г. Хабаровск |
|
23 июня 2020 г. |
А73-1712/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Ж.А. Усенко
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Утес"
на решение от 23.04.2020
по делу N А73-1712/2020
Арбитражного суда Хабаровского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053)
к обществу с ограниченной ответственностью "Утес" (ОГРН 1162724064051, ИНН 2723186939)
о взыскании 150 000 рублей
УСТАНОВИЛ:
Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Утес" (далее - ООО "Утес", общество, ответчик) о взыскании неустойки, начисленной за июль 2019 года в размере 150 000 руб. за нарушение срока разработки и представления проекта освоения лесов на основании пункта 4.2.2 договора аренды части лесного участка от 24.12.2018 N 242-217/2018.
Определением от 10.02.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По результатам рассмотрения дела Арбитражным судом Хабаровского края в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ 01.04.2020 вынесена и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" резолютивная часть решения об удовлетворении исковых требований, которым суд взыскал с ООО "Утес" в доход федерального бюджета неустойку за нарушение срока разработки и представления проекта освоения лесов на основании пункта 4.2.2 договора аренды части лесного участка от 24.12.2018 N 242-217/2018, начисленную за июль 2019 года, в размере 50 000 руб. (с учетом снижения судом размера пени в соответствии со статьей 333 ГК РФ); взыскал с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
В связи с подачей ответчиком апелляционной жалобы 17.04.2020, Арбитражным судом Хабаровского края согласно части 2 статьи 229 АПК РФ 23.04.2020 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Утес" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение изменить и принять по делу новый судебный акт, снизив размер неустойки до 5 000 руб. в порядке 333 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом принципа соблюдения баланса интересов сторон. В обоснование доводов жалобы указывает на несоразмерность взыскиваемой неустойки в сумме 50 000 руб. последствиям нарушенного обязательства, при том, что размер годовой арендной платы составляет 83 367,51 руб. По мнению заявителя, истцом не предоставлены доказательства о том, какие существенные неблагоприятные последствия для истца в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов последовали в связи с несвоевременным исполнением ответчиком обязательств по договору.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2020 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10, ГПК РФ, АПК РФ). Истцу предложено не позднее 15.06.2020 представить в апелляционный суд мотивированный отзыв по каждому доводу апелляционной жалобы с приложением документа, подтверждающего направление отзыва заявителю жалобы.
Управление лесами отзыв на апелляционную жалобу в суд не предоставило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.12.2018 между Министерством природных ресурсов Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Утес" (арендатор) заключен договор аренды части лесного участка N 242-217/2018 (далее - договор), по условиям которого арендатор обязуется принять во временное пользование сроком на 11 месяцев 27 дней находящийся в государственной собственности часть лесного участка из состава земель лесного фонда, имеющий следующие характеристики: площадь 46 200 кв.м, местоположение: Хабаровский край, Вяземский муниципальный район, кварталы N N 4, 226 (выделы 5 (часть), 9 (часть) Капитоновского участкового лесничества Аванского лесничества, кадастровый номер 27:06:0000000:195; категория защищенности: эксплуатационные леса; вид разрешенного использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 24.12.2018 N 18.
В соответствии с пунктом 3.3.1 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после заключения настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением 5 к настоящему договору, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.
В обязанности арендатора входит, в том числе, необходимость в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработки и представления в Управление лесами проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы (пункт 3.4.4 договора).
Ответственность арендатора за нарушение срока разработки и представления в Управление лесами проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы, предусмотренного подпунктом 3.4.4 пункта 3.4 раздела 3 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов установлена пунктом 4.2.2 договора в виде неустойки в размере 150 000 рублей за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
Управление лесами, установив, что по состоянию на 01.08.2019 арендатором проект освоения лесов на государственную экспертизу не представлен, начислило неустойку за июль 2019 года в размере 150 000 руб., направив в адрес ответчика претензию исх. N 02-25/11453 от 07.08.2019 с требованием оплатить штраф в течение 10 дней со дня получения.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, неустойка в добровольном порядке не оплачена, Управление лесами обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, являются неналоговыми доходами федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации соответственно.
Пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ предусмотрено, что администратор доходов бюджета обладает рядом полномочий, в том числе осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Указанные органы и лица осуществляют права собственника Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 214 ГК РФ).
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (статья 74 ЛК РФ).
На территории Хабаровского края органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, является Управление лесами Правительства Хабаровского края.
Согласно пунктам 3.8, 3.38 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр (действовавшего на момент рассмотрение дела в суде первой инстанции), Управление лесами осуществляет полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков и продавца по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным Правительством края до передачи Управлению полномочий на заключение таких договоров, в том числе заключает соглашения об изменении и о расторжении указанных договоров, готовит и направляет лицам, использующим леса, предупреждения о необходимости исполнения обязательств в срок, требования о досрочном внесении арендной платы в соответствии с пунктом 5 статьи 614 ГК РФ, предложения о досрочном расторжении договоров, подает соответствующие исковые заявления в суд, участвует в судебных заседаниях со всеми правами истца, ответчика и третьего лица; осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) администрируемых Управлением платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Частью 2 статьи 3 ЛК РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются ГК РФ, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ.
Существенным для договора аренды является условие об объекте, подлежащем передаче в аренду. При отсутствии в договоре данных, позволяющих определенно установить имущество, передаваемое в аренду, условие об объекте считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункт 3 статьи 607 ГК РФ).
В договоре, Приложениях к нему содержатся идентифицирующие признаки лесного участка - его характеристики, схема расположения, в отсутствие споров сторон договора в ходе его исполнения в отношении переданного по акту приема-передачи участка и его местонахождения.
Договор, отдельные его условия в установленном законом порядке не оспорены, в том числе в силу кабальности определенного им размера неустойки, недействительными не признаны.
Пунктом 1 статьи 88 ЛК РФ определено, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 ЛК РФ).
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 88 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 (далее - Состав проекта освоения лесов), проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка (статья 25 ЛК РФ).
Подраздел "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" специальной части проекта освоения лесов содержит: основные параметры и нормативы использования лесов для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лесохозяйственным регламентом; обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ, а также характеристика существующих и проектируемых объектов по использованию лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых; проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для геологического изучения недр, разработки полезных ископаемых (приложение N 58); территориальное размещение существующих и проектируемых объектов при геологическом изучении недр, разработке полезных ископаемых (тематическая лесная карта); о рекультивации нарушенных при выполнении указанных работ земель (приложение N 59). К сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензией на пользование недрами.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, разработанный в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса РФ и утвержден приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка определено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, для проведения экспертизы подают в органы государственной власти письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах, в прошитом и пронумерованном виде, или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования сети "Интернет", в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Ввиду предусмотренных законом и договором (пункт 3.4.4) норм и условий, на арендатора возложена обязанность разработать проект освоения лесов и предоставить его в Управление лесами Правительства Хабаровского края для проведения государственной экспертизы. Договором установлен срок исполнения арендатором возложенной на него обязанности.
Между тем, доказательств исполнения арендатором возложенной на него обязанности в материалы дела не предоставлено, на основании чего взыскание судом первой инстанции неустойки с ответчика в пользу истца является правомерным.
Оспаривая решение суда перовой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит снизить размер неустойки до 5 000 руб.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Ответственность арендатора за данное нарушение обязательств установлена пунктом 4.2.2 договора.
Договор заключен и подписан сторонами 24.12.2018 года
Согласно части 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (часть 1 статьи 433 ГК РФ)
Договор заключен сторонами 24.12.2018, следовательно, проект освоения лесов должен был быть предоставлен арендатором в срок до 24.06.2019 года.
Управлением лесами расчет неустойки произведен за один полный месяц просрочки - июль 2019 года в размере 150 000 руб.
Расчет неустойки, осуществленный истцом, проверен судом первой инстанции, признан арифметически верным.
В обоснование заявленного ходатайства о снижении неустойки ответчик указал на значительность размера неустойки - 150 000 руб. за полный календарный месяц просрочки, по отношению к установленной договором арендной платы - 83 367,51 руб. в год.
Согласно пункту 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В силу пункта 2 статьи 333 ГК РФ уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
В соответствии с пунктом 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7) бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 N 263-О указано, что статьей 333 ГК РФ предусмотрена обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Положения части 1 статьи 333 ГК РФ по существу направлены на установление баланса между применяемой к нарушителю меры ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Как верно установлено судом при рассмотрении ходатайства, неисполнение должником обязательства по разработке проекта освоения лесов позволяет ему пользоваться лесным участком в нарушение действующего законодательства, извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Вместе с тем заявленный ко взысканию размер неустойки признан судом чрезмерно завышенным.
Оценив значительность размера ставки неустойки (150 000 за полный календарный месяц) за не предоставление проекта освоения лесов, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая компенсационную природу неустойки, годовой размер арендных платежей за использование лесного участка, а также заявленное обществом ходатайство о снижении неустойки, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ, об уменьшении размера неустойки до 50 000 руб. (исходя из ставки 50 000 руб. за полный календарный месяц).
Доводы жалобы ответчика о том, что неустойка в сумме 50 000 рублей явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, равно как, и доводы жалобы о необоснованном снижении судом неустойки до указанной суммы, судом не принимаются.
Суд, снижая размер неустойки, исходил из ставки 50 000 руб. за полный календарный месяц, учитывал обстоятельства настоящего дела, учел баланс интересов сторон. Оснований для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Довод жалобы о том, что Управлением лесами не предоставлены доказательства о существенных неблагоприятных последствиях для истца в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, последовавшие в результате несвоевременного исполнения ответчиком обязательств по договору, отклоняется апелляционным судом.
При принятии решения о снижении неустойки суд первой инстанции принял во внимание отсутствие доказательств того, что несвоевременное исполнение ответчиком договорных обязательств по разработке и предоставлению арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы повлекло какие-либо неблагоприятные последствия для истца либо убытки
Таким образом, судом первой инстанции при принятии судебного акта установлены все обстоятельства по делу, применены верные нормы материального права, учтен баланс интересов сторон, в связи с чем доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме по 3 000 руб. относится на заявителя и возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.04.2020 по делу N А73-1712/2019 Арбитражного суда Хабаровского края области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ж.А. Усенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1712/2020
Истец: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Ответчик: ООО "УТЁС"