г. Саратов |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А57-28404/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 645001103, г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 февраля 2020 года по делу N А57-28404/2019 (судья Елистратов К.А.)
по заявлению Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 645001103, г. Саратов) к обществу с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" (ОГРН 1146450005151, ИНН 6450083618, г. Саратов) о признании недействительными разрешений,
третьи лица: Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), Комитет по управлению имуществом города Саратова (г. Саратов), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (г. Саратов), Управление по охране объектов культурного наследия Саратовской области (г. Саратов),
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" - О.И. Самойлова, по доверенности от 19.12.2019 N 19-01,
- от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Г.Ю. Полянский, по доверенности от 10.01.2020 N 01-08/1,
- от Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" - В.В. Захарова, по доверенности от 24.01.2020 N 18-05/1142,
- от общества с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" - О.И. Самойлова, по доверенности от 19.12.2019 N 19-01,
- от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - А.А. Степанов, по доверенности от 16.01.2020 N 01-08/5,
- от Комитета по управлению имуществом города Саратова - Н.В. Данилова, по доверенности от 03.12.2018 N 02-15/29254,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" (далее - ООО "Адвертисмент", общество) о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 08.12.2015 N 1-469-06-06, N 1-470-06-06, N 1-471-06-06, N 1-472-06-06, N 1-473-06-06, N 1-474-06-06, N 1-475-06-06, N 1-476-06-06, N 1-477-06-06, N 1-478-06-06, N 1-479-06-06, N 1-480-06-0.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "Адвертисмент" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании 09.06.2020 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 16.06.2020.
Представители Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом города Саратова в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Адвертисмент" в судебном заседании возражала против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14.09.2015 N 2494 были внесены изменения в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов" путём изложения в новой редакции Схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов" (далее - Схема). В Схему, в том числе, были включены спорные места размещения рекламных конструкций на проспекте им. Кирова С.М.
Комитетом по управлению имуществом города Саратова был проведен конкурс на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и по его итогам с ООО "Адвертисмент" заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 29.10.2015 N N 839-р, 840-р, 841-р, 842-р, 843-р, 844-р, 845-р, 846-р, 847-р, 848-р, 849-р, 850-р.
В последующем ООО "Адвертисмент" были выданы разрешения от 08.12.2015 N N 1-469-06-06, 1-470-06-06, 1-471-06-06, 1-472-06-06, 1-473-06-06, 1-474-06-06, 1-475-0606, 1-476-06-06, 1-477-06-06, 1-478-06-06, 1-479-06-06, 1-480-06-06 на установку и эксплуатацию 12 рекламных конструкций на проспекте им. Кирова: гостиница "Волга", кафе "KFC", кинотеатр "Пионер", торговый комплекс "Манеж", магазин "DNS", кафе "MsDonalds", "Дом книги", "Детский мир", пр. им. Кирова, 5, пр. им. Кирова, 19, пр. им. Кирова/ул. Вольская, пр. им. Кирова/ул. Им. Радищева (т. 1 л.д. 33-44).
Решением Саратовской городской Думы от 31.01.2018 N 29-223 утвержден новый Генеральный план муниципального образования "Город Саратов".
Решением Саратовской городской Думы от 25.07.2019 N 54-397 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
В ходе реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования "Город Саратов" на 2018 - 2022 годы", утвержденной постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30.03.2018 N 623, в 2019 году реализован проект благоустройства проспекта им. Кирова С.М., исключающий размещение рекламных конструкций на ранее предусмотренных Схемой местах, направленный на восстановление исторически сложившегося облика проспекта и его визуальных характеристик, в частности, "сквозной просматриваемости".
Учитывая изменение градостроительной ситуации, постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.11.2019 N 2446 "О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29 января 2014 года N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов", в Схему внесены изменения в части исключения из нее спорных мест размещения рекламных конструкций на проспекте им. Кирова С.М.
Поскольку вышеуказанные разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не соответствуют действующей Схеме размещения рекламных конструкций, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными выданных ООО "Адвертисмент" в установленном порядке разрешений. При этом суд исходил из того, что утверждение новой Схемы, в которой отсутствуют спорные места размещения рекламных конструкций, принадлежащих заявителю, само по себе не свидетельствует ни о незаконности первоначальной установки рекламных конструкций в данном месте, ни о недействительности ранее выданных в установленном законодательством порядке разрешений на их установку и эксплуатацию. Администрацией не представлено надлежащего обоснования невозможности включения используемых обществом с 2015 года на законных основаниях спорных мест размещения рекламных конструкций в новую редакцию Схемы, равно как и обоснования объективной невозможности дальнейшей эксплуатации рекламных конструкций в данных местах до истечения срока ранее выданных разрешений в связи с необходимостью соблюдения обязательных требований в публичных интересах.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права в силу следующего.
К отношениям в сфере рекламы применяется Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 5.8 статьей 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
Из материалов дела следует, что места размещения рекламных конструкций ООО "Адвертисмент", на установку и эксплуатацию которых выданы спорные разрешения, были определены на основании Схемы размещения рекламных конструкций утвержденной постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов", с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14.09.2015 N 2494.
Впоследствии Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.11.2019 N 2446 указанные места были исключены из Схемы.
Согласно пункту 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 20.1 Закона о рекламе разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции также подлежит признанию недействительным на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме.
Таким образом, по заявлению органа местного самоуправления в судебном порядке может быть признано недействительным разрешение, выданное до внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в том случае, если место размещения рекламной конструкции стало не соответствовать новому порядку размещения рекламных конструкций (схеме размещения рекламных конструкций).
Довод общества о необходимости проверки в рамках рассматриваемого спора в порядке главы 24 АПК РФ законности ранее выданных разрешений судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
Исходя из указанной выше статьи 20.1 Закона о рекламе, принятие нового постановления, в котором отсутствует данная схема размещения рекламной конструкции, не свидетельствует о незаконности ее установки на момент выдачи соответствующим органом разрешения. Между тем, законность размещения и эксплуатации рекламной конструкции по правилам пункта 3 части 20 и части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе подлежит проверке с учетом схемы размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании, действующей на момент обращения в суд.
Так как спорные адресные ориентиры размещенных ООО "Адвертисмент" рекламных конструкций постановлением от 18.11.2019 N 2446 исключены из Схемы, то соответственно отсутствуют правовые основания для размещения в этих адресных ориентирах рекламных конструкций.
Доказательств, подтверждающих, что постановление от 18.11.2019 N 2446 было оспорено и признано недействительным полностью или в части, в материалы дела не представлено.
Обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 13 ГК РФ для неприменения в рассматриваемом споре указанного постановления как противоречащего закону, несоответствующего иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с требованиями части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе в рассматриваемом случае Схема утверждена уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
От Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области получено сводное заключение на проект изменения Схемы от 11.11.2019 N 8/18, в соответствии с которым проект изменений в Схему согласован, что также соответствует части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.
Обстоятельства нецелесообразности исключения из Схемы мест размещения рекламных конструкций ООО "Адвертисмент", невозможности включения используемых обществом с 2015 года спорных мест размещения рекламных конструкций в новую редакцию Схемы, на что ссылается общество в дополнительном отзыве на апелляционную жалобу, при наличии действующего постановления от 18.11.2019 N 2446 о внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций не подлежат установлению в рамках настоящего спора.
Таким образом, поскольку в настоящее время в силу вышеуказанного постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.11.2019 N 2446 места размещения рекламных конструкций ООО "Адвертисмент" исключены из Схемы, то выданные разрешения на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе подлежат признанию недействительными и отказ в удовлетворении иска противоречит нормам действующего законодательства.
Аналогичные выводы содержатся в Определениях Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ15-16366, N 305-КГ18-22487.
Выводы суда в части наличия рекламных конструкций в Проекте благоустройства проспекта им. Кирова С.М. противоречат части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, в соответствии с которой документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах, является схема размещения рекламных конструкций.
Более того, согласно Разделу N 2 "Схемы планировочной организации земельного участка" 6428-ПЗУ Том 2, на который сослался суд первой инстанции, при благоустройстве проспекта им. Кирова в перспективе предусмотрено расположение рекламных щитов, но со смещением из центра проспекта (где согласно ранее выданным разрешениям размещены спорные рекламные конструкции) с учетом исторически сложившегося облика проспекта и его визуальных характеристик, в частности, "сквозной просматриваемости".
Вывод суда первой инстанции о том, что формальный подход при рассмотрении указанного требования уполномоченного органа в силу общих конституционных принципов недопустимости произвольного ограничения прав и свобод в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности со стороны суда недопустим, апелляционный суд считает необоснованным.
Судом первой инстанции не учтено, в силу положений части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе, в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета. Компенсации подлежат обоснованные и подтвержденные затраты на демонтаж рекламной конструкции, понесенные ее владельцем, а также соответствующая часть фактически выплаченных денежных средств согласно условиям проведенных торгов и (или) договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в отношении которой разрешение признано недействительным. При этом часть компенсации, не связанная с демонтажом, рассчитывается пропорционально количеству дней, на которое сократился срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Компенсация подлежит выплате рекламораспространителю не позднее девяноста дней с момента внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение арбитражного суда первой инстанции отменить, удовлетворив заявление администрации, и признать недействительными оспариваемые разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 февраля 2020 года по делу N А57-28404/2019 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявление Администрации муниципального образования "Город Саратов" удовлетворить.
Признать недействительными разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 08.12.2015 N 1-469-06-06, N 1-470-06-06, N 1-471-06-06, N 1-472-06-06, N 1-473-06-06, N 1-474-06-06, N 1-475-06-06, N 1-476-06-06, N 1-477-06-06, N 1-478-06-06, N 1-479-06-06, N 1-480-06-06.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-28404/2019
Истец: Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Ответчик: ООО "Адвертисмент"
Третье лицо: "Комитет по архитектуре администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, Министерство строительства и ЖКХ СО, Управление по охране объектов культурного наследия Саратвской области, Управление по охране объектов культурного наследия СО