г. Чита |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А19-28664/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Монаковой О. В., Желтоухова Е. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 марта 2020 года по делу N А19-28664/2019 по иску Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664003, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Горького, д. 31) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром проектирование" (ОГРН 1027700234210, ИНН 0560022871, адрес: 191036, г. Санкт-Петербург, проспект Суворовский, д. 16/13, лит. А, пом. 19Н), третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840; адрес: 113184, г. Москва, ул. Пятницкая, 59/19; 630091, г. Новосибирск, ул. Крылова, 31) о взыскании 24 021 руб. 57 коп.,
при участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание):
от ООО "Газпром проектирование": Баутин А.А. - представитель по доверенности от 31.12.2019 N 01-01/1295,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром проектирование" (далее - ответчик) о взыскании доначисленной арендной платы по договору аренды лесного участка N 91-71/17 от 03.04.2017 за 2017-2018 годы в размере 24 021 руб. 57 коп.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 марта 2020 года по делу N А19-28664/2019, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец указывает, что по условиям пункта 4 договора лесной участок был передан обществу для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Обращаясь в Министерство с заявлением о предоставлении лесного участка, общество указало вид использования для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Следовательно, заключив договор аренды лесного участка для цели использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, ответчик должен вносить арендную плату согласно соответствующим ставкам платы, предусмотренным для данного вида лесопользования. Кроме того, выполнение изыскательских работ является одним из видов и входит в комплекс мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором ответчик с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 21.05.2020.
Истец, третье лицо представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы отзыва, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Газпром проектирование" является арендатором по договору аренды лесного участка N 91-71/17, заключенному 3 апреля 2017 года с Министерством лесного комплекса Иркутской области.
Согласно пункту 2 указанного договора лесной участок имеет следующие характеристики: общая площадь: 2,0517 г (20517+/-2507 кв.м); местоположение: Иркутская область, муниципальное образование "Жигаловский район", Жигаловское лесничество, Тутурское участковое лесничество, Тутурская дача, защитные леса, квартал N 14, с кадастровым номером 38:03:010105:259.
Пунктом 4 договора определено, что арендатору лесной участок передается в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Разделом II договора предусмотрены условия, порядок и сроки внесения арендной платы.
Таблицей 16 Постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) установлены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, которые составляют в Иркутской области для хвойных пород - 2861,18 рублей за 1 га в год, для мягколиственных пород - 2767,02 рублей за 1 га в год.
Согласно доводам истца, при заключении договора была допущена ошибка и расчет был произведен в соответствии с Таблицей 18 Постановления N 310 с применением ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при выполнении изыскательских работ в размере 80 рублей за 1 га в год.
Рослесхозом Министерству предписано обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенных в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, а также строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Во исполнение предписания Рослесхоза Министерством произведен перерасчет арендной платы по договору аренды с целью приведения в соответствие расчета арендной платы с требованиями Постановления N 310; с учетом применяемых к ставкам платы коэффициентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350, размер доначисленной арендной платы за 2017, 2018 годы по договору аренды лесного участка N 91-71/17 от 03.04.2017 составил 24 021 руб. 57 коп.
Уведомлением N 00П-003007 от 20.06.2019 Министерство просило ООО "Газпром проектирование" оплатить задолженность в срок до 15 августа 2019 года.
Требование истца оставлено ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, по своей правовой природе заключенный сторонами договор является договором аренды лесного участка, правовое регулирование которого осуществляется нормами параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Условиями договора определена арендная плата за использование лесного участка с учетом положений статьи 73 Лесного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В 2016 году между ООО "Газпром проектирование", являющимся по договору Подрядчиком, и ПАО "Газпром", являющимся по договору Заказчиком, заключен договор N АП01/0006/16 на выполнение комплекса работ для разработки проектной документации по объекту "Магистральный газопровод "Сила Сибири. Участок "Ковыкта - Чаянда".
В соответствии с договором Подрядчик обязан выполнить комплекс инженерных изысканий по объекту "Магистральный газопровод "Сила Сибири.
Участок "Ковыкта - Чаянда" для получения исходных данных в целях проектирования (п. 4 задания). Срок проектирования - 01.07.2015-01.09.2019.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы Министерства о том, что заключив договор аренды лесного участка для цели использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, ответчик должен вносить арендную плату согласно соответствующим ставкам платы, предусмотренным для данного вида лесопользования, поддерживает правильные выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, для выполнения обязательств по договору подряда общество "Газпром проектирование" обратилось к истцу с заявлением от 20 марта 2017 года N 6-ГПС0038/5457, в котором ответчик в соответствии со статьей 45, частью 3 статьи 74 ЛК РФ просил предоставить лесной участок "для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - выполнение изыскательских работ - "Магистральный газопровод "Сила Сибири". Участок "Ковыкта - Чаянда". Участок магистрального газопровода "УКПГ-2 Ковыктинского ГКМ - УЗПОУ-1К"".
Рассмотрев заявление, Министерство 30 марта 2017 года издало распоряжение N 581-мр "О предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в аренду", по которому обществу "Газпром проектирование" был предоставлен лесной участок "с видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов - выполнение изыскательских работ".
Аналогичное указание цели предоставления лесного участка содержится и в распоряжении Министерства лесного комплекса Иркутской области от 12.05.2017 N 961-мр "Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО "Газпром проектирование"), в самом проекте освоения лесов.
Кроме того, в соответствие с пунктом 4 Проекта освоения лесов, на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Газпром проектирование", не предусматривалось производство работы по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов ООО "Газпром проектирование".
Суд первой инстанции указал, что непосредственно при заключении договора аренды лесного участка самим истцом был произведен расчет арендной платы исходя из ставки платы для лесных участков, предоставленных с целью использования лесов для выполнения изыскательских работ.
Исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, предшествующих заключению договора, а также последующее исполнение договора, в том числе утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что волеизъявление сторон: как ответчика, обратившегося с просьбой предоставления в пользование лесного участка, так и истца, предоставившего лесной участок, было направлено именно на заключение договора с целью выполнения обществом "Газпром проектирование" изыскательских работ.
Кроме того, ответчик в суде первой инстанции указал, что условие договора о цели передачи лесного участка с указанием на осуществление строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов изложено в данной редакции в связи с отсутствием в Лесном кодексе Российской Федерации такого отдельного вида использования лесов, как выполнение изыскательских работ.
Рассмотрев указанный довод, суд первой инстанции счел его обоснованным, исходя из следующего.
Согласно статье 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесной участок, в том числе расположенный в резервных лесах, может быть предоставлен в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 161 утверждено Положение о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ (далее - Положение).
По смыслу пункта 5 Положения для заключения договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ заинтересованное лицо в получении права аренды представляет в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления заявление.
Согласно пункту 6 Положения по результатам рассмотрения заявления выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо об отказе в предоставлении лесного участка в аренду. В то же время Лесной кодекс Российской Федерации такой отдельный вид использования лесов, как выполнение изыскательских работ, не содержит.
Ввиду отсутствия в ЛК РФ норм по предоставлению лесных участков для проведения конкретно изыскательских работ, суд первой инстанции правильно указал, что предоставление лесного участка для проведения таких работ производится в обычном порядке под конкретный вид деятельности в соответствии с видами использования, предусмотренными статьей 25 ЛК РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе о том, что выполнение изыскательских работ является одним из видов и входит в комплекс мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, также были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Так, в соответствие с главой 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой отражен перечень обязательных к исполнению и логически взаимосвязанных этапов (стадий) строительной деятельности: инженерные изыскания; архитектурно-строительное проектирование; государственная (негосударственная) экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий; выдача разрешений на строительство; осуществление строительства; строительный контроль; государственный надзор; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, изыскательские работы, для выполнения которых ответчику предоставлен в аренду лесной участок, являются самостоятельным видом работ, которые предшествуют строительным работам и собственно строительством не являются.
Согласно п. 1 ст. 47 ГК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" выполняемые инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства строительными работами не являются.
Указанный вывод подтверждается содержанием Технического требования на выполнение сбора исходных данных для разработки проектной документации от 29.10.2015 и Проектом освоения лесов, которые не предусматривают производство ООО "Газпром проектирование" работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неверном толковании условий договора Министерством в части выполняемых обществом изыскательских работ как разновидности работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии ошибки в первоначальном расчете размера арендной платы, составленном при заключении договора аренды лесного участка, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении иска.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 марта 2020 года по делу N А19-28664/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
О.В.Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-28664/2019
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: ООО "Газпром проектирование"
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства