г. Пермь |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А71-13780/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Киндергарт А.В.,
при участии:
от истца: Казымов В.И. (паспорт, директор); Щукина Н.В. (паспорт, доверенность от 22.06.2020);
от ответчика: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Авангард",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 14 января 2020 года
по делу N А71-13780/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (ОГРН 1115916000760, ИНН 5916025605)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - истец, ООО "Авангард") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - ответчик, Министерство) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 01/2-15/776 от 28.10.2013 в представленной им редакции.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 января 2020 года (резолютивная часть решения от 09.01.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Авангард" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что лесной участок не пригоден к использованию в целях, для которых он был предоставлен. ООО "Авангард" не могло пользоваться арендованным имуществом в соответствии с разрешенным использованием, определенным договором (заготовка древесины), по независящим от арендатора обстоятельствам, что освобождает его от исполнения обязанности по внесению арендной платы. Истец просит решение суда отменить, иск удовлетворить.
Ответчиком возражения на апелляционную жалобу не представлены.
В целях исполнения постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 808, а также с целью недопущения нарушения процессуальных прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, в том числе на доступ к правосудию, в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации производство по рассмотрению апелляционной жалобы по делу N А71-13780/2019 приостановлено, о чем вынесено определение суда от 23.03.2020.
В связи с истечением действия вышеуказанного акта, назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе, проведении в этом же заседании судебного разбирательства на 22.06.2020.
В отсутствие возражений от лиц, участвующих в деле, производство по апелляционной жалобе в судебном заседании 22.06.2020 возобновлено.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (арендодатель) и ООО "Авангард" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 01/2-15/776 от 28.10.2013, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), на основании Протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.10.2013, предоставил арендатору в аренду лесной участок, площадью 4 425 га (входящий в лесной участок Кезского лесничества, общей площадью 138 528 га: Кулигинское участковое лесничество (кварталы с 1 по 231), Ключевское участковое лесничество (кварталы с 1 по 186); - Чепецкое участковое лесничество (кварталы с 1 по 161); Лесное участковое лесничество (кварталы с 1 по 171); Кузьминское участковое лесничество (кварталы с 1 по 186), имеющий местоположение: Удмуртская Республика, Кезский район, Кезское лесничество, Кулигинское участковое лесничество, кварталы: 37, 38, 40, 42, 44-47, 56, 63, 64, 71-73, 76, 78, 89, 91, 92, 101, 145-147, 154. Условный номер лесного участка 94:224:12:0966 (номер учетной записи в государственном лесном реестре 966-2013-07) для заготовки древесины.
Срок действия настоящего договора установлен на 49 лет с даты его государственной регистрации (пункт 6.1 договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи (приложение N 5 к договору).
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что размер арендной платы по договору составляет 247 708 руб. в год.
В обязанности арендатора входит, в том числе: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, соблюдать лесохозяйственные требования при заготовке древесины (п.3.30); проводить на предоставляемом лесном участке работы по таксации лесов в соответствии с действующим законодательством (п.3.50); в случае изменения объемов использования лесов, объемов мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных Приложением N 6 договора, в установленном порядке арендатор обязан вносить изменения в проект освоения лесов в течение 2 месяцев (п.3.33).
26.06.2017 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики направило истцу письмо (исх. N 02/1-10/3440), в котором потребовало не допускать использования лесов, а также проведение мероприятий по охране защите и воспроизводству лесов, связанных с заготовкой древесины на территории охотничьих заказников ввиду противоречий действующего законодательства по соблюдению режима использования лесов в границах охотничьих заказников (л.д.44).
В связи с невозможностью использования участка истец направил ответчику уведомление от 19.06.2019, в котором указал, что отказывается вносить арендную плату по договору до устранения причин невозможности использования участка по назначению (л.д. 9, 79).
01.07.2019 истец обратился в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N 01/2-15/776 от 28.10.2013, в котором просил установить объемы использования лесов для заготовки древесины на лесном участке в размере 0 куб.м., в связи с проведением таксации лесов, а также просил в указанный период не начислять арендную плату (л.д.80).
Письмом от 15.07.2019 N 01-20/7700 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики сообщило истцу о невозможности заключения дополнительного соглашения к договору со ссылкой на положения части 3 статьи 74.1 ЛК РФ (л.д.11).
Ссылаясь на существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, что влияет на такие условия заключенного договора аренды как годовой объем заготовки древесины и размер арендной платы, а также невозможность использования участок по назначению, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Порядок заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 74 ЛК РФ.
В силу пунктов 1, 2 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Постановление Правительства РФ от 01.02.2016 N 53 "Об утверждении методики определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации" устанавливает в п.2 что расчет арендной платы по договору аренды в соответствии с настоящей методикой осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации. В п. 3 приводится формула по которой рассчитывается размер арендной платы.
В соответствии с ст. 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (часть 1). Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2). Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3).
Указанные в названной норме существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (статья 69.1 ЛК РФ.)
Как указано в ст. 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением, истец ссылается на то, что количественные и качественные характеристики лесного участка существенно отличаются от указанных в договоре, использовать предоставленный в аренду участок по назначению невозможно.
Между тем, доказательств проведения арендатором таксации лесов в установленном порядке в материалах дела не имеется, в связи с чем, суд первой инстанции правильно указал, что невозможно определить изменения количественных и качественных характеристик лесного участка с целью определения объемов лесов для заготовки древесины, а также установить размер арендной платы за лесной участок.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, истцом не представлено.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требование истца об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 01/2-15/776 от 28.10.2013 удовлетворению не подлежат.
То обстоятельство, что лесной участок, предоставленный в аренду, ООО "Авангард" не использовался, на что также ссылается заявитель жалобы, не исключает в рассматриваемом случае обязанности по внесению арендатором арендной платы за лесной участок, являющейся предметом договора.
При таких обстоятельствах все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 января 2020 года по делу N А71-13780/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13780/2019
Истец: ООО "Авангард"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики