, общество, ООО НРО "Обь") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Ханты-Мансийского района (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии за произведенную и реализованную пищевую продукцию в феврале 2019 года и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.02.2020 по делу N А75-12748/2019 заявление удовлетворено. Признано незаконным оформленное пунктом 8.2 протокола от 20.03.2019 N 8 решение Комиссии по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и коренным малочисленным народам Севера администрации Ханты-Мансийского района об отказе в предоставлении субсидии ООО НРО "Обь" за производство и реализацию пищевой рыбной продукции в феврале 2019 года. На администрацию Ханты-Мансийского района возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Этим же судебным актом с администрации в пользу общества взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что субсидия предоставляется за объемы произведенной и (или) реализованной продукции в отчетном месяце и двух месяцах текущего финансового года, что позволяет получателям субсидий в случае не предоставления документов за прошедшие 2 месяца, предшествующих отчетному, предоставить их в уполномоченный орган, но не дает права включать объемы произведенной и реализованной продукции в течение данных месяцев в отчетный месяц. Отмечает, что закуп рыбной продукции в количестве 27 тонн документально не подтвержден, в справке-расчете за февраль 2019 года данный объем продукции не указан. Податель апелляционной жалобы настаивает на фиктивном характере сведений, отраженных в представленной заявителем документации.
В письменном отзыве на жалобу ООО НРО "Обь" просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО НРО "Обь" является получателем субсидии, предоставляемой на повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса.
Общество обратилось в администрацию за предоставлением субсидии за произведенную и реализованную пищевую рыбную продукцию в феврале 2019 года. Согласно протоколу от 20.03.2019 N 8 заседания комиссии по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и коренным малочисленным народам Севера ООО НРО "Обь" отказано в предоставлении субсидии за производство и реализацию пищевой рыбной продукции в феврале 2019 года.
Письмом от 25.03.2019 исх. N 07-Исх-679/2019 администрация уведомила общество о принятом решении об отказе в предоставлении субсидии в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности.
Так, заинтересованным лицом установлено, что реализация рыбной продукции за февраль 2019 года составила 92,326 т, тогда как в справке о вылове рыбы из водоемов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отсутствуют сведения о вылове, но указан закуп рыбы для производства рыбной продукции в количестве 27 т без документального подтверждения приобретения данного сырья. В связи с указанным администрация сочла, что рыбная продукция в январе 2019 года изготовлена из сырья 2018 года, что противоречит пункту 1.2 приложения 18 к программе предоставления субсидии, поскольку субсидия подлежит предоставлению за объемы произведенной и (или) реализованной продукции в текущем финансовом году (т.1 л.д.24, т.3 л.д.121).
Полагая решение администрации не основанным на нормативных правовых актах, регламентирующих предоставление субсидии на повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены, с чем не согласилась администрация Ханты-Мансийского района, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц -производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
В приложении N 18 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 344-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса" утвержден Порядок расчета и предоставления субсидий на повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса (далее - Порядок).
Порядок определяет правила расчета и предоставления субсидий для реализации мероприятия 3.1 "Государственная поддержка развития рыбохозяйственного комплекса, рыболовства и производства рыбной продукции", мероприятия 3.2 "Стимулирование развития аквакультуры" подпрограммы 3 "Поддержка рыбохозяйственного комплекса" на повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса (далее - субсидии) из бюджетов муниципальных образований за счет субвенций из бюджета автономного округа (пункт 1.1 Порядка).
Пунктом 1.2 Порядка предусматривается, что субсидию предоставляют органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с целью возмещения части затрат за объемы произведенной и (или) реализованной продукции в текущем финансовом году и в декабре отчетного финансового года. Субсидия предоставляется за объемы произведенной и (или) реализованной продукции в отчетном месяце и 2 месяцах текущего финансового года предшествующих отчетному. Субсидия за объем произведенной и (или) реализованной продукции в декабре отчетного финансового года выплачиваются в период январь - февраль текущего финансового года. Субсидия за объемы произведенной и (или) реализованной продукции в иные периоды текущего финансового года выплачивается в случае ее невыплаты из-за недостаточности бюджетных средств.
Субсидия предоставляется при осуществлении следующих видов деятельности: вылов и реализация пищевой рыбы; производство и реализация искусственно выращенной пищевой рыбы; производство и реализация пищевой рыбной продукции.
Пунктом 2.1.1. Порядка устанавливается, что до 5 рабочего дня соответствующего месяца получатели субсидии на производство и реализацию пищевой рыбной продукции представляют следующие документы: заявление о предоставлении субсидии; справку-расчет по форме, утвержденной Департаментом; копии документов, подтверждающих приобретение рыбопосадочного материала в виде икры, личинок или молоди рыб со средней массой одной особи не более 10 граммов (договоров купли-продажи, договоров поставки, платежных документов, предусмотренных действующим законодательством, товарных накладных соответствующих унифицированных форм и (или) подтверждающих наличие сформированного ремонтно-маточного стада и соответствующего технологического оборудования, и (или) иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами); копии документов, подтверждающих реализацию искусственно выращенной пищевой рыбы (договоров купли-продажи, договоров поставки, договоров комиссии, договоров оказания услуг (при оптовой и мелкооптовой торговле), платежных документов, предусмотренных действующим законодательством, товарных накладных соответствующих унифицированных форм, копии ветеринарных сопроводительных документов в соответствии с законодательством о ветеринарии на реализованную искусственно выращенную пищевую рыбу, и (или) иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами).
В силу пункта 2.6. Порядка в случае принятия решения о предоставлении субсидии Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения направляет получателю подписанное со стороны уполномоченного органа соглашение (дополнительное соглашение - применяется при наличии действующего соглашения) для его подписания лично или посредством почтового отправления.
Согласно пункту 2.7. Порядка в случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляет получателю уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа.
Пунктом 2.8 Порядка предусмотрены основания для отказа в предоставлении субсидии, в том числе отсутствие лимитов, предусмотренных для предоставления субсидий в бюджете автономного округа; нарушение срока предоставления документов, установленных подпунктами 2.1.1, 2.1.2 пункта 2.1, пунктом 2.6 Порядка; непредставление получателем документов, указанных в подпунктах 2.1.1, 2.1.2 пункта 2.1, пункте 2.6 Порядка; представление документов с нарушением требований к их оформлению; выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности.
Согласно доводам заинтересованного лица общество необоснованно заявило в феврале 2019 года о предоставлении субсидии на рыбную продукцию, приобретенную в декабре 2018 года. В справке о вылове рыбы из водоемов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отсутствуют сведения о вылове, но указан закуп рыбы для производства рыбной продукции в количестве 27 т без документального подтверждения приобретения данного сырья. В связи с указанным администрация сочла, что рыбная продукция в январе 2019 года изготовлена из сырья 2018 года, что противоречит п.12. Порядка.
Между тем, из анализа указанных положений Порядка не следует, что для получения субсидии производство и реализация рыбной продукции должны осуществляться одномоментно или конкретно в текущем месяце; получатели субсидии согласно требованиям Порядка имеют правовые основания для получения субсидии на возмещение части затрат с момента реализации произведенной продукции; кроме того, обязанность реализовать произведенную рыбную продукцию в текущем либо следующем месяце после ее производства за получателем субсидии не закреплена.
Реализация рыбной продукции обществом в феврале 2019 года, произведенной из сырья, приобретенного в декабре 2018 года, не противоречит требованиям пункта 1.2 Порядка, поскольку произведенная в декабре отчетного года продукция реализована в текущем финансовом году.
Субсидия предоставляется уполномоченным органом с целью возмещения части затрат за объемы произведенной и (или) реализованной продукции.
Само по себе производство без подтверждения факта реализации рыбной продукции не подлежит самостоятельному субсидированию, что следует из пункта 2.1 Порядка, в соответствии с которым получатели субсидии до 5 рабочего дня соответствующего месяца в уполномоченный орган на производство и реализацию пищевой рыбной продукции предоставляют документы: о приобретении, или собственном вылове; документы подтверждающие реализацию произведенной рыбной продукции.
Получатели субсидии имеют правовые основания для получения субсидии на возмещение части затрат только с момента реализации произведенной продукции, а не с даты изготовления продукции (производства).
Факт приобретения ООО НРО "Обь" рыбной продукции в декабре 2018 года и заявление их к субсидированию в составе реализованной продукции за февраль 2019 года, равно как и факт непредоставления субсидии в отношении данной продукции лицами, участвующими в деле, не оспариваются. Реализация рыбной продукции в феврале 2019 года, произведенной из сырья, приобретенного в декабре 2018 года, в свою очередь, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, не противоречит пункту 1.2 Порядка предоставления субсидии, а также не подлежит обязательной реализации в текущем или следующем месяце (январь 2019 года).
Заявителем в материалы дела представлена справка о вылове и закупе рыбы из водоемов Ханты-Мансийского автономного округа за декабрь 2018, согласно которой ООО НРО "Обь" в указанном периоде произведен закуп рыбы в количестве 125,549 т, в подтверждение чего также представлены товарные накладные от 26.12.2018 N N 9, 12, 16, 17, 20, 22, 25, 34, документы об оплате и ветеринарные свидетельства.
Доказательств того, что заявителем ранее в справки-расчеты субсидии на реализацию и производство рыбной продукции за декабрь 2018 года, за январь 2019 года включались сведения о приобретенной по товарным накладным от 26.12.2018 N N 9, 12, 16, 17, 20, 22, 25, 34 продукции (рыба-сырец) заинтересованным лицом не представлено, что опровергает доводы подателя апелляционной жалобы о предоставлении субсидии за объем произведенной и (или) реализованной рыбной продукции в декабре 2018 года, и реализации права заявителем на поддержку за декабрь 2018 года в феврале 2019 года.
Утверждение администрации о том, что в справке о вылове рыбы из водоемов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за февраль 2019 года (т.3 л.д. 138) указан закуп рыбы для производства рыбной продукции в количестве 27 т без документального подтверждения приобретения данного сырья не только не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку соответствующие первичные документы представлены в адрес заинтересованного лица и имеются в материалах дела (т.1 л.д.71-75, т.3 л.д.133), но и не имеют правового значения, поскольку, как было указано ранее, при реализации рыбной продукции в феврале 2019 года заявителем использовано сырье, приобретенное в декабре 2018 года.
С учетом установленных по делу обстоятельств вывод администрации Ханты-Мансийского района о невозможности выплаты субсидии за рыбную продукцию, произведенную (приобретенную) в декабре 2018 года и реализованную в феврале 2019 года, следует признать необоснованным. Хозяйственные операции, предъявленные к субсидированию, подтверждаются материалами дела, первичной документацией, и подпадают под критерии оснований оказания государственной поддержки.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются на основании изложенного выше.
Удовлетворив требования ООО НРО "Обь", суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются апелляционным судом в связи с освобождением администрации от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации Ханты-Мансийского района оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.02.2020 по делу N А75-12748/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12748/2019
Истец: ООО НАЦИОНАЛЬНАЯ РОДОВАЯ ОБЩИНА "ОБЬ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ