г. Чита |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А58-10576/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Монаковой О. В., Желтоухова Е. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года по делу N А58-10576/2019 по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ИНН 1435237430, ОГРН 1111435000819) к обществу с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" (ИНН 1414016110, ОГРН 1131450000373) о взыскании 906 321,17 рублей, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" о взыскании 906 321,17 руб. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, за июль, август 2017 г.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13.11.2019 привлечено к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца, Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года взысканы с общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" в пользу Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" 906 321,17 руб. излишне выплаченной субсидии; а также 21 126 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года по делу N А58-10576/2019, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец указывает на нарушение судом пункта 7 части 2 статьи 125 АПК РФ; на истечение трехмесячного срока, установленного п. 8.3. Порядка предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112, для взыскания подлежащих возврату субсидий; истец не является ненадлежащим истцом; судом не указан закон, нарушенный ответчиком.
В материалы дела поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых истец и третье лицо с выводами суда первой инстанции согласны, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.03.2020.
В судебном заседании 09 июня 2020 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 16 июня 2020 года до 16 часов 40 минут. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в сети Интернет.
Определением от 10 июня 2020 года в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Никифорюк Е.О. на судью Монакову О. В.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по условиям соглашения от 18.09.2015 N 57 между Республикой Саха (Якутия) в лице Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (распорядитель) и обществом с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" (получатель), согласно которому распорядитель предоставляет, получатель получает бюджетные средства Республики Саха (Якутия) в виде субсидии организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, без учета НДС, в порядке, установленным Порядком предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112 и Административным регламентом предоставления государственной услуги.
Согласно п.1.2 соглашения субсидия предоставляется получателю за поставку населению коммунальных ресурсов (услуг): отопление (тепловая энергия), горячее водоснабжение из открытой системы теплоснабжения, холодное водоснабжение.
В соответствии с п.2.1 соглашения размер обязательств по настоящему соглашению принимается в размере фактического начисления субсидии, но не более планового размера субсидии в соответствии с п.2.3 настоящего соглашения.
Размер субсидии 2 полугодия 2015 г. согласно п.2.2 соглашения составляет 6 248 190 руб., НДС не облагается. Согласно п.2.3 соглашения общий размер субсидии за указанные периоды в соответствии с приложением N 1 составляет 6 248 190 руб., НДС не облагается.
Дополнительным соглашением от 21.09.2015 N 57/1 приложение N 1 к соглашению принято в новой редакции.
Дополнительным соглашением от 15.12.2015 N 57/2 к соглашению размер субсидии на 2 полугодие 2015 г. составляет 7 910 734 руб., НДС не облагается. Размер субсидии на 1 полугодие 2016 г. составляет 1 662 543 руб., НДС не облагается. Общий размер субсидии за указанные периоды в соответствии с приложением N 1 составляет 9 573 277 руб., НДС не облагается.
Дополнительным соглашением от 02.02.2016 N 57/3 размер субсидии на 1 полугодие 2016 г. составляет 11 436 812 руб., НДС не облагается. Общий размер субсидии за указанные периоды в соответствии с приложением N 1 составляет 19 347 546 руб., НДС не облагается.
Также между вышеуказанными лицами подписано соглашение от 23.08.2016 N 21, по условиям которого распорядитель предоставляет, получатель получает бюджетные средства Республики Саха (Якутия) в виде субсидии организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, без учета НДС, в порядке, установленном Порядком предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112 и Административным регламентом предоставления государственной услуги.
Субсидия предоставляется получателю за поставку населению коммунальных ресурсов (услуг): отопление (тепловая энергия), горячее водоснабжение из открытой системы теплоснабжения, холодное водоснабжение.
Размер субсидии 2 полугодия 2016 г. согласно п.2.2 соглашения составляет 2 344 586 руб., НДС не облагается.
Дополнительным соглашением от 24.08.2016 N 21/1 приложение N 1 к соглашению принято в новой редакции.
Дополнительным соглашением от 1516.12.2016 N 21/2 к соглашению размер субсидии на 2 полугодие 2016 г. составляет 4 094 045 руб., НДС не облагается. Размер субсидии на 1 полугодие 2017 г. составляет 0 руб., НДС не облагается. Общий размер субсидии за указанные периоды в соответствии с приложением N 1 составляет 4 094 045 руб., НДС не облагается.
По условиям соглашения от 24.03.2017 N 94-д истец как агентство предоставляет, ответчик как организация получает бюджетные средства Республики Саха (Якутия) в виде субсидии организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, без учета НДС, в порядке, установленным Порядком предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112 и Административным регламентом предоставления государственной услуги. Субсидия предоставляется организации за поставку населению в декабре 2016 г. коммунальных ресурсов (услуг): холодное водоснабжение.
В соответствии с п.2.2 соглашения плановый размер субсидии за декабрь 2016 г. в соответствии с приложением N 1 составляет 874 729 руб., НДС не облагается.
По условиям соглашения от 22.03.2017 N 67-я истец как агентство предоставляет, ответчик как организация получает бюджетные средства Республики Саха (Якутия) в виде субсидии организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, без учета НДС, в порядке, установленным Порядком предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112 и Административным регламентом предоставления государственной услуги.
Субсидия предоставляется организации за поставку населению в январе-июне 2017 г. коммунальных ресурсов (услуг): отопление (тепловая энергия), холодное водоснабжение. В соответствии с п.2.2 соглашения плановый размер субсидии за январь-июнь 2017 г. в соответствии с приложением N 1 составляет 4 409 569 руб., НДС не облагается.
Дополнительным соглашением от 26.09.2017 к соглашению плановый размер субсидии за январь-июнь 2017 г. в соответствии с приложением N 1 составляет 4 819 987 руб., НДС не облагается, в п.1.2 соглашения включена услуга по горячему водоснабжению из открытой системы теплоснабжения.
По условиям соглашения от 26.09.2017 N 98-и истец как агентство предоставляет, ответчик как организация получает бюджетные средства Республики Саха (Якутия) в виде субсидии организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, без учета НДС, в порядке, установленным Порядком предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112 и Административным регламентом предоставления государственной услуги.
Субсидия предоставляется организации за поставку населению в июле-августе 2017 г. коммунальных ресурсов (услуг): отопление (тепловая энергия), горячее водоснабжение из открытой системы теплоснабжения, холодное водоснабжение.
В соответствии с п.2.2 соглашения плановый размер субсидии за июль-август 2017 г. в соответствии с приложением N 1 составляет 2 387 514 руб., НДС не облагается. Всего по соглашениям истцом ответчику за период 2016-2017 гг. выдана субсидия на сумму 17 693 974 руб., что подтверждается платежными поручениями (л.д.79-104).
По результатам выездной проверки Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в целях контроля за предоставлением и использованием средств субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), проведенного в отношении ответчика, составлен акт от 28.04.2018.
Актом установлено, что фактически недополученный доход общества, рассчитанный в соответствии с Методикой оценки эффективности использования субсидий на возмещение недополученных доходов организаций в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (ресурсы) за 2016-2017 годы, составил 19 456 500,74 руб.
Обществом в нарушение ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате неверного применения Методики в части формирования объема ОКК по тепловой энергии и водоснабжению осуществлено завышение суммы субсидии на 2 351 520,73 руб. Всего за 2016-2017 гг. начисление субсидии составляет 16 787 652,83 руб., перечислены 17 693 974 руб.
На 01.01.2018 за период 2016-2017 гг. кредиторская задолженность общества за период 01.01.2016-01.09.2017 составляет 906 321,17 руб.
Истец направил в адрес ответчика требование от 11.10.2018 N 07-14/2609 о возврате 906 321,17 руб. излишне выплаченной субсидии (л.д.105, т.1).
Требование получено ответчиком 25.02.2019. что следует из отчета об отслеживании отправления, почтовый идентификатор 67700031329198 (л.д.106, т.1).
Ответчик на требование истца не ответил, возврат суммы субсидии не произвел, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Апелляционный суд, отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что агентство является ненадлежащим истцом, поддерживает выводы суда первой инстанции, указавшего следующее.
Согласно п.1.4 Порядка предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112 предоставление субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) производит государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
При установлении факта нарушения организацией условий, установленных в настоящем Порядке, суммы излишне выплаченных субсидий за весь проверяемый период удерживаются Агентством с текущего финансирования организации (п.8.1 Порядка предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112).
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что истец является лицом, уполномоченным обратиться в арбитражный суд с иском о возврате излишне выплаченной субсидии, является обоснованным.
Также апелляционный суд отмечает, что трёхмесячный срок, определенный в п.8.3 Порядка предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112 (далее - Порядок) не является ограничивающим и не может уменьшать срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ. Следовательно, агентством вправе было обратиться в суд за судебным взысканием подлежащей возврату субсидии в октябре 2019 года. В связи с чем, соответствующий довод апелляционной жалобы апелляционным судом отклоняется.
Также судом отклоняется довод апелляционной жалобы о нарушении судом пункта 7 части 2 статьи 125 АПК РФ (необходимость указания в исковом заявлении расчетов взыскиваемой денежной суммы), поскольку несоблюдение истцом в исковом заявлении указанного пункта не является основанием для признания решения суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
Рассматривая по существу заявленные истцом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации.
К бюджетным правоотношениям в соответствии с п.1 ст.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Пунктом 1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пп.2 п.2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Данное требование не действует лишь в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп.3 п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как правильно установил суд первой инстанции, из материалов дела следует заключение сторонами соглашений о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2015 г., 1 полугодие 2016 г., 2 полугодие 2016 г., 1 полугодие 2017 г., июль-август 2017 г., по условиям которого истец предоставляет, а ответчик получает бюджетные средства Республики Саха (Якутия) в виде субсидии организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, в порядке, установленным Порядком предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112 и Административным регламентом предоставления государственной услуги.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги" отменено постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 310.
Вместе с тем, в период выдачи ответчику субсидии правоотношения по предоставлению субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов регулировались указанным порядком.
В соответствии с пп.5.1.2 соглашений получатель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за недостоверность актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы), отчета об использовании предоставленных субсидий за период действия настоящего соглашения, а также других сведений, представляемых получателем в рамках настоящего соглашения.
Материалами дела подтверждается факт перечисления ответчику денежных средств в размере 17 693 974 руб.
Проведенной проверкой установлено неверное применение ответчиком Методики оценки эффективности использования субсидий на возмещение недополученных доходов организаций в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (ресурсы) в части формирования объема ОКК по тепловой энергии и водоснабжению, приведшее к завышению подлежащей выплате размера субсидии. Порядок возврата излишне полученных субсидий, установлен разделом 8 Порядка предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112.
Согласно п.8.2 Порядка предоставления субсидий от 16.04.2015 N 112 в случае недостаточности средств финансирования текущего финансового года для исполнения агентством п.8.1 настоящего Порядка либо отсутствия соглашения о предоставлении субсидий на текущий финансовый год - агентство направляет организации требование о добровольном возврате излишне выплаченных субсидий.
Организация в течение 30 календарных дней после получения требования обязана возвратить требуемую сумму в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Обязанность общества по возврату субсидии появляется у общества в случае неисполнения им условий предоставления субсидии, чему корреспондирует право агентства требовать указанную сумму в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что сданные ответчиком акты о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные услуги не соответствуют Методике оценки эффективности использования субсидий на возмещение недополученных доходов организаций в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (ресурсы). Указанное обстоятельство ответчиком не опровергнуто и является достаточным основанием для признания иска обоснованным.
С учетом вышеизложенного нормативного правового регулирования, апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о не указании судом первой инстанции норм права, которые нарушены ответчиком при получении субсидии.
Согласно п.1 ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
С учетом изложенного, неосновательное обогащение может иметь место при наличии двух условий одновременно: приобретения или сбережения одним лицом (приобретателем) имущества за счет другого лица (потерпевшего), что подразумевает увеличение (при приобретении) или сохранение в прежнем размере (сбережение) имущества на одной стороне, явившееся следствием соответствующего его уменьшения или неполучения на другой стороне; данное приобретение (сбережение) имущества (денег) произошло у одного лица за счет другого при отсутствии оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами либо на основании сделки.
Поскольку заявленная к взысканию сумма субсидии является излишне выплаченной, доказательств обратного в нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено, суд первой инстанции обоснованно признал указанную сумму неосновательным обогащением, возникшим на стороне ответчика.
При таких обстоятельствах, поскольку факт необоснованного получения ответчиком денежных средств (субсидий) доказан, суд первой инстанции правомерно признал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года по делу N А58-10576/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
О.В.Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-10576/2019
Истец: ГКУ РС(Я) "Агенство субсидий", Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий"
Ответчик: ООО "ТеплоЭнергоКомплекс"
Третье лицо: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)