г. Владивосток |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А51-20676/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Косарева Ивана Михайловича,
апелляционное производство N 05АП-2242/2020
на решение от 19.02.2020
судьи Е.Г. Клёминой
по делу N А51-20676/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Каскад-Строй" (ИНН 2540094053, ОГРН 1032502264189)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (ИНН 2540029914, ОГРН 1042504383206), учредитель ООО "Горспецстрой-2" Косарев Иван Михайлович (ИНН 253803865759),
о восстановлении записи в ЕГРЮЛ об ООО "Горспецстрой-2" (ИНН 250318167, ОГРН 1022501297136),
при участии:
от Косарева Ивана Михайловича: Пухов М.В. по доверенности от 18.02.2020 сроком действия на 3 года;
от ООО "Каскад-Строй": Гнипель А.Р. по доверенности от 04.07.2017 сроком действия на 3 года;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока, Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КаскадСтрой" (далее -заявитель, общество, ООО "Каскад-Строй") обратилось с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган, ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока) о восстановлении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) об обществе с ограниченной ответственностью "Горспецстрой-2" (далее - должник, ООО "Горспецстрой-2").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление ФНС по Приморскому краю (далее - управление), учредитель общества с ограниченной ответственностью "Горспецстрой-2" Косарев Иван Михайлович (далее - Косарев И.М.).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2020 заявленные требования удовлетворены, действия налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ сведений в отношении юридического лица ООО "Горспецстрой-2" (ИНН 250318167, ОГРН 1022501297136) 07.05.2019, государственный регистрационный номер 2192536359740 по исключению из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица ООО "Горспецстрой-2", признаны недействительными. В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд возложил на инспекцию обязанность внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи от 07.05.2019, государственный регистрационный номер 219253635970, внесенной в реестр в отношении общества с ограниченной ответственностью "Горспецстрой-2".
Не согласившись с принятым решением, Косарев И.М. по Сахалинской области обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Полагает, что ООО "Каскад-Строй" чьи права и законные интересы затронуты в связи с исключением ООО "Горспецстрой-2" из ЕГРЮЛ, не проявило достаточную степень осмотрительности, и не воспользовалось правом, заявить возражения относительно предстоящего исключения. Также считает, что на момент исключения ООО "Горспецстрой-2" из ЕГРЮЛ не была введена ни одна из процедур банкротства предусмотренная Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве) в отношении должника, соответственно регистрирующий орган правомерно исключил ООО "Горспецстрой-2" из ЕГРЮЛ.
Через канцелярию суда от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщается к материалам дела.
ООО "Каскад-Строй" по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока, Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, налоговый орган письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ провела судебное заседание в их отсутствие.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ООО "ГОРСПЕЦСТРОЙ-2" зарегистрировано ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока в качестве юридического лица 06.09.2001, адрес места нахождения - 690001, г. Владивосток, ул. Дальзаводская, д. 2.
На основании заявления ООО "Каскад-Строй" от 19.02.2019 было возбуждено дело о банкротстве N А51-3287/2019 в отношении ООО "Горспецстрой-2" и вынесено определение от 20.02.2019 о принятии заявления о признании должника банкротом.
На основании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока N 2192536359740 от 07.05.2019 ООО "Горспецстрой-2" было исключено из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Оспаривая действия инспекции, выразившиеся в исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица ООО "Горспецстрой-2", заявитель обратился в суд с настоящими требованиями, которые последним были удовлетворены.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация определяется как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах в соответствии с данным Законом.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной, поэтому государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Принцип публичной достоверности содержащихся в государственном реестре сведений, защиты третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены использованием недостоверных сведений, обеспечивается уполномоченным органом посредством реализации предоставленных Законом N 129-ФЗ полномочий, в том числе предусмотренных статьей 11 данного Закона.
Состав содержащихся в ЕГРЮЛ сведений определен пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ и включает в себя, в том числе сведения об адресе юридического лица (подпункт "в").
Исходя из положений пункта 2 статьи 8 названного Закона государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Сведения об адресе юридического лица должны содержать достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 указанного Закона на регистрирующий орган возложены полномочия по проверке достоверности сведений, включенных (включаемых) в ЕГРЮЛ, в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе посредством проведения осмотра объектов недвижимости (подпункт "г").
Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Приказ N ММВ-7-14/72@).
В силу пункта 14 названного Приказа осмотр объекта недвижимости в соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости.
Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка.
Из материалов дела следует, что 27.09.2017 в 15 час. 10 мин. инспекцией проведен осмотр помещений, территорий расположенных по адресу: 6900101, г. Владивосток, ул. Дальзаводская, д. 2, на наличие нахождения ООО "ГОРСПЕЦСТРОЙ-2" по адресу места регистрации организации.
В ходе проведения осмотра установлено, что связь с ООО "ГОРСПЕЦСТРОЙ-2" по адресу, указанному в ЕГРЮЛ не осуществляется, о чем составлен протокол осмотра от 27.09.2017 N 870.
На основании результатов проведенных мероприятий и в связи с отсутствием документов для внесения изменений в сведения об адресе юридического лица ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока 13.11.2017 в отношении ООО "ГОРСПЕЦСТРОЙ-2" в ЕГРЮЛ внесена запись в ГРН 2172536817957 о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в реестре.
Таким образом, руководителем ООО "ГОРСПЕЦСТРОЙ-2" в нарушение пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ не исполнена обязанность по сообщению в ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока соответствующих сведений или представлению документов, свидетельствующих о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление о недостоверности.
При этом в силу подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии с предусмотренным статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ порядком.
Соответственно при наличии указанного признака регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
14.01.2019 ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока принято решение N 135 о предстоящем исключении ООО "ГОРСПЕЦСТРОЙ-2" из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности). Указанное решение принято на основании внесения в ЕГРЮЛ записи от 13.11.2017 ГРН N 2172536817957 о недостоверности сведений об адресе юридического лица ООО "ГОРСПЕЦСТРОЙ-2", содержащихся в ЕГРЮЛ. После принятия решения от 14.01.2019 N 137 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ инспекцией в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 21 Закона N 129-ФЗ было опубликовано сообщение о предстоящем исключении ООО "ГОРСПЕЦСТРОЙ-2" в журнале "Вестник государственной регистрации" сведения о публикации - часть 2 N 2(718) от 16.01.2019/1690, который является общедоступным источником информации о государственной регистрации.
При этом в журнале указаны все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 21 Закона N 129-ФЗ и Приказом ФНС от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2006 N 8001), а именно: сведения о порядке и сроках направления заявлений юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются, наименование и адрес регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении, по которому могут быть направлены заявления с возражением об исключении, полное наименование недействующего юридического лица, ОГРН и дата его присвоения, ИНН, номер и дата решения о предстоящем исключении.
Журнал "Вестник государственной регистрации" является официальным источником опубликования подобных извещений и размещение такого извещения по смыслу статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ признается публичным извещением.
В трехмесячный срок для направления лицами заявлений в регистрирующий орган, установленный пунктом 4 статьи 21.1. Закона N 129-ФЗ и исчисленный с даты публикации решения о предстоящем исключении в регистрирующий орган заявления от заинтересованных лиц не поступили.
07.05.2019 г. Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2192536359740 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "ГОРСПЕЦСТРОЙ-2".
Между тем, из положений пункта 2.1 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, должника, работника, бывшего работника должника в порядке, установленном пунктом 2 статьи, при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Так, согласно сообщению N 03580997 от 28.12.2018 опубликованном в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц публикатором обществом с ограниченной ответственностью "Каскад - Строй" было внесено сообщение в отношении должника ООО "Горспецстрой - 2" о намерении обратиться в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании ООО "Горспецстрой - 2" банкротом.
Определением суда от 20.02.2019 по делу А51-3287/2019 заявление общества с ограниченной ответственностью "Каскад - Строй" было принято к производству. Возбуждено производство по делу.
Как установлено судом и не опровергается сторонами, определение о принятии заявления ООО "Каскад - Строй" о признании ООО "Горспецстрой - 2" несостоятельным (банкротом) от 20.02.2019 в адрес регистрирующего органа (ответчика) не направлялось.
Однако сведения относительно возбуждения производства по делу А51-3287/2019 находились в свободном доступе и были размещены на информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел", судебные акты своевременно выгружены в системе и являются общедоступными.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П следует, что поскольку исключение такого юридического лица в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из Единого государственного реестра юридических лиц приводит к утрате права кредитора в процедурах банкротства под контролем суда разрешить вопросы об удовлетворении своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества и (или) имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Вместе с тем в силу нормы абзаца 2 пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Закона N 129-ФЗ, а именно, сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица. Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ в упрощенном (внесудебном) порядке введены с целью актуализации данных ЕГРЮЛ путем его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.
Закон при этом предусматривает определенные гарантии выявления лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав.
В случае выявления в установленном порядке таких лиц решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Законодательно обеспечена возможность восстановления регистрационного учета по обращению лиц, чьи права нарушены на основании решения суда (пункты 3, 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Ликвидация должника - юридического лица, в отношении которого по заявлению кредитора возбуждено дело о банкротстве и исключение его из ЕГРЮЛ возможны только по завершении процедуры конкурсного производства, в рамках которой и должна быть обеспечена надлежащая защита имущественных прав кредиторов.
Принятие регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ фактически предопределило вынесение судебного решения о прекращении производства по делу о банкротстве данного юридического лица ввиду отсутствия должника de jure на основании пункта 5 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Таким образом, прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке в период осуществления процедур банкротства приводит к необоснованному ограничению прав кредитора и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции Российской Федерации и Федеральному закону.
Действующим законодательством предусмотрен механизм раскрытия информации по делам о банкротстве юридических лиц, направленный на своевременное информирование участников гражданско-правовых отношений и федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по ведению Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) о фактах деятельности юридических лиц и о введенных в отношении них процедурах банкротства.
Наличие условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом фактических обстоятельств дела.
В данном случае исключение ООО "Горспецстрой-2" из ЕГРЮЛ произведено 07.05.2019, то есть в период после вынесения Арбитражным судом Приморского края определения о принятии заявления о признании ООО "Горспецстрой-2" несостоятельным (банкротом) по делу N А51-3287/2019.
Доводы заявителя жалобы об обратном коллегией отклоняются, ввиду наличия сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица.
Действия регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ фактически предопределили вынесение судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве данного юридического лица в рамках дела N А51-3287/2019.
Таким образом, действия по исключению из ЕГРЮЛ юридического лица в административном порядке в период после возбуждения дела о банкротстве прямо противоречит положениям статьи 22 Закона N 129-ФЗ. При наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица юридическое лицо из ЕГРЮЛ не исключается (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ). Следовательно, как обоснованно указал суд, действия регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи не соответствуют закону о регистрации и нарушают права и законные интересы заявителя.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2020 по делу N А51-20676/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20676/2019
Истец: ООО "КАСКАД-СТРОЙ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ВЛАДИВОСТОКА
Третье лицо: Косарев Иван Михайлович, Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока, ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ" Приморское отделение N 8635, УМВД России по Приморскому краю, Управление Росреестра по Приморскому краю.