г. Самара |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А72-16569/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" - представитель не явился, извещено,
от Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр Ульяновск" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.03.2020 по делу N А72-16569/2019 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района", Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (ИНН 7325163755, ОГРН 1197325000014), Ульяновская область, г.Ульяновск,
третье лицо:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр Ульяновск" (ОГРН 1147325001438, ИНН 7325127242, 432071, Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании недействительным (незаконным) и отмене предписания N Л-67 от 13.09.2019, о признании незаконным решения N 73-ИОГВ-07.01/б/н от 14.10.2019 об отказе в заявлении об отмене предписания от 13.09.2019 N Л-67, о признании недействительным (незаконным) и отмене решения от 17.10.2019 об отказе в продлении срока исполнения предписания от 13.09.1019 N Л-67,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ГУК Засвияжского района") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (далее - Министерство) с заявлением о признании недействительным (незаконным) и отмене предписания N Л-67 от 13.09.2019 (дело N А72-16569/2019).
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения N 73-ИОГВ-07.01/б/н от 14.10.2019 об отказе в заявлении об отмене предписания N Л-67 от 13.09.2019 (дело N А72-17187/2019).
Определением суда первой инстанции от 28.10.2019 дела N А72-17187/2019 и N А72-16569/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения по существу, объединенному делу присвоен номер А72-16569/2019.
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области о признании недействительным (незаконным) и отмене решения от 17.10.2019 об отказе в продлении срока исполнения предписания N Л-67 от 13.09.1019 (дело NА72-17517/2019).
Определением суда первой инстанции от 05.12.2019 дела N А72-17517/2019 и N А72-16569/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения по существу, объединенному делу присвоен номер А72-16569/2019.
Представитель ОАО "ГУК Засвияжского района" заявил об отказе от заявленных требований в части признания незаконным решения N 73-ИОГВ-07.01/б/н от 14.10.2019 об отказе в заявлении об отмене предписания N Л-67 от 13.09.2019, о признании недействительным (незаконным) и отмене решения от 17.10.2019 об отказе в продлении срока исполнения предписания N Л-67 от 13.09.2019.
Суд первой инстанции согласно ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял отказ от части заявленных требований в части признания незаконным решения N 73-ИОГВ-07.01/б/н от 14.10.2019 об отказе в заявлении об отмене предписания N Л-67 от 13.09.2019, о признании недействительным (незаконным) и отмене решения от 17.10.2019 об отказе в продлении срока исполнения предписания N Л-67 от 13.09.2019, в указанной части прекратил производство по делу.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.03.2020 заявление в остальной части удовлетворено. Суд признал предписание Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области N Л-67 от 13.09.2019 незаконным, обязал Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области принять меры к восстановлению прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции в части признания предписания Министерства N Л-67 от 13.09.2019 отменить, вынести по делу новое решение, которым требования ОАО "ГУК Засвияжского района" к Министерству энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области по вопросу отмены указанного выше предписания оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе указывает на то, что ссылка ОАО "ГУК Засвияжского района" на направление письма N 01-08-535 в адрес ООО "РИЦ-Ульяновск" от 09.09.2019 с поручением произвести перерасчет несостоятельна, так как указанный перерасчет должен был быть произведен в апреле 2019 года и тем самым были нарушены права потребителей, которые вынуждены были оплачивать квитанции в период с 01.01.2019 по 31.08.2019 по строке "Плата за ремонтные работы по решению суда".
Податель жалобы считает, что в ходе проверок ОАО "ГУК Засвияжского района" были нарушены ч.7 ст. 156, ч.4 ст. 158, ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), абз.1,2 п.п. "ж" п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, п.п. "б" п. 3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
ОАО "ГУК Засвияжского района" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 11.03.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.07.2019 Министерством в адрес Общества выдано предписание N Л-52, согласно которому Обществу предписано в срок до 30.08.2019 устранить следующее нарушение: документы, подтверждающие утверждение собственниками помещений многоквартирного дома N 8/19 по ул.Горького г.Ульяновска дополнительной платы за "ремонтные работы по решению суда" в размере 37,2 руб./кв.м в ходе проверки не представлено. Таким образом, действия ОАО "ГУК Засвияжского района" по начислению дополнительной платы за ремонтные работы по решению суда в размере 37,2 руб./кв.м собственникам квартир N 1, 2, 4, 5, 6, 7 дома N8/19 по ул.Горького г.Ульяновска в феврале 2019 года противоречат требованиям законодательства.
Министерством в отношении ОАО "ГУК Засвияжского района" в период с 12.09.2019 по 13.09.2019 проведена проверка исполнения предписания N Л-52 от 23.07.2019. В ходе проведения проверки установлено, что 09.09.2019 ОАО "ГУК Засвияжского района" в адрес ООО "РИЦ-Ульяновск" направлено письмо N 01-08-535 с поручением произвести перерасчет с 01.01.2019 по услугам, входящим в состав "Плата за содержание жилого помещения" по адресам и размерам платы согласно Приложению. По услугам "Ремонтные работы по решению суда", "Ремонтные работы по предписаниям ГЖИ" произвести перерасчет/снять начисления в полном объеме. Образовавшиеся авансовые платежи распределить на оплату услуг по Содержанию и ремонту жилья.
13.09.2019 Министерством в связи с неисполнением предписания N Л-52 от 23.07.2019 в адрес Общества выдано предписание N Л-67.
ОАО "ГУК Засвияжского района" просило предписание N Л-67 от 13.09.2019 признать недействительным, считая, что по состоянию на 13.09.2019 предписание N Л-52 от 23.07.2019 было исполнено.
Министерство просило оставить заявленные требования без удовлетворения, считая оспариваемое предписание законным и обоснованным, поскольку согласно платежным документам собственников квартир N N 1, 2, 4, 5, 6, 7 дома N8/19 по ул.Горького г.Ульяновска за период с июня 2019 года по август 2019 года перерасчет платы по строке "Плата за ремонтные работы по решению суда" не произведен. Предписание NЛ-52 от 23.07.2019 не исполнено.
ООО "РИЦ-Ульяновск" представило пояснения, согласно которым произвело перерасчет потребителям, в том числе, по адресу: г.Ульяновск, ул.Горького, д.8/19, сняло начисления с 01.01.2019 по 31.08.2019 и получившиеся оплаченные авансовые суммы распределило в счет оплаты услуг по содержанию жилого помещения. Перерасчет произведен на основании письма ОАО "ГУК Засвияжского района" от 09.09.2019.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 2 ст. 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Частью 2 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "ГУК Засвияжского района" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу г.Ульяновск, ул.Горького, д.N 8/19.
26.12.2016 между ОАО "ГУК Засвияжского района" (Принципал (Поставщик)) и ООО "РИЦ-Ульяновск" (Агент (Оператор))" заключен агентский договор N 1338 об осуществлении деятельности по начислению и приему платежей (далее - Договор), согласно которому Агент (Оператор) обязуется по поручению Принципала (Поставщика) от его имени и за его счет совершать действия, в том числе: осуществлять начисления физическим лицам: собственникам (нанимателям) помещений, лицам, зарегистрированным (проживающим) в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Принципала (Поставщика), за услуги согласно письменным указаниям, предоставленным Агенту (Оператору) Принципалом (Поставщиком), по размерам платы, предоставленным Агенту (Оператору) Принципалом (Поставщиком).
Согласно п. 2.1.4 указанного Договора Агент (Оператор) обязан производить гражданам перерасчет платы за услуги на основании информации, предоставленной Принципалом (Поставщиком). Перерасчет производить в отчетном месяце в случае предоставления не позднее 26 числа информации в письменном виде. При предоставлении информации после 26 числа перерасчет производится в следующем после отчетного месяце.
23.07.2019 Министерством энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области в адрес ОАО "ГУК Засвияжского района" выдано предписание N Л-52, согласно которому Обществу предписано в срок до 30.08.2019 устранить следующее нарушение: документы, подтверждающие утверждение собственниками помещений многоквартирного дома N 8/19 по ул.Горького г.Ульяновска дополнительной платы за "ремонтные работы по решению суда" в размере 37,2 руб./кв.м в ходе проверки не представлено. Таким образом, действия ОАО "ГУК Засвияжского района" по начислению дополнительной платы за ремонтные работы по решению суда в размере 37,2 руб./кв.м собственникам квартир N 1, 2, 4, 5, 6, 7 дома N8/19 по ул.Горького г.Ульяновска в феврале 2019 года противоречат требованиям законодательства.
09.09.2019 ОАО "ГУК Засвияжского района" в адрес ООО "РИЦ-Ульяновск" направило письмо N 01-08-535 с поручением произвести перерасчет с 01.01.2019 по услугам, входящим в состав "Плата за содержание жилого помещения" по адресам и размерам платы согласно Приложению. По услугам "Ремонтные работы по решению суда", "Ремонтные работы по предписаниям ГЖИ" произвести перерасчет/снять начисления в полном объеме. Образовавшиеся авансовые платежи распределить на оплату услуг по содержанию и ремонту жилья.
ООО "РИЦ-Ульяновск" представило пояснения, согласно которым в сентябре 2019 года произвело перерасчет потребителям, в том числе, по адресу: г.Ульяновск, ул.Горького, д.8/19, сняло начисления с 01.01.2019 по 31.08.2019 и получившиеся оплаченные авансовые суммы распределило в счет оплаты услуг по содержанию жилого помещения.
В материалы дела представлены платежные документы, подтверждающие факт перерасчета за текущий ремонт дома (т. 1 л.д. 107-118).
Министерство посчитало, что Общество не исполнило предписание N Л-52 от 23.07.2019 и 13.09.2019 выдало предписание N Л-67.
При изложенных обстоятельствах дела суд первой инстанции верно посчитал, что на дату выдачи оспариваемого предписания N Л-67 от 13.09.2019 ранее выданное предписание N Л-52 от 23.07.2019 было исполнено управляющей компанией и Министерству были представлены соответствующие доказательства.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предписание Министерства от 13.09.2019 является незаконным, заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.
Довод подателя жалобы о том, что перерасчет должен был быть произведен в апреле 2019 года и тем самым были нарушены права потребителей, которые вынуждены были оплачивать квитанции в период с 01.01.2019 по 31.08.2019 по строке "Плата за ремонтные работы по решению суда", суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку Обществом в материалы дела были представлены платежные документы, подтверждающие факт перерасчета за текущий ремонт дома, ООО "РИЦ-Ульяновск" сняло начисления с 01.01.2019 по 31.08.2019 потребителям, в том числе, по адресу: г.Ульяновск, ул.Горького, д.8/19, и получившиеся оплаченные авансовые суммы распределило в счет оплаты услуг по содержанию жилого помещения.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлиять на законность принятого решения, поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, применив при этом соответствующие нормы материального права.
С учетом вышеизложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.03.2020 по делу N А72-16569/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-16569/2019
Истец: ОАО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЗАСВИЯЖСКОГО РАЙОНА", ОАО "ГУК Засвияжского района"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР-УЛЬЯНОВСК"