город Омск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А70-17456/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2171/2020) общества с ограниченной ответственностью "Новые коммерческие технологии" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2020 по делу N А70-17456/2019 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новые коммерческие технологии" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об оспаривании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, содержащегося в уведомлении от 16.09.2019 N КУВД-001/2019-6432237/3, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрации прав в отношении здания, площадью 632,4 кв.м., расположенного по адресу: 625003, Тюменская обл., г.Тюмень, ул. Товарное шоссе,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Новые коммерческие технологии" - Балахнова Руслана Викторовича по доверенности от 11.06.2020 N 1,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новые коммерческие технологии" (далее - ООО "Новые коммерческие технологии", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) об оспаривании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, содержащегося в уведомлении от 16.09.2019 N КУВД-001/2019-6432237/3, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрации прав в отношении здания, площадью 632,4 кв.м., расположенного по адресу: 625003, Тюменская обл., г.Тюмень, ул.Товарное шоссе.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2020 по делу N А70-17456/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что в целях устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, обществом в Управление Росреестра представлен технический план здания, подготовленный кадастровым инженером Слинкиной Н.Г. по состоянию на 30.07.2019, который содержит сведения о проекте строительства спорного здания.
Управлением Росреестра представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором регистрирующий орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
До начала судебного заседания от Управления Росреестра, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В связи с изложенным апелляционная жалоба порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
ООО "Новые коммерческие технологии" 28.05.2019 обратилось в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости: нежилое здание, объект - вспомогательного назначения с адресным описанием: Российская Федерация, Тюменская область, город Тюмень, улица Товарное шоссе, площадь объекта 632,4 кв.м, количество этажей 2.
С заявлением представлены в том числе, Технический план здания по состоянию на 21.05.2019.
Управлением Росреестра 14.06.2019 принято решение о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации) сроком до 14.09.2019
Основанием для приостановления послужил вывод Управления Росреестра о том, что представленный заявителем Технический план здания по содержанию не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: не содержит проектную документацию, на основании которой построено здание.
В течение срока приостановления от заявителя в Управление Росреестра поступило заявление о принятии дополнительных документов с приложением межевого плана от 30.07.2019.
Рассмотрев заявление общества, 16.09.2019 Управлением Росреестра вынесено решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права на указанный выше объект в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Управление в оспариваемом отказе также указало, что согласно Техническому плану здание является объектом вспомогательного использования и расположено на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216004:28. Согласно данным ЕГРН указанный земельный участок имеет площадь 2550 кв.м., категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения и незавершенные строительством нежилые строения. В Техническом плане здания проектная документация отсутствует. Иной технический план в Управление Росреестра не представлен.
Полагая, что такой отказ в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права на указанный выше объект является незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.01.2020 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости (часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав содержатся в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
В статье 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для приостановления постановки на кадастровый учет и регистрации здания Управлением Росреестра указано на несоответствие Технического плана требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: не содержит проектную документацию, на основании которой построено здание.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные обществом в Управление Росреестра Технический план здания по состоянию на 21.05.2019, Технический план с приложением межевого плана от 30.07.2019, приходит к выводу том, что обществом не представлена необходимая документация, позволяющая идентифицировать объект недвижимости для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на него.
При этом суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы общества, исходит из следующего.
Согласно пункту 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости па земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
Форма и требования к подготовке технического плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Согласно пункту 20 Требований сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
В рассматриваемом случае требования заявителя направлены на учет и регистрацию прав в отношении созданного обществом нежилого здания: объект - вспомогательного назначения с адресным описанием: Российская Федерация, Тюменская область, город Тюмень, улица Товарное шоссе, площадь объекта 632,4 кв.м, количество этажей 2.
Из материалов дела усматривается, что на государственную регистрацию обществом представлен Технический план здания от 30.07.2019, подготовленный на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 17.04.2019, Технического заключения от 16.05.2019, проектной документации от 22.07.2019 N 132-07-2019-АР.
Согласно Техническому плану здание является объектом вспомогательного использования и расположено на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216004:28.
Из Единого государственного реестра недвижимости следует, что указанный земельный участок имеет площадь 2550 кв.м., категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения и незавершенные строительством нежилые строения.
Из декларации об объекте недвижимости от 17.04.2019 следует, что объект недвижимости является нежилым зданием, площадью 632,4 кв.м., количество этажей - 2, год завершения строительства - 2019 (т.1 л.д.137-142).
Техническое заключение от 16.05.2019, выполненное ООО "Проект-индустрия", содержит вывод о том, что объект недвижимости нежилое здание (склад) является объектом вспомогательного назначения для основных нежилых зданий торгового назначения (магазины), так как относится к пониженному уровню ответственности и с учетом подпункта 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта не требуется (т.1 л.д.146-151).
При этом, как верно отмечено Управлением Росреестра, указанное Техническое заключение подготовлено на основании ГОСТ 27751-88, который утратил силу с 01.09.2011 на основании Приказа Росстандарта от 11.12.2014 N 1974-ст, утвердившим ГОСТ 27751-2014.
Таким образом, техническое заключение от 16.05.2019 не соответствует требованиям действующего законодательства, так как подготовлено на нормативах, утративших силу.
Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст "Об утверждении национального стандарта" прекращено применение на территории Российской Федерации ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету" с 01.09.2011.
В настоящее время действующим является ГОСТ 27751-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 N 1974-ст.
Правовая экспертиза документов, проведенная регистрирующим органом с учетом положений пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ и ГОСТ 27751-2014, показала, что на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216004:28 расположен объект недвижимости, не подпадающий под признаки вспомогательного объекта, который является самостоятельным объектом и используется под магазин.
Таким образом, в декларации об объекте недвижимого имущества от 17.04.2019, в технических планах от 21.05.2019, от 30.07.2019, в проектной документации и техническом заключении в отношении объекта недвижимости, используемого под магазин, указана недостоверная информация как о вспомогательном объекте недвижимости.
В рамках рассмотрения настоящего спора обществом не опровергнут факт наличия в представленных в Управление Росреестра документах недостоверной информации в отношении спорного объекта недвижимости, как о вспомогательном объекте недвижимости.
При таких обстоятельствах правовых оснований для признания незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект, выраженного в уведомлении от 16.09.2019 N КУВД-001/2019-6432237/3, у суда первой инстанции не имелось.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ООО "Новые коммерческие технологии".
В соответствии с пунктами 3 и 12 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000 руб. для юридических лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1500 руб. для юридических лиц.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществом фактически уплачено 3000 руб., то излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату ООО "Новые коммерческие технологии" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2020 по делу N А70-17456/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Новые коммерческие технологии" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 27 от 14.02.2020 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-17456/2019
Истец: ООО "Новые Коммерческие Технологии", ООО "Новые коммерческие технологии" представитель Балахнов Р.В.
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3057/20
22.06.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2171/20
29.01.2020 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-17456/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-17456/19