г. Москва |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А40-229145/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Гончарова В.Я., Титовой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское физкультурно-спортивное объединение" Департамента спорта города Москвы,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2020 по делу N А40-229145/19,
по исковому заявлению Государственного казенного учреждения города Москвы "Объединенная дирекция по обеспечению деятельности государственных архивных учреждений города Москвы" (ОГРН: 1177746307771, ИНН 9729068476, адрес: 117393, г. Москва, ул Профсоюзная, д 80 к. 1)
к государственному бюджетному учреждению города Москвы "Московское городское физкультурно-спортивное объединение" Департамента спорта города Москвы (ОГРН: 1027700174677, ИНН 7709138322, адрес: 119270, г. Москва, ул. Фрунзенская 3-я, д. 5),
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: 1. Государственное казенное учреждение города Москвы "Центральный объединенный архив города Москвы"(ОГРН: 1047709007422), 2. Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423),
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Горбунов А.А. по доверенности от 20.08.2019,
от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение города Москвы "ОБЪЕДИНЕННАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ" обратилась с иском к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" ДЕПАРТАМЕНТА СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ, при участии третьих лиц государственного казенного учреждения города Москвы "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ АРХИВ ГОРОДА МОСКВЫ", ДГИ г. Москвы о взыскании 1.484.690,70 руб. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 05.02.2020, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2020 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, государственным казенным учреждением "Центральный объединенный архив города Москвы" (сокращенно - ГКУ "ЦОА Москвы"), на праве оперативного управления используются нежилые помещения, общей площадью 1350 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва, Товарищеский пер., д. 25, стр. 1, (кадастровый номер 77:01:0006025:4655), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.06.2012 года N 11'-АО 107302, которое выдано на основании Контракта на право оперативного управления с Департаментом имущества города Москвы от 02.09.2003 N 0-1919 с дополнительным соглашением от 19.08.2005 года.
Согласно Приказу Главархива Москвы от 01.06.2017 N 102 было изменено наименование государственного казенного учреждения города Москвы "Центральный объединенный архив учреждений системы образования" (сокращенное наименование -ГКУ ЦОА УСО) на Государственное казенное учреждение города Москвы "Центральный объединенный архив города Москвы" (сокращенное наименование -ГКУ "ЦОА Москвы").
Контрактом на оперативное управление (п. 4.2.2.), предусмотрено, что ГКУ "ЦОА Москвы" несет обязательства по поддержанию фасада и сооружений в надлежащем состоянии и сохранению их историко-культурный облик.
Как следует из положений пункта 4.1. Постановления Правительства Москвы от 31.07.2007 N 651-ПП "Об утверждении норматива города Москвы "Содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений" и пункта 2.1. раздела III приложения 3 Постановления Правительства Москвы от 28.03.2012 N 114-ПП "О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве" кровля здания является неразрывным, неотделимым элементом, частью фасада.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 г. N 1018 "Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" собственниками (правообладателями) нежилых зданий (помещений в них) должна быть организована очистка крыш от снега и (или) удаление наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований).
Постановлением предусмотрены сроки очистки крыш с металлическими и скатными кровлями, нарушение которых предусматривает административную ответственность в соответствии с законодательством города Москвы.
В связи с поручением Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова от 20.12.2016 г. руководителям государственных учреждений города Москвы предписывалось совместно с ОАТИ города Москвы провести комиссионное обследование зданий на предмет необходимости проведения работ по восстановлению температурно-влажностного режима чердачных помещений, сформировать графики проведения работ, в том числе, приведения в исправное состояние кровельного покрытия.
В целях выполнения требований Постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 г. N 1018, вышеуказанного поручения ОАТИ города Москвы определила перечень нежилых помещений со скатными, наледеобразующими кровлями, в том числе, по адресу: г. Москва, Товарищеский переулок, д. 25, стр. 1.
После выполнения вышеуказанных мероприятий Управа Таганского района города Москвы обратилась в адрес ГКУ "ЦОА УСО Москвы" с письмом от 23.01.2017 N ТГ-13-31/7 о необходимости обследования температурно-влажностного режима чердачных помещений нежилого здания по адресу: г. Москва, Товарищеский переулок, д. 25, стр. 1.
ОАТИ города Москвы с участием ГКУ "ЦОА УСО" составлен Акт комиссионного обследования чердачного помещения здания с металлической скатной кровлей ГКУ "ЦОА УСО" от 13 января 2017 года. Актом установлена необходимость проведения ремонта кровельного покрытия.
Вышеуказанные факты явились основанием для планирования ГКУ "ЦОА Москвы" работ по ремонту кровли нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Товарищеский переулок, д. 25, стр. 1.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), была подготовлена и размещена документация и документы закупочной процедуры на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common- info.html?regNumber=0873500000718000004.
На основании результатов определения подрядчика способом закупки аукцион в электронной форме, протокол от 25.06.2018 г. N 3 был заключен государственный контракт N ОУЗ/18-8 от 06.07.2018 г. между государственным казенным учреждением города Москвы "Объединенная дирекция по обеспечению деятельности государственных архивных учреждений города Москвы" (ГКУ "Объединенная дирекция") и ООО "СК Феникс-М".
В соответствии с контрактом выполнены работы по восстановлению кровли административного здания адресу: г. Москва, Товарищеский пер., д. 25, стр. 1, что подтверждается Актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 03.09.2018 года, Актом сдачи-приемки выполненных работ от 10.09.2018 года.
Выполненные работы на сумму 4.101.355 рублей 52 копейки, оплачены ГКУ "Объединенная дирекция", что подтверждается платежным поручением N 355 от 17.09.2018 года.
ГКУ "Объединенная дирекция" был заключен вышеуказанный контракт в соответствии с Распоряжением Правительства г. Москвы N 579-ПП от 08.11.2016 "О реорганизации ГКУ "Объединенный архив ЖКХиБ г. Москвы", Приказом Главархива Москвы от 31.03.2017 года N 69 "О распределении полномочий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности государственных казенных учреждений и государственных бюджетных учреждений Главного архивного управления Москвы", Устава, утвержденного Приказом Главархива Москвы от 24.01.2017 года N 15 "Об утверждении Устава Государственного казенного учреждения города Москвы "Объединенная дирекция по обеспечению деятельности государственных архивных учреждений города Москвы".
В соответствии со ст. 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер, и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Согласно Постановления Правительства г. Москвы N 540-ПП от 29.06.2010 "Об Утверждении положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимся в собственности г. Москвы" содержание объектов нежилого фонда осуществляют пользователи, которым переданы объекты нежилого фонда.
В соответствии со ст. 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В связи с тем, что кровля, является неделимым общим имуществом (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания"), ее содержание возлагается как на ГКУ "ЦОА Москвы", так и на ответчика пропорционально занимаемой площади.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу вышеизложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля на праве общей собственности на общее имущество здания. Кровля здания является общей долевой собственностью всех собственников помещений такого здания, которые несут бремя расходов на содержание общего имущества.
Следовательно, не приведение кровли здания, правообладателем помещений в которых является ГКУ "ЦОА Москвы", в надлежащее состояние являлось бы основанием для привлечения учреждения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" нарушение установленных Правительством Москвы требований к внешнему виду и содержанию зданий, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, невыполнение ответчиком своих обязанностей, предусмотренных статьей 210 ГК РФ, учреждение было вынуждено провести работы по восстановлению кровли за свой счет, вправе претендовать на получение с ответчика платы за ремонт общедолевого имущества, которую ответчик применительно к ст. 1102 ГК РФ сберег за счет истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Пунктом 1 статьи 1107 ГК РФ установлено, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
В соответствии с информацией, находящейся на официальном сайте Управления Росреестра, общая площадь нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Товарищеский пер., д.25, стр.1 составляет - 2114,3 кв.м.
Часть других помещений, общей площадью 764,3 кв.м. в административном здании по адресу: г. Москва, Товарищеский пер., д. 25, стр. 1, использует ГБУ "МГФСО" Москомспорта на праве оперативного управления.
Учитывая стоимость выполненных работ, а также долю в праве на общее имущество объекта, учреждение (ответчик) обязано участвовать в его содержании согласно пропорционально занимаемой площади, путем возмещения расходов, потраченных на восстановление кровли и ТВР в размере 1 484 690 рублей 70 копеек.
При указанных обстоятельствах иск подлежал удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы. По сути, ответчик выражает несогласие с изложенной оценкой фактических обстоятельств дела, которая дана судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств.
При этом суд первой инстанции, верно, признал доводы ответчика несостоятельными, поскольку они противоречат действующему законодательству, при этом несогласование работ не является основанием для освобождения от бремя содержания общего имущества, при том что доказательств, опровергающих факт выполнения работ их стоимость, не представлено, как не представлено доказательств выполнения обязательств по содержанию общего имущества.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 05.02.2020 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2020 по делу N А40-229145/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229145/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ОБЪЕДИНЕННАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" ДЕПАРТАМЕНТА СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ АРХИВ ГОРОДА МОСКВЫ", ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ