город Омск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А46-17228/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи ЛотоваА.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2330/2020) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 23.01.2020 по делу N А46-17228/2019 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строим Город" (ИНН 5503171072, ОГРН 1175543001226, место нахождения: 644043, Омская область, город Омск, улица Фрунзе, д. 1, корпус 3, помещение 22п) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании отказа в предоставлении в долгосрочную аренду земельных участков, выраженного в письме от 02.09.2019 N Исх-ДИО/11978, незаконным; об обязании предоставить в долгосрочную аренду земельные участки,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Пятков К.В. по доверенности от 19.09.2019 N Исх-ДИО/12793 сроком действия один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Строим город" - Молоков А.В. по доверенности от 01.06.2019 б/н сроком действия десять лет,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строим город" (далее - заявитель, ООО "Строим город", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - заинтересованное лицо, департамент, уполномоченный орган), в котором просило:
- признать незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 02.09.2019 N Исх-ДИО/11978, в предоставлении в долгосрочную аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081, местоположение которого установлено в 45 м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, ул. 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 3 575 кв. м и 55:36:090303:3105, местоположение которого установлено в 80 м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, ул. 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 7 540 кв. м для эксплуатации гостиничного комплекса - 1-я очередь строительства: нежилое здание, общей площадью 223,3 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12027, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, 24 и 2-й этап строительства: нежилое здание, количество этажей - 1, общей площадью 176,5 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12154, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Серова, 60, как создающего препятствия в осуществлении охраняемых законом интересов юридического лица в предпринимательской деятельности;
- обязать уполномоченный орган предоставить в долгосрочную аренду земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081, местоположение которого установлено в 45 м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, ул. 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 3575 кв. м и 55:36:090303:3105, местоположение которого установлено в 80 м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 7 540 кв. м для эксплуатации гостиничного комплекса - 1-я очередь строительства: нежилое здание, общей площадью 223, 3 кв.м. с кадастровым номером 55:36:090303:12027, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, 24 и гостиничного комплекса 2-й этап строительства: нежилое здание, количество этажей - 1, общей площадью 176,5 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12154, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Серова, 60.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.01.2020 по делу N А46-17228/2019 заявление общества удовлетворено в полном объеме. С заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.; 40 000 руб. судебных расходов за проведение экспертизы на основании определения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-17288/2019 от 17.10.2019, перечисленных по чеку-ордеру от 17.10.2019.
Возражая против принятого по делу решения, департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что наличие на земельном участке элементов благоустройства, возведенных обществом, не свидетельствует о возможности предоставления земельного участка под ними на основании статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). По мнению подателя жалобы, у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
В письменном отзыве на жалобу ООО "Строим город" просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
10.06.2020 в апелляционный суд через электронную систему "Мой арбитр" поступило ходатайство уполномоченного органа о приобщении к материалам дела дополнительного документа, а именно - экспертного заключения от 08.06.2020 N 867/3-6.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем департамента поддержаны доводы жалобы и ходатайство. Представитель общества высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу и возразил против удовлетворения ходатайства заинтересованного лица.
Рассмотрев ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его удовлетворения.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее -АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции полагает недопустимым и не отвечающим принципам равноправия сторон и состязательности арбитражного процесса действия сторон по сбору новых доказательств после вынесения обжалуемого решения.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
Таким образом, статья 268 АПК РФ ограничивает право представления сторонами новых доказательств в суд апелляционной инстанции, требуя обоснования невозможности их представления в суд первой инстанции.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств уважительности непредставления документа, о приобщении которого заявляет департамент, получение такового после принятия судом первой инстанции решения по делу, в суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает приобщение дополнительных доказательств к материалам дела и их оценку на стадии рассмотрения дела в апелляционном суде не соответствующим условиям применения части 2 статьи 268 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "Строим город" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- гостиничный комплекс: 1-я очередь строительства - нежилое здание, общей площадью 223, 3 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12027, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, 24;
- гостиничный комплекс: - гостиничный комплекс. 2-й этап строительства - нежилое здание, количество этажей - 1, общей площадью 176, 5 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12154, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Серова, 60.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельных участках:
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:090303:3081, местоположение которого установлено в 45 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 3 575 кв. м для строительства гостиничного комплекса, в отношении которого обществом и департаментом заключен договор аренды земельного участка от 03.06.2009 N ДГУ-Л-34-1397 (дата регистрации 28.08.2009, N 55-55-01/170/2009-659);
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:090303:3105, местоположение которого установлено в 80 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 7 540 кв. м для строительства гостиничного комплекса, в отношении которого обществом и департаментом заключен договор аренды земельного участка от 20.03.2009 N Д-Л-31-7696 (дата регистрации 02.06.2009, N 55-55-01/107/2009-170).
20.03.2019 и 08.04.2019 ООО "Строим город" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду указанных земельных участков для эксплуатации существующих объектов недвижимого имущества.
Письмом от 02.09.2019 N Исх-ДИО/11978 департамент отказал ООО "Строим город" в предоставлении в долгосрочную аренду испрашиваемых земельных участков, указав, что площади участков несоразмерны площади объектов недвижимости расположенных на таких земельных участках и заявитель не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о соответствии площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенных на нем объектов недвижимости, исходя из потребностей собственника в обеспечении условий для размещения и эксплуатации указанных объектов.
Кроме того уполномоченный орган указал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", которым утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов часть испрашиваемых участков может быть предоставлена для размещения элементов благоустройства согласно пункту 4 Перечня.
На территории Омской области порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждены постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "О Порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
По вопросу предоставления участка для размещения элементов благоустройства ООО "Строим город" предложено обратиться в Администрацию Ленинского административного округа города Омска.
Заявив, что отказ нарушает права и охраняемые законом интересы ООО "Строим город", общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заявление удовлетворено судом первой инстанции, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен частью 2 статьи 39.6 Кодекса, и данный перечень является исчерпывающим.
В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на получение в пользование земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).
Материалами дела подтверждается наличие у ООО "Строим город" в собственности указанных объектов недвижимости, права собственности на которые зарегистрированы в установленном порядке.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Материалами дела подтверждается, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, право собственности на которые зарегистрировано за ООО "Строим город" в установленном законом порядке, иные объекты на данном участке не располагаются. В качестве основания оспариваемого решения департамент указал на необоснованность площади испрашиваемого участка.
Содержание норм статьи 39.20 ЗК РФ и пункта 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предусматривают, что в случае рассмотрения спора о законности отказа в предоставлении участка, расположенного под объектом недвижимости, в аренду требует выяснения вопрос о том, необходим ли земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, для их эксплуатации или требуется сформировать и испрашивать без торгов иную часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания.
Определением Арбитражного суда Омской области от 17.10.2019 в рамках настоящего дела назначена экспертиза. Проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Городской юридический центр недвижимости "Эталон", адрес: г. Омск, ул. Дмитриева, 5/3. На разрешение эксперта судом были поставлены вопросы следующего содержания:
1. Является ли соразмерной площадь испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081, местоположение которого установлено в 45 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 3 575 кв. м и 55:36:090303:3105, местоположение которого установлено в 80 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 7540 кв. м для эксплуатации гостиничного комплекса -1-я очередь строительства: нежилое здание, общей площадью 223, 3 кв.м. с кадастровым номером 55:36:090303:12027, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, 24 и гостиничного комплекса - 2-й этап строительства: нежилое здание, количество этажей - 1, общей площадью 176, 5 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12154, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Серова, 60, принимая во внимание его функциональное назначение с учётом соблюдения строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и градостроительных норм?
2. Являются ли нормативы градостроительного проектирования, утверждённые решением Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области" основанием для принятия решения о предоставлении земельных участков (отказе в предоставлении) с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 под существующий гостиничный комплекс (1-я и 2-я очереди) без проведения торгов по критериям обоснованности либо необоснованности площадных характеристик земельных участков площадным характеристикам расположенного на них гостиничного комплекса?
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 Градостроительного кодекса; ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности; возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
Частью 1 статьи 38 ГрК РФ предусмотрено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Озелененные территории - объекты градостроительного нормирования - представлены в виде парков, садов, скверов, бульваров, территорий зеленых насаждений в составе участков жилой, общественной, производственной застройки. Озелененные территории общего пользования, выделяемые в составе рекреационных зон, размещаются во взаимосвязи преимущественно с жилыми и общественно-деловыми зонами.
Как следует из экспертного исследования и заключения, подготовленного в рамках настоящего дела, "Гостиничный комплекс по улице Труда - улице Лобкова в Ленинском административном округе города Омска. 1 очередь строительства: административное здание", расположенный по адресу: ул. Лобкова, д. 24, Ленинский административный округ, г. Омск, Омская область, РФ, 644020 располагается на земельном участке с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105. Сведения об объекте капитального строительства (фактические): строительный объем, в т.ч. надземной части - 796,42 куб. м, общая площадь - 223,3 кв. м, количество помещений - 12, количество этажей - 1, сети и системы инженерно-технического обеспечения - сети электроснабжения, система пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. "Гостиничный комплекс. II этап строительства", расположенный по адресу: ул. Серова, д. 60, Ленинский административный округ, г. Омск, Омская область, РФ, 644020, расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090303:3105. Сведения об объекте капитального строительства (фактические): строительный объем, в т.ч. надземной части - 754,68 куб. м, общая площадь - 176,5 кв. м, количество зданий, сооружений - 1, количество помещений - 7, вместимость - 6 чел., количество этажей - 1, сети и системы инженерно-технического обеспечения - сети электроснабжения, система пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Предоставление земельного участка, занятого объектами недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этих объектов имел возможность осуществлять их обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, занятая объектами недвижимости, так и часть, необходимая для их использования, размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объектов.
Основные факторы, определяющие выбор земельного участка под размещение гостиничного комплекса: градостроительные (необходимая площадь территории с учетом специфики эксплуатации гостиничного комплекса и его емкости, оптимальные геометрические очертания земельного участка, рациональное размещение с учетом транспортных коммуникаций и наличия в непосредственной близости железнодорожного вокзала, аэропорта и пр.); архитектурно-ландшафтные (наличие на земельном участке и/или на прилегающей территории природных компонентов: озеленения, видных поверхностей, рельефа и др.); экологические (комфортность территории: соответствие санитарно-гигиенических параметров среды нормативным требованиям); инженерно-технические (наличие городских инженерных коммуникаций и возможность подключения к существующим сетям с учетом их мощности и размещения).
Экспертом указывается, что удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городских округов и поселений (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40%, а в границах территории жилого района не менее 25%, включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона (квартала). Оптимальные параметры общего баланса территории составляют: открытые пространства: зеленые насаждения - 65 - 75%; аллеи и дороги - 10 - 15%; площадки - 8 - 12%; сооружения - 5 - 7%; зона природных ландшафтов; зеленые насаждения - 93 - 97%; дорожная сеть - 2 - 5%; - обслуживающие сооружения и хозяйственные постройки -2%. От наземных автостоянок устанавливается санитарный разрыв с озеленением территории, прилегающей к объектам нормирования в соответствии с требованиями таблицы 93 (не менее 10 м). Площадь освоения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081, 55:36:090303:3105 соответствует площади освоения, отраженной в заданиях на проектирование.
Предусмотренные архитектурно-планировочные решения по размещению объектов гостиничного комплекса в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 приняты с учетом рационального и экономного использования земельного участка, существующего рельефа местности, окружающей застройки, соответствуют требованиям нормативных документов.
Пешеходные и транспортные пути гостиничного комплекса в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105, отвечают требованиям непрерывности и возможности доступа маломобильных групп населения, как на территорию, так и в здания, что соответствует требованиям СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования".
Размещение зданий в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 выполнено с учетом соблюдения нормативных расстояний от расположенных на земельных участках инженерных коммуникаций, минимальных отступов от красной линии УДС, что соответствует требованиям ГрК РФ, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области", СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
Территория земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 с учетом расположенных зданий, а также окружающей застройки, обеспечена санитарными разрывами с реализацией мероприятий по озеленению, что соответствует требованиям ГрК РФ, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области", СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", СП 257.1325800.2016 "Гостиницы, правила проектирования", ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Федерального закона от 22.07.2008 N 122-ФЗ, Федерального закона от 22.12.2002 N 184-ФЗ.
Отвечая на первый вопрос, эксперт указал, что площадь испрашиваемых земельных участков является соразмерной для эксплуатации названных двух очередей гостиничного комплекса с учетом его функционального назначения и соблюдения строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и градостроительных норм, приняты во внимание противопожарные разрывы, предусмотренные проектом и правовыми актами условия благоустройства территории, обеспеченность подъездами и парковками, доступность для маломобильных групп населения.
В ответе на второй вопрос эксперт указал, что, по его мнению, с учетом ответа на первый вопрос нормативы градостроительного проектирования, утвержденные решением Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области", не являются основанием для принятия решения о предоставлении или непредоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 под существующий гостиничный комплекс (1-я и 2-я очереди) без проведения торгов по критериям обоснованности либо необоснованности площадных характеристик земельных участков площадным характеристикам расположенного на них гостиничного комплекса.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в момент предоставления земельных участков упоминаемое департаментом решение Омского городского совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области" не вступило в законную силу. Впоследствии департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Омска выдано разрешение на строительство от 13.10.2017 N 55-ru55301000-245-2017 относительно гостиничного комплекса общей площадью 223,35 кв. м на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 и от 05.10.2018 N 55-ru55301000-267-2018 относительного гостиничного комплекса II этап строительства общей площадью 171,86 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:3105. Изданы распоряжения департамента строительства Администрации города Омска от 20.06.2018 N 123 "О разрешении ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства "Гостиничный комплекс по улице Труда - улице Лобкова в Ленинском административном округе города Омска. 1 очередь строительства: административное здание", расположенного по адресу: улица Лобкова, дом 24, Ленинский административный округ, город Омск, 644020" и от 15.11.2018 N 316 "О разрешении ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства "Гостиничный комплекс. II этап работ", расположенного по адресу: улица Серова, дом 60, Ленинский административный округ, город Омск, 644020".
В материалы дела представлена проектная документация Гостиничного комплекса по ул. Труда - ул. Лобкова в Ленинском АО г. Омска (раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка", 24-16-ПЗУ, раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка", 35-17-ПЗУ, т.3 л.д. 1-33), которая свидетельствует о том, что при организации строительства и последующем функционировании возводимых объектов требуется вся площадь земельных участков в заявленном обществом объеме (предусмотрено создание проездов, тротуаров, а также озеленение территории). Иное не подтверждается материалами дела и не обосновано заинтересованным лицом.
С учетом изложенного подлежит отклонению приведенный заинтересованным лицом довод о том, что в аренду земельный участок может быть предоставлен за исключением парковок, озеленения, так как это не относится к объектам недвижимого имущества. Основанием заявления департамента является утверждение о том, что сам факт формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка с целью осуществления строительства не свидетельствует о том, что вся площадь этого участка необходима в соответствии с целевым назначением для эксплуатации возведенных зданий.
Принимая во внимание предоставленное положениями земельного законодательства исключительное право ООО "Строим город" на получение в пользование испрашиваемых земельных участков, расположенных под объектами недвижимого имущества, принадлежащими заявителю на праве собственности, установив наличие установленной законом совокупности условий, предусмотренной статьей 198 АПК РФ, и необходимой для признания оспариваемых решения об отказе в предоставлении земельных участков в аренду суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В соответствии с пунктами 3 частей 4 и 5 приводимой нормы решение арбитражного суда должно содержать указание на обязанность заинтересованного лица совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения.
Испрашиваемый ООО "Строим город" способ восстановления нарушенного права соответствует действующему законодательству и является основанием для совершения заинтересованным лицом соответствующих действий.
Доводы апелляционной жалобы департамента не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ не подлежат распределению, поскольку департамент освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.01.2020 по делу N А46-17228/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17228/2019
Истец: ООО "СТРОИМ ГОРОД"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: ООО "Городской юридический центр недвижимости "Эталон"