г. Вологда |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А13-23164/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Бушмановой Е.Н. и Левшиной С.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" Шинякова К.Л. по доверенности от 07.08.2019 N 1956,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 марта 2020 года по делу N А13-23164/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1133538000309, ИНН 3526030451, 162390 Вологодская область, город Великий Устюг, улица Кирова, дом 106е; далее - ООО "Спецавтохозяйство", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района (ОГРН 1023502696227, ИНН 3526007773, 162390, Вологодская область, город Великий Устюг, проспект Советский, дом 107; далее - комитет) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности, а именно в незаключении договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемых ООО "Спецавтохозяйство" нежилых помещений общей площадью 559,5 кв. м, расположенных по адресу: город Великий Устюг, улица Кирова, дом 106 (кадастровый номер 35:100101002:302, площадью 166 кв. м; кадастровый номер 35:100101002:303 площадью 202,5 кв. м, кадастровый номер 35:100101002:304, площадью 82,7 кв. м; кадастровый номер 35:100101002:305, площадью 51,8 кв. м) в течение двух месяцев с момента направления в ООО "Спецавтохозяйство" письма от 28.06.2019 N 2214, в непринятии решения об условиях приватизации указанного имущества и в ненаправлении проекта договора купли-продажи этого имущества с 29.08.2019 по настоящее время; к администрации Великоустюгского муниципального района (ОГРН 1023502695743, ИНН 3526008696, 162390, Вологодская область, район Великоустюгский, город Великий Устюг, проспект Советский, дом 103; далее - администрация) о признании незаконным отказа в выкупе арендуемого имущества, изложенного в письме от 31.12.2019 N 01-73/4715/19, к Великоустюгской думе Великоустюгского муниципального района (ОГРН 1023502696579, ИНН 3526016947, 162390, Вологодская область, район Великоустюгский, город Великий Устюг, проспект Советский, дом 103; далее - дума) о признании незаконным решения от 03.10.2019 о не включении помещений, расположенных в здании по адресу: Вологодская область, город Великий Устюг, улица Кирова, дом 106, в план приватизации в связи с кадастровой ошибкой.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 марта 2020 года признано не соответствующим Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) и незаконным бездействие комитета, выразившегося в неисполнении обязанности, предусмотренной пунктом 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ. Признано не соответствующим Закону N 159-ФЗ и незаконным отказ администрации в выкупе арендуемого имущества, изложенный в письме от 31.12.2019 N 01-73/4715/19.
На комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения об условиях приватизации нежилых помещений общей площадью 559,5 кв.м, расположенных по адресу: город Великий Устюг, улица Кирова, дом 106 (кадастровый номер 35:100101002:302, площадью 166 кв.м.; кадастровый номер 35:100101002:303, площадью 202,5 кв.м, кадастровый номер 35:100101002:304, площадью 82,7 кв.м; кадастровый номер 35:100101002:305, площадью 51,8 кв.м), в пользу ООО "Спецавтохозяйство", обеспечения заключения договора на проведение оценки рыночной стоимости имущества, арендуемого обществом, направления ему проекта договора купли-продажи указанного имущества в сроки, предусмотренные Законом N 159-ФЗ.
На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В части требований общества к думе о признании незаконным решения от 03.10.2019 о невключении помещений, расположенных в здании по адресу: город Великий Устюг, улица Кирова, дом 106, в план приватизации с связи с кадастровой ошибкой производство по делу прекращено.
Комитет с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать обществу в требованиях. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что является неуполномоченным лицом относительно принятия решений и совершения действий относительно положений Закона N 159-ФЗ, о которых заявляет общество.
Общество в отзыве и в дополнениях к нему считает решение суда законным и обоснованным.
Администрация и дума отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Комитет, администрация и дума надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, обществу на основании заключенного с комитетом договора аренды от 25.12.2014 N 2, в редакции соглашения от 20.06.2019, на срок с 01.01.2015 по 31.12.2019 передано недвижимое имущество - нежилые помещения, являющееся собственностью муниципального образования "Великоустюгский муниципальный район", общей площадью 559,5 кв.м, находящиеся по адресу: Вологодская область, город Великий Устюг, улица Кирова, дом 106, в том числе: нежилое помещение с кадастровым номером 35:10:0101002:302, площадью 166 кв.м; нежилое помещение с кадастровым номером 35:10:0101002:303, площадью 202,5 кв.м; нежилое помещение с кадастровым номером 35:10:0101002:304, площадью 82,7 кв.м; нежилое помещение с кадастровым номером 35:10:0101002:305, площадью 56,5 кв.м; нежилое помещение с кадастровым номером 35:10:0101002:306, площадью 51,8 кв.м.
Общество 26.06.2019 обратилось в комитет с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендованных нежилых помещений, общей площадью 559,5 кв.м, находящиеся по адресу: Вологодская область, город Великий Устюг, улица Кирова, дом 106.
Письмом от 28.06.2019 N 2214 комитет сообщил обществу, что для заключения договора купли-продажи арендуемого имущества и определения рыночной цены заказан отчет по определению рыночной стоимости имущества и по мере его получения будет выслан проект договора купли-продажи.
Письмом от 16.09.2019 ООО "САХ" повторно обратилось в комитет для реализации преимущественного права на приобретение арендуемых помещений.
Каких-либо действий и ответа от комитета не последовало.
Оставлено без ответа и письмо общества от 11.12.2019.
В материалах дела также усматривается, что письмом от 31.12.2019 администрация отказала обществу в реализации преимущественного выкупа арендуемого имущества с указанием на наличие кадастровой ошибки, так как в середине здания расположен гараж, принадлежащий частному лицу.
Общество полагая, что бездействие комитета по неисполнению обязанностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, и отказ администрации, изложенный в письме от 31.12.2019 N 01-73/4715/19, являются незаконными, оспорило их в судебном порядке.
Признавая недействительным бездействие комитета по неисполнению обязанности, предусмотренной пунктом 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законом N 159-ФЗ предусмотрен особый порядок отчуждения арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности субъектами малого и среднего предпринимательства.
В статье 3 названного Закона определено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона (пункт 1);
отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления (пункт 2);
арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона (пункт 4);
сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 5).
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что общество относится к категории субъектов малого предпринимательства, недвижимое имущество - нежилые помещения общей площадью 559,5 кв.м, находящиеся по адресу: Вологодская область, город Великий Устюг, улица Кирова, дом 106, в том числе: нежилое помещение с кадастровым номером 35:10:0101002:302, площадью 166 кв.м; нежилое помещение с кадастровым номером 35:10:0101002:303, площадью 202,5 кв.м; нежилое помещение с кадастровым номером 35:10:0101002:304, площадью 82,7 кв.м; нежилое помещение с кадастровым номером 35:10:0101002:305, площадью 56,5 кв.м; нежилое помещение с кадастровым номером 35:10:0101002:306, площадью 51,8 кв.м, находятся во владении и пользовании общества с 01.01.2015, то есть непрерывно более двух лет на момент подачи заявления.
В 2019 году каждое помещение в этом нежилом помещении (гараже) отдельно поставлено на кадастровый учет, вследствие чего предмет договора претерпел изменения, однако фактически помещения гаража не возвращались комитету, акт приема-передачи после 01.01.2015 не составлялся, помещения не выходили из владения общества.
Задолженность по арендной плате за арендуемое имущество у общества отсутствует.
В связи с этим общество правомерно обратилось в комитет с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение находящегося в аренде имущества.
В силу части 3 стать 9 Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В соответствии с частью 4 этой статьи в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Комитет последовательно ссылается на то, что не обладает соответствующими полномочиями на совершение действий в соответствии со статьей 9 Закона N 159-ФЗ.
Данные доводы не могут быть приняты в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации Великоустюгского муниципального района (далее - Положение), утвержденного решением Великоустюгской Думы от 03.11.2011 N 70, Комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района является органом администрации Великоустюгского муниципального района с правами юридического лица.
Пунктами 2.2 и 2.5 Положения предусмотрено, что к основным задачам Комитета относится, в том числе, решение вопросов местного значения в сфере формирования, управления и распоряжения собственностью Великоустюгского муниципального района (далее - район) и земельными ресурсами, регулирование деятельности в области наружной рекламы на территории района, управление и распоряжение в пределах своей компетенции землями и земельными участками на территории района, а также имуществом района.
Согласно пункту 3.6 Положения к функциям Комитета по приватизации объектов муниципальной собственности района относится:
- организация оценки имущества при отчуждении объектов муниципальной собственности.
- организация и проведение торгов по продаже муниципального имущества.
- осуществление приватизации муниципального имущества в порядке, установленном действующим законодательством.
- заключение сделок купли-продажи объектов муниципальной собственности и земельных участков в порядке приватизации.
- выполнение функции продавца при заключении сделок купли-продажи объектов муниципальной собственности и земельных участков в порядке приватизации.
Следовательно, решением Великоустюгской Думы от 03.11.2011 N 70 именно комитет наделен полномочиями по организации оценки имущества при отчуждении объектов муниципальной собственности, организации и проведения торгов по продаже муниципального имущества, осуществление приватизации муниципального имущества в порядке, установленном действующим законодательством, заключение сделок купли-продажи объектов муниципальной собственности и земельных участков в порядке приватизации.
Таким образом, надлежащим уполномоченным органом по реализации преимущественного права общества на выкуп арендованного имущества является комитет, и поэтому, обратившись в комитет, общество официально зафиксировало свое волеизъявление на реализацию субъективного права.
Следует также отметить, что в своем письме от 28.06.2019 N 2214 комитет не указал обществу на обращение в ненадлежащий орган.
Решение администрацией об отказе в удовлетворении заявления общества о выкупе помещений, оформленное письмом от 31.12.2019 N 01-73/4715/19, также свидетельствует о его незаконности с учетом сделанных выше выводов.
При этом суд верно отметил, что администрация получила документы общества, рассмотрела их в установленном порядке и приняла по ним решение, то есть реализовала свои полномочия. При принятии администрацией решения от 31.12.2019 необходимость повторного обращения в администрацию с отдельным заявлением о реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы комитета не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта по приведенным комитетом доводам не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 марта 2020 года по делу N А13-23164/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-23164/2019
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района
Третье лицо: Администрация Венликоустюгского муниципального района Вологодской области, Великоустюгская Дума Великоустюгского муниципального района