город Воронеж |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А35-2394/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Лесниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска (ИНН 4632001084 ОГРН 1024600957853, далее - Комитет или заявитель):
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ИНН 4632048452 ОГРН 1044637042614, далее - Управление Росреестра по Курской области, Управление): |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 17.01.2020 по делу N А35-2394/2019, принятое по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска к Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании незаконными отказов в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием "Город Курск" на сооружения:
- нежилое здание-склад, площадью 43,2 кв.м, количество этажей-1, год строительства 1990, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенное по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Сергеева, б/н;
- нежилое здание-склад, площадью 66,4 кв.м, количество этажей-1, год строительства 1990, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенное по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Сергеева, б/н, выраженных в уведомлениях об отказе в государственной регистрации от 25.12.2018 N 46/001/002/2018-2444 и N 46/001/002/2018-2445; об обязании осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право собственности за муниципальным образованием "Город Курск" на указанные сооружения.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.01.2020 по делу N А35-2394/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что технический план и решение суда по делу N А35-2922/2018 являются основаниями для государственной регистрации и представленные документы позволяли идентифицировать регистрируемый объект.
По мнению Комитета, в ходе процедуры регистрации права на основании судебного акта, согласно пункту 233 Приказа от 07.06.2017 N 278, надлежит удостовериться в надлежащем оформлении судебного акта, вступлении акта в законную силу, наличии в судебном акте сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что технический план и решение суда по делу N А35-2922/2018 являются основаниями для государственной регистрации и представленные документы позволяли идентифицировать регистрируемый объект.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 15.05.2020, 19.06.2020.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что решением Арбитражного суда Курской области от 15.06.2018 по делу N А35-2922/2018 за муниципальным образованием "город Курск" признано право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание - склад, площадью 43,2 кв.м, количество этажей - 1, год завершения строительства 1990, номер кадастрового квартала 46:29:102194, расположенное по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Сергеева, д. б/н;
- нежилое здание - склад, площадью 66,4 кв.м, количество этажей - 1, год завершения строительства 1990, номер кадастрового квартала 46:29:102194, расположенное по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Сергеева, д. б/н.
11.09.2018 Комитет обратился в Управление Росреестра по Курской области с заявлениями (N 46/001/002/2018-2445, 46-0-1-208/3201/2018-3381; N 46/001/002/2018-2444, 46-0-1-208/3201/2018-3380) об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на нежилое здание - склад, площадью 43,2 кв.м, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенное по адресу: г. Курск, пр-д Сергеева, б/н; нежилое здание - склад, площадью 66,4 кв.м, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенное по адресу: г. Курск, пр-д Сергеева, б/н.
С заявлениями об осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении объектов капитального строительства заявителем были представлены следующие документы:
- заявления о государственной регистрации права собственности N 46/001/002/2018-2445 от 11.09.2018 и N 46/001/002/2018-2445 от 11.09.2018 соответственно;
- нотариально удостоверенная доверенность от 04.06.2018;
- технические планы здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 07.09.2018;
- заявления на постановку на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства N 46-0-1-208/3201/2018-3381 от 11.09.2019 и N 46-0-1- 208/3201/2018-3380 от 11.09.2019 соответственно.
Указанные обстоятельства подтверждается уведомлениями о приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации от 11.09.2018, представленными в материалах дела.
26.09.2019 в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности на нежилое здание - склад, площадью 43,2 кв.м, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенное по адресу: г. Курск, пр-д Сергеева, б/н; нежилое здание - склад, площадью 66,4 кв.м, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенное по адресу: г. Курск, пр-д Сергеева, б/н., было приостановлено.
При проведении правовой экспертизы представленных заявителем документов регистрирующий орган установил, что в нарушение Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" в разделе технического плана "Характеристики объекта недвижимости" в строке под номером 3 отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, на котором расположено здание.
Уведомлением от 26.09.2018 N 46/001/002/2018-2445 в целях устранения причин приостановления государственной регистрации, заявителю предложено в срок до 25.12.2018: кадастровому инженеру, подготовившему технический план, указать в техническом плане кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект недвижимости; предоставить доработанный технический план в орган регистрации прав до окончания срока приостановления государственного кадастрового учета; представить в орган регистрации документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав собственности на Объект.
В связи с не устранением причин указанных в уведомлениях о приостановлении от 26.09.2018 N 46/001/002/2018-2444 и N 46/001/002/2018-2445, уведомлениями об отказе в государственной регистрации от 25.12.2018 N 46/001/002/2018-2444 и N 46/001/002/2018-2445 в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении нежилого здания - склад, площадью 43,2 кв.м, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенного по адресу: г. Курск, пр-д Сергеева, б/н; нежилого здания - склад, площадью 66,4 кв.м, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенного по адресу: г. Курск, пр-д Сергеева, б/н, было отказано.
Не согласившись с указанными действиями Управления, Комитет обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение пришел к выводу, что технические планы в отношении спорных объектов недвижимости не содержат необходимых сведений для государственного учета объекта и регистрации права собственности - сведений о конкретном кадастровом номере земельного участка, что препятствует осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации сооружения в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что утверждение Комитета об отсутствии возможности сформировать земельный участок под спорными зданиями носят голословный характер и ничем не подтверждены, заявителем в материалы дела не представлено доказательств принятия мер по формированию земельного участка после вступления решения суда от 15.06.2018 по делу N А35-2922/2018 в законную силу, равно как и доказательств, препятствующих формированию земельного участка позднее.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда области.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из обстоятельств дела и существа заявленных требований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что к рассматриваемым правоотношениям применяются положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В статье 27 Закона о регистрации указано, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В пункте 4 части 1 статьи 26 Закона о регистрации предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
В пункте 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом.
Решение суда является одним из оснований для осуществления в том числе государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2, 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основанием для такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Курской области от 15.06.2018 по делу N А35-2922/2018 за муниципальным образованием "город Курск" признано право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание - склад, площадью 43,2 кв.м, количество этажей - 1, год завершения строительства 1990, номер кадастрового квартала 46:29:102194, расположенное по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Сергеева, д. б/н;
- нежилое здание - склад, площадью 66,4 кв.м, количество этажей - 1, год завершения строительства 1990, номер кадастрового квартала 46:29:102194, расположенное по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Сергеева, д. б/н.
В результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, площадью 43,2 кв.м, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенного по адресу г. Курск, пр-д Сергеева, б/н, и здания, площадью 66,4 кв.м, кадастровый квартал 46:29:102.194, расположенного по адресу г. Курск, пр-д Сергеева, б/н 07.09.2018 были подготовлены технические планы (т.1 л.д. 51-82).
Указанные здания внесены в реестр объектов недвижимости муниципальной собственности со ссылкой на решение суда по делу N А35-2922/2018, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества города Курска от 22.11.2019 (т.2 л.д. 34), которая, в свою очередь, также была представлена на государственную регистрацию, что подтверждается соответствующей распиской (т.2 л.д. 33).
Судом апелляционной инстанции установлено, что законность возникновения права муниципального образования "Город Курск" на вышеуказанное сооружение подтверждена решением Арбитражного суда Курской области от 15.06.2018 по делу N А35-2922/2018.
Кроме того, сведения, внесенные в технические планы зданий, о нахождении сооружений в пределах кадастрового квартала 46:29:102194, в полной мере соответствуют решению суда по делу N А35-2922/2018 и отражают действительное положение зданий.
По своей сути основания для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрация права собственности не связаны с неполнотой или недостоверностью сведений, содержащихся в техническом плане, а обусловлены отсутствием у собственника сооружения правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположено рассматриваемое сооружение, и возлагают на него дополнительные обязанности по формированию земельного участка.
Между тем никакие дополнительные обязанности судебным актом по делу N А35-2922/2018 на собственника сооружения не возлагались, судом учтено нахождение нежилых зданий на земельном участке в пределах кадастрового квартала 46:29:102194 и право собственности на сооружения признано без каких-либо условий.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции, согласившегося с позицией Управления, о наличии у Комитета обязанности по формированию земельного участка под спорным сооружением в целях государственной регистрации права собственности на него, являются ошибочными.
Согласно абзацу 2 пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи.
В силу абзаца 4 пункта 1 указанного Информационного письма в связи с тем, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт, то отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным.
Следовательно, государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Кроме того, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 17.09.2019 N Ф10-3935/2019 по делу N А35-7871/2018.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Курской области от 17.01.2020 по делу N А35-2394/2019 подлежит отмене, а требования заявителя к Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконными отказов в государственной регистрации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием "Город Курск" на нежилое здание-склад, площадью 43,2 кв.м, количество этажей-1, год строительства 1990, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенное по адресу Курская область, г. Курск, проезд Сергеева, б/н, и нежилое здание-склад, площадью 66,4 кв.м, количество этажей-1, год строительства 1990, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенное по адресу Курская область, г. Курск, проезд Сергеева, б/н, выраженные в уведомлениях об отказе в государственной регистрации от 25.12.2018 N46/001/002/2018-2444 и N46/001/002/2018-2445 - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 17.01.2020 по делу N А35-2394/2019 отменить полностью.
Удовлетворить требования Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска.
Признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием "Город Курск" на нежилое здание-склад, площадью 43,2 кв.м, количество этажей-1, год строительства 1990, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенное по адресу Курская область, г. Курск, проезд Сергеева, б/н, и нежилое здание-склад, площадью 66,4 кв.м, количество этажей-1, год строительства 1990, кадастровый квартал 46:29:102194, расположенное по адресу Курская область, г. Курск, проезд Сергеева, б/н, выраженные в уведомлениях об отказе в государственной регистрации от 25.12.2018 N 46/001/002/2018-2444 и N 46/001/002/2018-2445.
Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2394/2019
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска
Ответчик: Управление Росреестра по Курской области