г. Ессентуки |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А20-5262/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., при участии представителя Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - Курмановой Т.М. по доверенности от 04.06.2020 N 21-04-2-07/2430, в отсутствие главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шханукова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.01.2020 по делу N А20-5262/2019 (судья Цыраева Ф.А.) по заявлению Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1040700207756, ИНН 0711038428) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шханукову Мухамеду Амербиевичу (ОГРНИП 318072600028972, ИНН 070204062271) о расторжении соглашения и взыскании 500000р,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шханукову Мухамеду Амербиевичу (далее - глава КФХ) о расторжении соглашения от 27.12.2013 N 170 о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и взыскании суммы предоставленного гранта в размере 500000р.
Решением суда от 30.01.2020 в удовлетворении заявленных требований Министерства отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств необоснованного получения субсидии, также отсутствием доказательств нецелевого использования полученной субсидий. Занятие фермерским хозяйством менее пяти лет со дня получения гранта, не является нарушением условий предоставления субсидии. Требования Министерства о возврате спорных средств гранта предъявлены по истечении срока свыше года после выделения этих денежных средств.
Министерство обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Глава КФХ в нарушение пункта 2.2.4 соглашения осуществлял деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства менее пяти лет. Главой КФХ не представлены доказательства, подтверждающие исполнение соглашения на предоставление гранта. Срок исковой давности о возврате гранта не истек.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Определением суда от 22.05.2020 удовлетворено ходатайство Министерства о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Глава КФХ в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие главы КФХ (его представителя).
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы представителя Министерства, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта.
В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа), утвержденной Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.04.2013 N 123, Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 N 82-ПП "О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам в 2012-2014 годах" Министерством сельского хозяйства от 14.11.2013 N 87 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи (далее - Порядок). Разделами третьим и четвертым указанного Порядка установлены условия, которым должен соответствовать заявитель, и перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе на получение гранта.
Глава КФХ представил в адрес Министерства необходимые документы для получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. По результатам рассмотрения представленных главой КФХ документов, Министерством предоставлен грант в сумме 500000р.
Между Министерством и главой КФХ 27.12.2013 заключено соглашение N 170 о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - соглашение, т.1, л.д.44-46). Платежными поручениями от 30.12.2013 N 830978 и от 14.02.2014 N 12002 денежные средства в сумме 500000р перечислены на расчетный счет главы КФХ.
Факт получения главой КФХ денежных средств подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 2.2.4 соглашения глава КФХ обязался осуществлять деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет со дня получения гранта. Пунктом 3.1 соглашения предусмотрено, что в случае невыполнения получателем гранта обязательств, указанных в пунктах 2.2.1-2.2.7 соглашения получатель обязан возвратить предоставленный гран в 30-дневный срок со дня наступления основания для возврата.
Министерство установило, что глава КФХ в нарушение пункта 2.2.4 соглашения, осуществлял деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства менее пяти лет, а именно 25.12.2017 прекратил свою деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а 10.09.2018 он вновь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - главы КФХ.
25.04.2019 Министерство направило в адрес главы КФХ претензионное письмо с требованием расторгнуть соглашение и возвратить сумму гранта (т.1, л.д. 48, 49).
Данное претензионное письмо оставлено без ответа и удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства с заявлением в арбитражный суд.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствие с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 2.3 предусмотрено право Министерства потребовать возврата гранта в случае неисполнения получателем (главой КФХ) обязательств, указанных в пунктах 2.2.-2.2.7 настоящего соглашения.
Согласно пункту 2 Порядка гранты и единовременная помощь предоставляются за счет софинансирования средств федерального бюджета, предоставляемых республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", и средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Как указано в пункте 3 Порядка гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на бытовое обустройство предоставляются начинающим фермерам на безвозмездной и безвозвратной основе по итогам конкурса по отбору участников программы "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2012-2014 годов".
Разделом 3 Порядка предусмотрено, что участниками конкурсного отбора являются граждане Российской Федерации, зарегистрированные в порядке, предусмотренном для государственной регистрации физических лиц в качестве глав КФХ, и соответствующие, в том числе следующему условию: заявитель обязуется осуществлять деятельность КФХ в течение не менее пяти лет после получения гранта и (или) помощи. Аналогичное положение содержит пункт 2.2.4 соглашения от 27.12.2013 N 170, заключенного между Министерством и главой КФХ.
Пункт 3.1 соглашения от 27.12.2013 N 170 предусматривает, что в случае невыполнения получателем гранта обязательств, указанных, в том числе пунктом 2.2.4 соглашения, получатель обязан возвратить предоставленный грант в 3-дневный срок со дня наступления основания возврата.
Соглашением от 27.12.2013 стороны определили, что глава КФХ обязуется осуществлять свою деятельность в течение не менее 5 лет со дня получения гранта.
В нарушение достигнутого соглашения, глава КФХ прекратил свою деятельность.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17.10.2019 N ИЭ9965-19-26009908 (т.1, л.д. 26-29) Шхануков М.А. был зарегистрирован в качестве главы КФХ с 20.11.2013 и основным видом его деятельности указано животноводство. Из этой же выписки следует, что он прекратил деятельность в качестве главы КФХ, о чем внесена соответствующая запись 25.12.2017. Согласно выписке Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17.10.2019 N ИЭ9965-19-26009921 (т.1, л.д. 30-33) Шхануков М.А. вновь зарегистрировался в качестве главы КФХ 10.09.2018. Согласно данной выписке основным видом его деятельности указано торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных.
Глава КФХ представил Министерству обязательство по осуществлению крестьянско-фермерского хозяйства в течении пяти лет со дня получения гранта (т.3, л.д. 15). Вместе с тем, главой КФХ нарушено условие соглашения (пункт 2.2.4) и взятое на себя обязательство, что является основанием для возврата предоставленного гранта (пункт 3.1 соглашения).
Вывод суда первой инстанции о том, что под понятием "грант" понимается безвозмездная и безвозвратная субсидия, которая может быть возвращена только при расторжении соглашения об его предоставлении либо неиспользования гранта на соответствующие цели, отклоняются, поскольку неисполнение условий договора, на основании которых ответчику был предоставлен грант, является нарушением условий договора в период срока его действия и признается в качестве основания для удовлетворения, заявленных Министерством исковых требований.
Министерством также установлено, что согласно разделу 6 Порядка среди перечня критериев отбора начинающих фермеров является, в том числе направления хозяйственной деятельности: молочное скотоводство; мясное скотоводство; разведение иных видов сельскохозяйственных животных; растениеводство.
Согласно выписке Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17.10.2019 N ИЭ9965-19-26009921 (т.1, л.д. 30-33) Шхануков М.А. вновь зарегистрировался в качестве главы КФХ 10.09.2018. Согласно данной выписке основным видом его деятельности указано торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных.
Вместе с тем направление деятельности по реализации зерна, необработанного табака, семян и кормов для сельскохозяйственных животных не предусмотрено Государственной программой, на основании которой главе КФХ выделены средства гранта.
Как следует из содержания бизнес-плана (т.3, л.д. 33-55) идея проекта заключается в реконструкции и модернизации откормочной площадки для беспривязного содержания скота и приобретение поголовья животных в количестве 20 голов.
Таким образом, изменение основного вида деятельности на оптовую торговлю зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных не согласуется с бизнес-планом главы КФХ.
Бизнес-планом предполагалось создание 3 рабочих мест, однако данное обязательство главой КФХ также не исполнено. Доказательств создания 3 рабочих мест после получения гранта главой КФХ не представлено.
При таких обстоятельствах главой КФХ не представлены доказательства достижения результатов фактических показателей реализации бизнес-плана, исполнения условий соглашения и целей Государственной программы.
Отчеты о целевом использовании средств гранта, предусмотренные пунктом 2.2.3 соглашения, главой КФХ в адрес Министерства не направлялись.
В данном случае материалами дела подтверждается, что главой КФХ допущено нарушение условий использования гранта.
Вывод суда первой инстанции о том, что глава КФХ в период с 2014 по 2019 гг (включительно) занимался продажей мяса крупного рогатого скота, в том числе собственного производства, не является подтверждением реализации главой КФХ условий соглашения. Материалами дела не подтверждено, что крупный рогатый скот, чье мясо реализовал глава КФХ, приобретен именно для достижений целей бизнес-плана. Представленные в материалы дела квитанции об оплате ветеринарных услуг и ветеринарные справки также не подтверждают реализацию главой КФХ крупного рогатого скота, приобретенного в рамках Государственной программы и в соответствии с условиями соглашения.
Доказательств использования главой КФХ денежных средств - гранта, направленных на реализацию бизнес-плана (реконструкция и модернизация откормочной площадки для беспривязного содержания скота, включая помещение для персонала, санпропускник, кормоцех, навесы для хранения кормов, крытые навесы для выгула скота, открытые загоны для выгула скота, приобретение поголовья животных) в материалы дела не представлено.
Таким образом, целевое использование денежных средств, выделенных главе КФХ в рамках Государственной программы, соглашения, бизнес-плана не подтверждено.
Доводы главы КФХ о приобретении животных у физических лиц, не освобождает главу КФХ от обязанности подтверждать документально использование денежных средств в соответствии с условиями соглашения.
Довод главы КФХ о предоставлении отчетов о своей деятельности в адрес местной администрации не освобождает его от обязанности исполнения пункта 2.2.3 соглашения, которым предусмотрена обязанность в течение 5 лет со дня поступления средств гранта представить отчеты именно в адрес Министерства.
Также подлежит отклонению довод главы КФХ о невнимательном изучении условий заключенного соглашения.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3 ст. 401 ГК РФ).
В рассматриваемом случае последствия недостаточной осмотрительности в осуществляемой деятельности ложатся на лицо, заключившее соглашение (глава КФХ), и не могут быть перенесены на бюджет посредством выделения средств гранта, лицу, не выполняющему условия соглашения.
Министерство, являясь надлежащим истцом по делу, обосновало заявленные требования. Цели, изложенные в Государственной программе главой КФХ не достигнуты, доказательств подтверждающих факт целевого использования денежных средств не представлено. Глава КФХ осуществлял свою деятельность в срок менее 5 лет. Не выполнены задачи по реконструкции и модернизации откормочной площадки для беспривязного содержания скота, включая помещение для персонала, санпропускника, кормоцеха, навеса для хранения кормов, крытого навеса для выгула скота, открытого загона для выгула скота, приобретению поголовья животных. Применение к главе КФХ такой санкции как изъятие бюджетных средств, отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательств по соглашению от 27.12.2013 N 170.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить как принятое с нарушением норм материального права, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.01.2020 по делу N А20-5262/2019 отменить. Исковое заявление удовлетворить. Расторгнуть соглашение от 27.12.2013 N 170 заключенного между Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Шханукова Мухамеда Амербиевича о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шханукова Мухамеда Амербиевича в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики сумму предоставленного гранта в размере 500000р.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5262/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства КБР
Ответчик: Шхакунов М.А.
Третье лицо: Шхануков Мухамед Амербиевич