г.Москва |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А40-282205/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "НИФК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2020, принятое судьей Д.А.Гилаевым (21-1334)
по делу N А40-282205/19
по заявлению АО "НИФК"
к МИФНС России N 46 по г.Москве
третье лицо: ИФНС России N 4 по г.Москве
о признании незаконным решения, о признании недействительной записи,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: от третьего лица: |
не явился, извещен; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ" (далее также - заявитель, Общество, АО "НИФК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по городу Москве (далее также - ответчик, МИФНС России N 46 по г.Москве, Инспекция) от 09.02.2018 N 9527 о предстоящем исключении ООО "ЭффектПромТех" (ИНН 7714325776) из ЕГРЮЛ, о признании недействительной записи ГРН 2187748567510 от 04.06.2018 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "ЭффектПромТех", об обязании исключить запись ГРН 2187748567510 от 04.06.2018 об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица - ООО "ЭффектПромТех".
Решением суда от 20.01.2020, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 09.02.2018 Инспекцией принято решение N 9527 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "ЭффектПромТех" из ЕГРЮЛ.
09.02.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 8187746538708 в отношении ООО "ЭффектПромТех" о принятии решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
04.06.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2187748567510 в отношении ООО "ЭффектПромТех" о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "НИФК" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных АО "НИФК" требований.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ, регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решение о предстоящем исключении ООО "ЭффектПромТех" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица принято Инспекцией на основании п.1 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, согласно которому юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 21.1 данного Федерального закона установлено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, наличие признаков, указанных в п.1 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, является исчерпывающим основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении в соответствии с п.3 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу нормы п.4 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно п.7 ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п.4 ст.21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи.
Как следует из материалов дела, в МИФНС России N 46 по г.Москве из ИФНС России N 4 по г.Москве в отношении ООО "ЭффектПромТех" поступили Справка от 02.02.2018 N 31504-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и Справка от 02.02.2018 N 31504-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
Таким образом, в связи с наличием у ООО "ЭффектПромТех" одновременно всех перечисленных в п.1 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующим органом 09.02.2018 на основании п.2 ст.21.1 указанного Федерального закона принято решение о предстоящем исключении ООО "ЭффектПромТех" из ЕГРЮЛ.
Во исполнение требований п.3 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении ООО "ЭффектПромТех" из ЕГРЮЛ от 09.02.2018 было опубликовано в Вестнике государственной регистрации 14.02.2018.
Таким образом, обязанность Инспекции по опубликованию решения о предстоящем исключении Общества осуществлена в установленном законом порядке.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, заявитель и иные заинтересованные лица вправе самостоятельно отслеживать информацию об ООО "ЭффектПромТех" и принимаемых МИФНС России N 46 по г.Москве решениях о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии с требованиями ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Между тем, несмотря на своевременное опубликование сведений о предстоящем исключении ООО "ЭффектПромТех" из ЕГРЮЛ, заявитель, как лицо, не согласное с исключением юридического лица, на основании п.4 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ соответствующее заявление в установленный срок не направил, в том числе способами, указанными в п.6 ст.9 означенного Федерального закона.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно п.7 ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п.4 ст.21.1 настоящего Федерального закона заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи.
Более того, Инспекция не вправе проверять и устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое решение Инспекции о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ принято в нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, а запись о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении ООО "ЭффектПромТех" из ЕГРЮЛ внесена в нарушение ранее принятого решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Поскольку заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, оснований полагать, что исключением ООО "ЭффектПромТех" из ЕГРЮЛ нарушены его права, не имеется.
При отсутствии неоспоримых и относимых доказательств все приведенные заявителем доводы сами по себе не свидетельствуют о том, что ООО "ЭффектПромТех" в указанный период вело хозяйственную деятельность.
Наличие у ООО "ЭффектПромТех" задолженности перед АО "НИФК" не является препятствием для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и его дальнейшего исключения из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Кроме того, как обоснованно указал суд в своем решении, дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены п.3 ст.64.2 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Выражая несогласие с решением суда, заявитель не представил доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных им требований.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2020 по делу N А40-282205/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-282205/2019
Истец: АО "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ"
Ответчик: ИФНС 46
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 4 ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12732/20
19.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12141/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282205/19
04.12.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282205/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282205/19