г. Санкт-Петербург |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А42-13195/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9220/2020) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения N 4 г. Кола Кольского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.03.2020 по делу N А42-13195/2019(судья Беляева Л.Е.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ООО "СЕВЕРНАЯ ЭНЕРГОСЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ"
к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N 4 г. Кола Кольского района Мурманской области
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северная энергосервисная компания" (ИНН 5190043182; ОГРН 1155190000349; 183025, г. Мурманск, пр. Капитана Тарана, д.25, пом. 308, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N 4 г. Кола Кольского района Мурманской области (ИНН 5105031414; ОГРН 1025100591416; 184381, Мурманская область, Кольский район, г. Кола, пр. Защитников Заполярья, д.5/1, далее - ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 251 636,96 руб. и расходов по уплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 25.02.2020 (резолютивная часть) исковые требования удовлетворены.
Мотивированное решение изготовлено 19.03.2020.
В апелляционной жалобе Ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции, отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на истечение срока действия контракта и отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке по правилам статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, 05.02.2018 между истцом (исполнитель) и ответчиком (Заказчик) заключен энергосервисный договор N 008G (идентификационный код закупки: 173510503141451050100100250010000244) (далее - Договор).
По условиям муниципального контракта между сторонами истец (исполнитель) принял на себя обязательства выполнить действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчика на объекте: Здание детского сада N 4 по адресу: Мурманская область, Кольский район, г. Кола, пр. Защитников Заполярья, 5/1, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя за счет средств, полученных от экономии резульатов реализации ЭСМ.
В соответствии с пунктом 4.1 цена контракта составляет 17 071 939,32 руб., которая определяется в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 108 Закона N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не подлежит изменению в ходе исполнения Договора. Цена Договора является твёрдой и определяется на весь срок исполнения Договора (пункт 4.1 Договора).
Расчеты по Договору осуществляются ежемесячно по результатам выявленной фактической экономии за отчетный период. Размер платежа определяется как процент от произведения экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении на цену (тариф) за единицу энергетических ресурсов, фактически сложившуюся на дату расчета. Под отчетным периодом стороны договорились понимать календарный месяц (пункт 4.2 Договора).
Размер процента, подлежащий уплате Исполнителю по Договору, от фактически достигнутой экономии энергетических ресурсов - 90% (пункт 4.4 Договора).
Размер экономии энергетического ресурса, превышающий размер планируемой экономии потребления энергетического ресурса, указанный в пункте 2.6 Договора, определяется Сторонами как дополнительная экономия энергетического ресурса.
Дополнительная экономия энергетического ресурса распределяется между Сторонами в следующей пропорции:
-20% дополнительной экономии остается в распоряжении Заказчика;
-80% дополнительной экономии включается в размер платежа, подлежащего оплате Исполнителю за каждый расчетный период (пункт 4.5 Договора).
Дополнительным соглашением N 1 от 20.07.2018 к Договору установлен корректирующий коэффициент 1, 24 в отношении объема потребления в базовом периоде при определении фактической величины экономии в соответствии с положениями договора, вызванный увеличением тепловой мощности учреждения как фактора, влияющего на объем потребления тепловой энергии. Заказчик обязан представлять Исполнителю информацию о потреблении энергетического ресурса в срок не позднее 25 дней со дня окончания периода достижения предусмотренного Договором размера экономии (доли размера экономии).
Исполнитель в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляется Заказчику акт сверки расчета фактической экономии энергетических ресурсов за отчетный период (приложение N 3 к Договору), в последующем отправляет счет к оплате (пункт 4.7 Договора).
Заказчик в течение 5 календарных дней со дня поступления акта обязуется его рассмотреть, подписать и направить один экземпляр акта исполнителю (пункт 4.8 Договора).
В случае несогласия Заказчик не позднее 5 календарных дней со дня поступления акта направляет исполнителю письменное уведомление с обоснованием разногласия. При отсутствии со стороны Заказчика разногласий к акту равно, как ненаправление Заказчиком второго экземпляра акта в указанный срок, размер экономии считается принятым и подлежащим оплате Заказчиком (пункт 4.9 Договора).
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до конечного срока достижения предусмотренного Договором размерам экономии (пункт 12.1 Договора).
Ежемесячно с сентября 2018 года Исполнителем фиксировался размер экономии энергетического ресурса на объекте Заказчика.
По итогу каждого отчетного периода в адрес Заказчика направлялись акт выполненных работ, счет на оплату, счет-фактура, часть приложения N 3 к Договору с расчетом экономии ресурса и оплаты - экономия принималась и оплачивалась Заказчиком.
14.11.2019 сопроводительным письмом в адрес Заказчика направлены документы по реализации услуг за октябрь 2019 года по Договору, а именно: счет N 36 от 14.11.2019 на сумму 251 636 руб. 96 коп., акт выполненных работ N 40 от 14.11.2019 (2 экз.), счет - фактура N 40 от 14.11.2019 (2 экз.), приложение N 3 к Договору за октябрь 2019 (2 экз.)., указанные документы получены Заказчиком 15.11.2019.
Заказчик возражений по указанным документам в установленный Договором срок в адрес Исполнителя не представил, размер экономии энергетического ресурса в октябре 2019 года считается принятым Заказчиком в соответствии с пунктом 4.9 Договора и подлежит оплате в сумме 251 636 руб. 96 коп.
Истец направил претензию с требованием об оплате размера экономии энергетического ресурса за октябрь 2019 года.
Поскольку требования претензии ответчиком в добровольном порядке удовлетворены не были, истец обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признав исковые требования обоснованными как по праву, так и по размеру, удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Правоотношения по энергосервисным договорам (контрактам) регулируются Федеральным Законом N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее ФЗ-261).
В соответствии со статьей 19 Закона N 261-ФЗ энергосервисный договор помимо условий, обязательных для включения в такой вид договора, также должен содержать в себе и признаки государственного или муниципального контракта. Требования к заключению энергосервисных контрактов установлены в статье 108 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 108 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2019) в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
В соответствии с положениями ст. 19 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. И доп., вступ. в силу с 16.01.2019) предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:
1) условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта); (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 109-ФЗ)
2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 108 Закона N 44-ФЗ при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок.
В статье 768 ГК РФ указано, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из предмета и условий энергосервисного контракта, которые в силу федерального закона N ФЗ-261, являются императивными, можно сделать вывод, что энергосервисный контракт по своей сути является смешанным договором и который регулируется положениями ст. ст. 779 - 782, ст. 783, ст. 702 - 729 ГК РФ, с ограничениями установленными 44-ФЗ и ФЗ-261.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных подрядных работ является сдача подрядчиком результата работ заказчику (ст. 711, 746 ГК РФ).
В силу ст. 720 ГК РФ, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки). Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
В соответствии с п. 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.
14.11.2019 сопроводительным письмом в адрес Заказчика направлены документы по реализации услуг (экономия тепловой энергии за октябрь 2019) по Договору, а именно: счет N 36 от 14.11.2019 на сумму 251 636 руб. 96 коп., акт выполненных работ N 40 от 14.11.2019 (2 экз.), счет - фактура N 40 от 14.11.2019 (2 экз.), приложение N 3 к Договору за октябрь 2019 (2 экз.)., указанные документы получены Заказчиком 15.11.2019.
Заказчик возражений по указанным документам в установленный Договором срок в адрес Исполнителя не представил, размер экономии энергетического ресурса в октябре 2019 года считается принятым Заказчиком в соответствии с пунктом 4.9 Договора и подлежит оплате в сумме 251 636 руб. 96 коп.
Данные обстоятельства, в силу положений энергосервисного контракта, а также действующего законодательства, означают, что работы приняты заказчиком без замечаний.
На основании изложенного, у исполнителя возникло право требовать от заказчика проведения расчета.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии на стороне ответчика обязанности по оплате экономии тепловой энергии за октябрь 2019 в сумме 251 636,96 рублей.
Доводы жалобы об отсутствии у Заказчика обязанности по оплате экономии за октябрь 2019 года в связи с окончанием действия контракта отклоняются апелляционным судом по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 12.1 контракта договор вступает в силу с момента его подписания и действует до конечного срока достижения предусмотренного договором экономии.
Согласно пунктом 2.10, 2.11 договора начальным сроком выполнения ЭСМ считается срок заключения договора, конечным сроком выполнения ЭСМ считается срок завершения заключительного этапа выполнения ЭСМ, указанный в приложении N 4.
Пунктом 2.6. договора определено, что по реализации исполнителем ЭСМ размер экономии за весь период действия договора должен составить 444,7 Гкал.
Данный объем экономии достигнут в октябре 2019, что подтверждается актом сверки расчета фактической экономии энергетических ресурсов, подписанном сторонами 14.11.2019.
Поскольку срок действия договора обусловлен фактом достижения фактической экономии 444,7 Гкал в октябре 2019 года, договор признается прекращенным.
25.11.2019 Заказчик направил в адрес исполнителя уведомление о завершении действия договора N 008G.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, направление актов о приемке выполненных работ после окончания срока действия договора, само по себе не является основанием для отказа в их подписании и оплаты в том случае, если работы были выполнены в период действия договора.
Поскольку материалами дела установлено, что спорная экономия энергоресурса была достигнута в период действия договора - октябрь 2019 года, у ответчика отсутствуют правовые основания для отказа в оплаты выполненных работ, оказанных услуг.
Истечение срока действия договора не является основанием для освобождения заказчика от оплаты фактически выполненных истцом работ в период действия договора.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе и озвученные суду апелляционной инстанции, отклоняются по мотивам, приведенным выше.
С учетом изложенного, принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда мурманской области от 19.03.2020 по делу N А42-13195/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-13195/2019
Истец: ООО "СЕВЕРНАЯ ЭНЕРГОСЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ N 4 Г. КОЛА КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ