г. Ессентуки |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А63-22002/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 22.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Калугиной У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края, Ставропольский край (г. Новоалександровск, ОГРН 1172651023643) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.2020 по делу N А63-22002/2019, принятое по иску прокуратуры Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601995745) к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Смородину Владимиру Алексеевичу (Ставропольский край, Новоалександровский район, ст. Расшеватская, ОГРНИП 312265115900043), администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края, Ставропольский край (г. Новоалександровск, ОГРН 1172651023643), о признании недействительной (ничтожной) сделкой договора аренды от 15.06.2017 N 9, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, третье лицо - управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737), в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилась прокуратура Ставропольского края (далее - истец, прокуратура) в интересах муниципального образования Новоалексадровского городского округа с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Смородину Владимиру Алексеевичу (далее - индивидуальный предприниматель), администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) о признании недействительной (ничтожной) сделкой договора аренды от 15.06.2017 N 9 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для животноводства, с кадастровым номером 26:04:020112:560, площадью 48 890 кв. м; о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания индивидуального предпринимателя возвратить администрации земельный участок с кадастровым номером 26:04:020112:560 по акту приема-передачи в течение 10 суток со дня вступления в законную силу решения суда и исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи об обременении земельного участка с кадастровым номером 26:04:020112:560 договором аренды от 15.06.2017 N 9.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 17.03.2020 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции признал договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 15.06.2017 N 9, заключенный между администрацией Новоалександровского муниципального района Ставропольского края и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Смородиным Владимиром Алексеевичем в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:04:020112:560, площадью 48 890 кв. м, с разрешенным использованием - животноводство, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Новоалександровский район, муниципальное образование станица Расшеватская, недействительной (ничтожной) сделкой.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда 17.03.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Прокуратура педставила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 17.03.2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 08.05.2019 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на об-недоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с этого момента является общедоступной.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Данные обстоятельства не лишают суд возможности в порядке ст. 156 АПК РФ рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителей, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, находит решение суда от 17.03.2020 подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что индивидуальный предприниматель 04.04.2017 обратился в администрацию Новоалександровского муниципального района Ставропольского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов на пять лет земельного участка сельскохозяйственного использования площадью 48 890 кв. м, с разрешенным использованием - животноводство, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Новоалександровский район, станица Расшеватская.
Копии документов, подтверждающие регистрацию заявителя в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства, копии документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов как участника программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства: соглашение об осуществлении деятельности на территории сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет от 14.09.2012 N 215/12, заключенное с Министерством сельского хозяйства Ставропольского края, и сертификат о том, что индивидуальный предприниматель является участником ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы", утвержденной приказом минсельхоза края от 12.04.2012 N 117, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории были приложены к данному заявлению.
Администрацией Новоалександровского муниципального района принято постановление от 26.042017 N 350 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 48 890 кв. м индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Смородину Владимиру Алексеевичу" по итогам рассмотрения вышеуказанного заявления индивидуального предпринимателя с приложенными к нему документами.
Индивидуальный предприниматель провел кадастровые работы по образованию земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории и осуществил мероприятия по государственному кадастровому учету испрашиваемого земельного участка, в соответствии с названным постановлением.
На государственный кадастровый учет 22.05.2017 был поставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:04:020112:560, площадью 48 890 кв. м, разрешенное использование - животноводство, адрес: Российская Федерация, Ставропольский край, Новоалександровский район, муниципальное образование станица Расшеватская, что подтверждается выпиской от 23.05.2017 из Единого государственного реестра недвижимости N 26/ИСХ/17-335894.
Индивидуальный предприниматель обратился в орган местного самоуправления 25.05.2017 с заявлением о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка на пять лет без проведения торгов, как участнику программы поддержки в сфере развития сельского хозяйства, на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Администрацией Новоалександровского района Ставропольского края, правопреемником которой в настоящее время является администрация, по результатам рассмотрения названного заявления 15.06.2017 с индивидуальным предпринимателем (арендатор) без проведения торгов заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 9 (далее - договор), в соответствии с которым арендатором принят в аренду на пять лет (с 15.06.2017 по 14.06.2022) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 48 890 кв. м с разрешенным использованием - животноводство, с кадастровым номером 26:04:020112:560.
30.06.2017 в установленном действующим законодательством порядке названный договор зарегистрирован за номером 26:04:020112:560-26/014/2017-2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.10.2019 N КУВИ-106/2019-96344.
С рассматриваемым иском прокуратура обратилась в арбитражный суд, полагая, что названная сделка совершена с нарушением публичной процедуры предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения (по результатам проверки исполнения федерального законодательства при предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения).
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ, с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования, предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе").
В соответствие с пунктами 1 и 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Ничтожной признается сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие не связанные с недействительностью сделки последствия нарушения.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды, что разъясняется в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено Несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования, само по себе, не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду, что установлено подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением предусмотренных пунктом 2 этой статьи случаев.
Как установлено подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов (абзац первый пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ, в случае, если в орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, (абзац второй пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления ими своей деятельности установлен статьей 39.18 ЗК РФ.
Если от гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства поступило заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ).
Уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ), если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили. Подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 ЗК РФ) могут граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок.
Если в течение тридцати дней со дня опубликования извещения поступили заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, уполномоченным органом в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для указанных в заявлении о предоставлении участка целей (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что администрацией с индивидуальным предпринимателем заключен договор аренды от 15.06.2017 N 9 без проведения торгов на основании абзаца первого пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (как с участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства).
Уполномоченный орган не обеспечил опубликование извещения о предоставлении спорного участка для указанных целей в порядке, установленном в подпункте 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, после поступления заявления индивидуального предпринимателя о предоставлении в аренду земельного участка. В срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, возникает данная обязанность.
Администрацией извещение о намерении предоставить земельный участок индивидуальному предпринимателю, в нарушение вышеуказанных требований закона, не размещалось ни в печатном издании, ни на официальном сайте администрации, ни на сайте torgi.gov.ru. Доказательств обратного суду не представлено.
Из этого следует, что основания для заключения с индивидуальным предпринимателем договора аренды спорного земельного участка без соблюдения указанной процедуры у администрации отсутствовали.
Предоставив земельный участок без опубликования извещения о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, администрация для индивидуального предпринимателя создала преимущественные условия в получении земельного участка в аренду и воспрепятствовала доступу к муниципальному ресурсу иных лиц, которые также могли иметь намерение приобрести права аренды в отношении земельного участка. Круг лиц, которые могли претендовать на получение спорного земельного участка, существенно сужен в результате допущенных нарушений закона.
С отсутствием заявлений иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка связана возможность предоставления земельного участка без проведения торгов. При поступлении иных заявлений, земельный участок должен был предоставляться исключительно на торгах, в силу положений подпункта 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ.
Так, ни ЗК РФ, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка без проведения торгов, таким образом, допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц.
Соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Суд пришел к выводу о том, что договор аренды от 15.06.2017 N 9 в нарушение статьи 608 ГК РФ заключен с нарушением порядка, установленного статьей 39.18 ЗК РФ, что является основанием для признания его недействительным (ничтожным) в соответствии со статьей 168 ГК РФ, поскольку уполномоченный орган не обеспечил реализацию установленного порядка выявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Из пункта 1 статьи 166 ГК РФ следует, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Ничтожна признается сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Не влечет юридических последствий недействительная сделка, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Каждая из сторон, при признании сделки недействительной, обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ), возместить его стоимость.
В таком случае, судом удовлетворены требования прокуратуры в полном объеме.
Сделанные судом выводы в ходе рассмотрения дела согласуются с изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.02.2020 N 308-ЭС20-276 по делу N А63-2042/2019 правовыми позициями.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.2020 по делу N А63-22002/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-22002/2019
Истец: Прокуратура Ставропольского края
Ответчик: Администрация Новоалександровского муницмпального района Ставропольского края, Смородин Владимир Алексеевич
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, УФРС по СК