г. Саратов |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А12-34122/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Пузиной Е.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Солониной И.А.
при участии в судебном заседании представителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Харахоркина М.А., действующего на основании доверенности от 17.09.2019 N 04-01-06-02/2025, выданной сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Береславское коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 декабря 2019 года по делу N А12-34122/2019 (судья Пятернина Е.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Береславское коммунальное хозяйство" (404547, Волгоградская область, Калачевский район, пос. Береславка, д. 36А, помещения 12, 13, 15, 16, ОГРН 1123455002770, ИНН 3409014382)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, офис 205, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ВОЛГОДОНЕЦ" (404547, Волгоградская область, Калачевский район, п. Береславка, д. 25, кабинет 1, ОГРН 1183443019913, ИНН 3455054100),
о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Береславское коммунальное хозяйство" (далее по тексту - ООО "Береславское коммунальное хозяйство", ООО "БКХ", заявитель, общество) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным и отмене акта проверки инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее по тексту - инспекция) юридического лица от 19.08.2019 N 1218, предписания от 19.08.2019 N 05-03-03-2019/243 об устранении выявленных нарушений, решения о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области без номеров в количестве 2 штук в отношении МКД п. Береславка, NN26, 38 Калачевского района Волгоградской области, которыми исключили МКД из реестра лицензий субъекта РФ с 01 сентября 2019 года, а также об обязании исключить из Реестра лицензий Волгоградской области записи (сведения) об управлении ООО "Управляющая компания Волгодонец" многоквартирными домами п. Береславка, NN26, 38 Калачевского района Волгоградской области, восстановить записи (сведения) об управлении ООО "Береславское коммунальное хозяйство" многоквартирными домами п. Береславка, NN26, 38 Калачевского района Волгоградской области с 01 сентября 2019 года в Реестре лицензий Волгоградской области, и включить в управление ООО "Береславское коммунальное хозяйство" многоквартирные дома п. Береславка, NN26, 38 Калачевского района Волгоградской области.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.10.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ВОЛГОДОНЕЦ" (далее по тексту - ООО "УК ВОЛГОДОНЕЦ", ООО "УКВД").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19 декабря 2019 года по настоящему делу прекращено производство по делу в части требований ООО "Береславское коммунальное хозяйство" о признании недействительным и отмене акта проверки инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области юридического лица от 19.08.2019 N 1218, в удовлетворении остальной части требований отказано. Кроме того, с ООО "Береславское коммунальное хозяйство" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
ООО "Береславское коммунальное хозяйство" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным представителем уполномоченного органа в судебном заседании.
ООО "Береславское коммунальное хозяйство" и ООО "УК ВОЛГОДОНЕЦ" явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 21 мая 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.07.2019 N 1218 (т.2 л.д.17-19) инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в отношении ООО "Береславское коммунальное хозяйство" проведена внеплановая документарная проверка юридического лица, по результатам которой органом государственного надзора юридического лица составлен акт от 19.08.2019 N 1218 (т.2 л.д.22-27).
Согласно составленному акту от 19.08.2019 N 1218, в ходе проверочных мероприятий были выявлены нарушения ООО "БКХ" требований законодательства, а именно, неисполнение обязанности по передаче технической документации на многоквартирный дом N 38 в п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области и иных связанных с управлением указанным много квартирным домом документов, предусмотренной частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), а также неисполнение обязанности по направлению сведений о прекращении договоров управления с собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома в орган государственного жилищного надзора в течение пяти рабочих дней со дня прекращения соответствующего договора управления, предусмотренной частью 2 статьи 198 ЖК РФ, и размещения заявки на исключение сведений о многоквартирном доме N 38 в п. Береславка Калачёвского района Волгогардской области из реестра лицензий в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - ГИС ЖКХ).
Инспекцией вынесено предписание от 19.08.2019 N 05-03-03-2019/243 об устранении нарушений требований ЖК РФ со сроком выполнения - 19 ноября 2019 года (т.2 л.д.28-29).
По результатам проведённой внеплановой документарной проверки инспекцией установлено, что договоры управления многоквартирными домами N 26 и N 38 п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области, заключённые с ООО "Береславское коммунальное хозяйство", расторгнуты по инициативе собственников помещений многоквартирных домов решением общего собрания.
20 августа 2019 года инспекцией было принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области по исключению сведений об управлении многоквартирным домом N 26 п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области ООО "Береславское коммунальное хозяйство" из реестра лицензий Волгоградской области с 01 сентября 2019 года и по внесению сведений об управлении указанным многоквартирным домом ООО "УК ВОЛГОДОНЕЦ" в реестр лицензий Волгоградской области с 01 сентября 2019 года (т.1 л.д.123).
21 августа 2019 года аналогичное решение было принято по отношению к многоквартирному дому N 38 (т.1 л.д.118).
ООО "Береславское коммунальное хозяйство" не согласилось с указанными актом, предписанием и решениями инспекции по исключению сведений об управлении многоквартирными домами N 26 и N 38 п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области ООО "Береславское коммунальное хозяйство" из реестра лицензий Волгоградской области и обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и обязании инспекции исключить из реестра лицензий Волгоградской области записи (сведения) об управлении ООО "Управляющая компания Волгодонец" многоквартирными домами N 26 и N 38 п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области, восстановить в Реестре лицензий Волгоградской области записи (сведения) об управлении ООО "Береславское коммунальное хозяйство" указанными многоквартирными домами с 01 сентября 2019 года и включить в управление ООО "Береславское коммунальное хозяйство" данные многоквартирные дома.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу в части требований о признании недействительным и отмене акта проверки от 19.08.2019 N 1218, указал, что данный акт является процессуальным документом, не обладает признаками ненормативного акта и, следовательно, его обжалование действующим процессуальным законодательством не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у инспекции имелись законные основания для выдачи оспариваемого предписания и оспариваемых решений.
Согласно апелляционной жалобе ООО "Береславское коммунальное хозяйство" считает, что проверка инспекции является формальной и проведена с нарушениями законодательства.
В своей жалобе ООО "БКХ" ссылается на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 17 октября 2019 года по делу N 2-964/2019, которым признаны недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 38 п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области, проведённого в форме очно-заочного голосования от 16.04.2019, и незаконными действия по расторжению договора управления многоквартирного дома N 38 п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области с ООО "Береславское коммунальное хозяйство". Указанное решение Калачевского районного суда Волгоградской области не было принято во внимание судом первой инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта.
Общество также полагает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что договоры управления многоквартирными домами от 01.10.2014 N 26 и N 38 расторгнуты гражданско-правовыми сообществами с заявителем в одностороннем порядке согласно пункту 8.4 указанных договоров.
По мнению ООО "Береславское коммунальное хозяйство", судом не дана оценка нарушению положений статьи 197 ЖК РФ ввиду непредоставления заявителю копий принятых решений об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Также заявитель указывает на невозможность исполнения предписания инспекции от 19.08.2019 N 05-03-03-2019/243 о необходимости передать в адрес ООО "УК ВОЛГОДОНЕЦ" техническую документацию на многоквартирные дома N 26 и N 38 п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области ввиду отсутствия указанной организации по юридическому адресу.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В ходе проведения проверки при рассмотрении и анализе предоставленных документов установлено следующее.
27 июня 2019 года в инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области поступило заявление ООО "УК ВОЛГОДОНЕЦ" (вх.N 04/5361) о включении в реестр лицензий Волгоградской области сведений об управлении многоквартирным домом N 26 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом от 16 апреля 2019 года.
28 июня 2019 года от ООО "УК ВОЛГОДОНЕЦ" поступило аналогичное заявление (вх. N 04/5369) о включении в реестр лицензий Волгоградской области сведений об управлении многоквартирным домом N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом от 16 апреля 2019 года.
Согласно заключениям инспекции от 11 июля 2019 года, составленным по итогам проверки заявлений и документов, предоставленных ООО "УКВД" и ООО "БКХ", установлено, что сведения об управлении многоквартирными домами N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области внесены в реестр лицензий Волгоградской области управляющей организацией ООО "БКХ".
Исходя из сведений, размещенных на сайте ГИС ЖКХ, договоры управления между ООО "БКХ" и собственниками помещений многоквартирных домов N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области заключены 01 октября 2014 года.
В соответствии с пунктом 8.4 указанных договоров управления многоквартирными домами N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области, договор может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке при условии погашения собственниками имеющейся задолженности и при условии письменного уведомления, направленного другой стороне не менее, чем за 60 дней.
Согласно предоставленным документам собственники помещений многоквартирных домов N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области направили в адрес ООО "БКХ" уведомления о расторжении договора управления и передаче прав по управлению многоквартирным домом (т.1 л.д.150, 152), о проведении общего собрания собственников помещений, в том числе по вопросу выбора способа управления указанным домом управляющей организацией ООО "УКВД". К указанным уведомлениям приложены копии протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области. Указанные документы получены ООО "БКХ" 07 мая 2019 года (т.1 л.д.151, 153).
Учитывая изложенное, договоры управления многоквартирными домами N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области, заключённые с ООО "Береславское коммунальное хозяйство", расторгнуты с 09 июля 2019 года.
Статьёй 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учётом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Поскольку вышеуказанные договоры управления многоквартирными домами N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области расторгнуты с 09 июля 2019 года, ООО "БКХ" обязано было совершить действия указанные в части 2 статьи 198 ЖК РФ в срок не позднее 16 июля 2019 года.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра.
Организация, получившая предусмотренное пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила) уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил, органу управления товарищества по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ. Акт приема-передачи должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации.
В ходе осмотра ГИС ЖКХ (официальный сайт в сети Интернет) инспекцией установлено, что ООО "БКХ" не разместило в Системе сведения о расторжении договоров управления многоквартирными домами N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области.
В связи с тем, что договоры управления многоквартирными домами N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области расторгнуты с 09 июля 2019 года, ООО "БКХ" обязано передать ООО "УКВД" техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, сроком не позднее 12 июля 2019 года.
Согласно предоставленным документам ООО "БКХ" не передавало в адрес ООО "УКВД" техническую документацию на многоквартирные дома N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном домах, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации вышеуказанных многоквартирных домов и управления им.
Как указано в части 3 статьи 198 ЖК РФ, в случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае, внеплановая документарная проверка организована в отношении общества в соответствии с требованиями законодательства.
В ходе проверочных мероприятий инспекцией выявлены нарушения ООО "БКХ" требований законодательства, а именно, неисполнение обязанности по передаче технической документации на многоквартирные дома N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области и иных связанных с управлением указанным многоквартирным домом документов, предусмотренной частью 10 статьи 162 ЖК РФ, а также неисполнение обязанности по направлению сведений о прекращении договоров управления с собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома в орган государственного жилищного надзора в течение пяти рабочих дней со дня прекращения соответствующего договора управления, предусмотренной частью 2 статьи 198 ЖК РФ и размещения заявки на исключение сведений о вышеназванных многоквартирных домов в п. Береславка Калачевского района Волгоградской из реестра лицензий в ГИС ЖКХ.
Данные обстоятельства явились основанием для выдачи оспоренного предписания, согласно которому ООО "БКХ" обязано в срок до 19.11.2019 передать в адрес ООО "УК ВОЛГОДОНЕЦ" техническую документацию на многоквартирные дома N 26, N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области и иные, связанные с управлением данными многоквартирными домами, документы, в соответствии с разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, а также ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в указанных многоквартирных домах, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирных домов и управления ими.
Оспоренное предписание по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, является исполнимым, так как позволяет определить тот объём мероприятий, который необходимо выполнить для исполнения предписания.
Таким образом, оспоренные предписание от 19.08.2019 N 05-03-03-2019/243 об устранении нарушений требований ЖК РФ и решения инспекции от 20.08.2019 и от 21.08.2019 об исключении сведений об управлении многоквартирными домами N 26 и N 38 п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области ООО "Береславское коммунальное хозяйство" из реестра лицензий Волгоградской области вынесены в соответствии с действующим законодательством. Нарушение оспариваемыми актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица не установлено.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлена совокупность условий, необходимых для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, указанных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о формальном характере проверки, проведённой инспекцией с нарушениями действующего законодательства, признан апелляционной коллегией необоснованным.
В уведомлениях о расторжении договора управления и передаче прав по управлению многоквартирным домом и необходимости передачи технической документации на многоквартирный дом (т.1 л.д.150, 152) указан номер телефона, по которому заявителю предложено связаться для согласования времени и даты передачи технической документации.
Таким образом, у заявителя имелась возможность по исполнению требований предписания инспекции, в том числе, путём направления технической документации почтовой корреспонденцией.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции отклонён довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения предписания инспекции от 19.08.2019 N 05-03-03-2019/243 ввиду отсутствия ООО "УК ВОЛГОДОНЕЦ" по юридическому адресу.
Решением Калачевского районного суда Волгоградской области от 17 октября 2019 года по делу N 2-964/2019 признаны недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 38 п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области, проведенного в форме очно-заочного голосования от 16.04.2019, и незаконными действия по расторжению договора управления многоквартирного дома N 38 п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области с ООО "Береславское коммунальное хозяйство".
Однако указанное решение Калачевского районного суда Волгоградской области вынесено 17 октября 2019 года, то есть после проведения инспекцией проверки и вынесения оспоренного предписания от 19.08.2019 N 05-03-03-2019/243.
Таким образом, решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 17 октября 2019 года по делу N 2-964/2019 объективно еще не существовало на момент проведения проверки и не могло быть принято инспекцией во внимание.
Решением Калачевского районного суда Волгоградской области от 18 ноября 2019 года по делу N 2-980/2019 отказано в удовлетворении исковых требований Миханошиной Ирины Валериевны к Пироговой Надежде Евгеньевне о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 26, расположенного по адресу: п. Береславка Калачёвского района Волгоградской области, от 16 апреля 2019 года, признании незаконными действий по расторжению договора управления вышеуказанного многоквартирного дома с ООО "Береславское коммунальное хозяйство"
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы об ошибочном выводе суда первой инстанции о расторжении в одностороннем порядке договоров управления многоквартирными домами от 01.10.2014 N 26 и N 38, согласно пункту 8.4 указанных договоров, при наличии вышеуказанных решений Калачевского районного суда Волгоградской области, признаны апелляционной коллегией несостоятельными.
Как указано в пункте 11 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждённого Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, копия решения органа государственного жилищного надзора в течение трёх рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю по адресу, указанному им в заявлении.
С заявлениями (от 27.06.2019 вх.N 04/5361 и от 28.06.2019 вх.N 04/5369) о включении в реестр лицензий Волгоградской области сведений об управлении многоквартирными домами N 26 и N 38 в п. Береславка Калачевского района Волгоградской области в инспекцию обратилось ООО "УК ВОЛГОДОНЕЦ", а не ООО "Береславское коммунальное хозяйство".
Следовательно, обязанность по направлению решений об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в адрес ООО "Береславское коммунальное хозяйство" у инспекции отсутствовала.
Учитывая изложенное, довод жалобы об отсутствии оценки судом первой инстанции такого обстоятельства, как непредоставление заявителю копий принятых решений об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, отклонён судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными действий, если они полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты и действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Оспариваемый акт проверки от 19.08.2019 N 1218 не обладает признаками ненормативного акта, он является процессуальным документом, фиксирующим установленные в ходе ведения проверки обстоятельства.
Таким образом, оспариваемый акт не является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о необходимости прекращения производства по делу в части требования заявителя в части требований ООО "Береславское коммунальное хозяйство" о признании недействительным и отмене акта проверки инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области юридического лица от 19.08.2019 N 1218.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены или изменения принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Береславское коммунальное хозяйство" заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина подлежит уплате в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В данном случае с учётом положений Налогового кодекса Российской Федерации при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1500 рублей (одна тысяча пятьсот) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 декабря 2019 года по делу N А12-34122/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Береславское коммунальное хозяйство" (404547, Волгоградская область, Калачевский район, пос. Береславка, д. 36А, помещения 12, 13, 15, 16, ОГРН 1123455002770, ИНН 3409014382) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-34122/2019
Истец: ООО "БЕРЕСЛАВСКОЕ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО УК "ВОЛГОДОНЕЦ"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1074/20
19.12.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-34122/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-34122/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-34122/19