город Омск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А46-18364/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Рожкова Д.Г., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4472/2020) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Агора" на решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2020 по делу N А46-18364/2019 (судья Лебедева Н.А.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Агора" (ИНН 5507249851, ОГРН 1145543034108) к обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" (ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654) об обязании установить контейнеры, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418),
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Агора" - Свистуненко Л.А. (паспорт, по доверенности от 26.03.2020, диплом),
от общества с ограниченной ответственностью "Магнит" - Шармановой А.М. (паспорт, по доверенности от 16.03.2020, диплом от 30.06.2009),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Агора" (далее - ООО "УК "Агора", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - ООО "Магнит", ответчик) об обязании установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках многоквартирных домов, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Агора", по следующим адресам: город Омск, бульвар Архитекторов, дом 3, корпус 8, бульвар Архитекторов, дом 8, корпус 1, улица Ватутина, дом 29, корпус 1, улица Ватутина, дом 35, улица Волгоградская, дом 1, корпус 1, улица Конева, дом 44, улица Дмитриева, дом 17, корпус 1, улица Дмитриева, дом 20, улица Туполева, дом 5 А, улица Туполева, дом 5 Г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК, третье лицо).
Решением от 03.03.2020 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Агора" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "УК "Агора" указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции об отсутствии у ответчика обязанностей обязанности по размещению контейнеров для сбора ТКО. Считает, что суд первой инстанции необоснованно не применил положения пункта 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2019 N 1039 (далее - Правила N 1039), пункта 13 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156); Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), из совокупного положения которых следует, что на ответчике, как региональном операторе лежит обязанность по размещению контейнеров для сбора ТКО.
Кроме того считает, что суд первой инстанции неправильно истолковал пункт 3.7.1 Правил и норм техническое, эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) и подпункт "д" пункта 11 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Постановление N1156).
ООО "Магнит" и РЭК в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах на апелляционную жалобу не согласились с доводами жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
РЭК, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, представила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии ее представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК "Агора" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт; представитель ООО "Магнит" поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей истца и ответчика, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Агора" является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Кировского административного округа в городе Омске (лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Омской области от 11.04.2019 N 055000039), в том числе по адресам: город Омск, бульвар Архитекторов, дом 3, корпус 8, бульвар Архитекторов, дом 8, корпус 1, улица Ватутина, дом 29, корпус 1, улица Ватутина, дом 35, улица Волгоградская, дом 1, корпус 1, улица Конева, дом 44, улица Дмитриева, дом 17, корпус 1, улица Дмитриева, дом 20, улица Туполева, дом 5 А, улица Туполева, дом 5 Г.
С 01.04.2019 ООО "Магнит", являющееся региональным оператором по обращению с ТКО на территории Омской области, приступило к осуществлению деятельности по обращению с ТКО.
До начала осуществления деятельности ООО "Магнит" вывоз ТКО обеспечивался подрядной организацией ООО "МегаСкат", которое после прекращения соответствующей деятельности изъяло установленные им ранее мусоросборочные контейнеры.
Собственниками помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО "УК "Агора", в установленном ЖК РФ порядке не принято решение о приобретении контейнеров для сбора ТКО за счет собственных средств и о включении контейнеров для сбора ТКО в состав общего имущества в МКД.
20.09.2019 и 27.09.2019 письмами от 19.09.2019 N 1080 и от 26.09.2019 N 1103 истцом в адрес ответчика направлены обращения с требованием установить контейнеры для сбора ТКО на контейнерных площадках многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Агора".
Учитывая, что требования истца ответчиком не исполнены, ООО "УК "Агора" обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 36, 44, 154, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил N 1156, пришел к выводу о том, что к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с положениями главы 5.1 Закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 Правила N 1156, "контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; "контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Из пункта 17 Правил N 1039 следует, что информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Положениями пункта 13(1) Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор предоставляет в орган местного самоуправления сведения о количестве планируемых к размещению бункеров и контейнеров, однако, указанные положения, а также нормы статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 Правил N 1039, условия типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (Правила N 1156) не возлагают на регионального оператора обязанности по их приобретению в каждом случае. При этом замена поврежденных контейнеров не тождественна приобретению новых, ранее не установленных мусоросборников.
Из подпункта "д" пункта 11 Типового договора, утвержденного Правилами N 1156, следует, что региональный оператор обязан принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
Между тем, в типовом договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, форма которого утверждена Правилами обращения с ТКО, обязанность регионального оператора по установке контейнеров для сбора ТКО не предусмотрена, а положения подпункта "д" применимы только в том случае, если региональный оператор являлся собственником контейнеров, на что прямо указано в этом пункте, кем ответчик не является.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Истец, в порядке части 2 статьи 162 ЖК РФ оказывает услуги по управлению многоквартирными домами, т.е. оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Аналогично, в соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома (пункты 1.8 и 3.7 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД (подпункт 1 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание и ремонт общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре управления соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Пунктом 26(1) постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлено, что в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входят работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Также, в соответствии с пунктом 4.4 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников жилья относится принятие решения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, совокупность вышеуказанных норм права свидетельствует о том, что именно на собственниках помещений в многоквартирном доме, в чьей общедолевой собственности находится земельный участок, на котором, в том числе, сформирована места (площадка) накопления ТКО, возложена обязанность по содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО.
Кроме того, Закон N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Соответственно, если площадка накопления ТКО для конкретного МКД не сформирована, то в соответствии с положениями статьей 8, 13.4 Закона N 89-ФЗ и подпункта 18 части 1 статьи 14, подпункта 18 части 1 статьи 15, подпункта 24 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ такая обязанность возложена на органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Поскольку мусоросборники являются объектом гражданских прав, их оборот не ограничен законодательно (статьи 128, 212 ГК РФ), и приведенными выше положениями применительно к настоящему спору предусмотрена обязанность управляющей организации (собственником МКД) по созданию и содержанию контейнерных площадок как части общего имущества вне зависимости от наличия заключенного с региональным оператором договора (что следует из положений статьи 11 Закона N 89-ФЗ и пункта 2 Правил N 1156), на регионального оператора не может быть возложена обязанность по приобретению мусоросборников.
Более того, приведенные выше положения существовали до введения в ЖК РФ норм о региональном операторе ТКО.
Учитывая доводы истца о положениях постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Основы), суд апелляционной инстанции считает, что Основами допускается (а не возлагается обязанность) приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с ТКО.
Кроме того, Основы определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора требования в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО.
Таким образом, приобретение контейнеров возможно собственниками помещений в МКД, органами местного самоуправления, региональным оператором.
Поскольку договор между истцом и региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, устанавливающий обязанность ООО "Магнит" по приобретению контейнеров не заключен, в тариф ответчика не включены расходы по приобретению и установке мусоросборников, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы ООО "УК "Агора" о том, что наличие контейнера является составной частью оказываемой услуги не отменят то обстоятельство, что в настоящем случае именно истец (собственники МКД) обязан установить мусоросборник, а не региональный оператор.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2020 по делу N А46-18364/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18364/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АГОРА"
Ответчик: ООО "МАГНИТ"
Третье лицо: Региональная Энергетическая комиссия Омской области