Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2020 г. N Ф07-10679/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А56-109136/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): Муравьев А.О. - доверенность от 21/11/2019
от ответчика (должника): Морозова Ю.А. - доверенность от 09/01/2020
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9546/2020) ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2020 по делу N А56-109136/2019, принятое
по заявлению ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
3-е лицо: Администрация муниципального образования "Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет), оформленного письмом от 07.08.2019 N КТ-3-3171/2019; о признании надлежащим размером платы за технологическое присоединение по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям NОД-28479-18/39409-Э-18: - исходя из ставок за 1 кВт в размере 3 224 675,83 руб., в том числе НДС 20% 537 445,97 руб.; - исходя из стандартизированных тарифных ставок в размере 1 420 188,91 руб., в том числе НДС 20% 236 698,15 руб..
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
Решением суда первой инстанции от 20.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Ленэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, полагая, что выводы Комитета по тарифам, поддержанные судом первой инстанции, о том, что мероприятия сетевой организации, указанных в технических условиях к договору, являются развитием существующей инфраструктуры Общества, не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению подателя жалобы, произведенные Обществом работы относятся к мероприятиям "последней мили", расходы на осуществление которых подлежали включению в состав платы за технологическое присоединение на основании пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Комитета доводы жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в судебном порядке.
Исследовав материалы дела и оценив доводы жалобы, заслушав позиции сторон, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Администрация МО "Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Администрация) обратилась в сетевую организацию с заявкой N 18-39409 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) способом увеличения максимальной мощности.
Для целей осуществления технологического присоединения Администрации путем увеличения максимальной мощности Общество разработало проект договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями к нему (N ОД-28479-18/39409-Э-18).
Размер платы за технологическое присоединение был определен Обществом на основании ставки за единицу максимальной мощности, утвержденной приказом Комитета от 26.12.2017 N 648-п, и составил 3 170 931,23 руб. в том числе НДС 18% - 483 701,37 руб.
Администрация отказалась от подписания договора, обратилась в Комитет с заявлением о проверке обоснованности примененного Обществом размера платы за технологическое присоединение (письмо от 23.11.2018 N 1444).
Письмами от 14.06.2018 N КТ-3-2313/2018, от 04.12.2018 N КТ-3-4558/2018 Комитет разъяснил, что объем мероприятий, предусматривающий строительство новой ТП взамен существующей ТП 2-6, является избыточным, а расчет платы за технологическое присоединение по проекту договора ТП, предусматривающему объем работ с реконструкцией ТП 2-6 и исключением из схемы внешнего электроснабжения абонентской ТП 5-3,J должен быть рассчитан исходя из стандартизированных тарифных ставок, утвержденных приказом Комитета от 26.12.2017 N 648-п, в размере 36 744,02 руб.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, рассмотрев письменные разъяснения Комитета о подлежащем применению размере платы за технологическое присоединение по заявке N 18-39409, усмотрело в действиях Общества признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ и вынесло в авдрес сетевой организации предупреждение от 14.05.2019 N Пд/05/6 о прекращении незаконных действий, для чего обязало Общество выдать Администрации проект договора ТП с учетом позиции Комитета.
Общество письмом от 12.07.2019 N ЛЭ/14-20-691 в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 09.01.2009 N 14 "Об утверждении Правил урегулирования споров, связанных с применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок)" (далее - Постановление N 14), обратилось в Комитет по вопросу урегулирования спора, связанного с применением платы за технологическое присоединение.
Решением, оформленным письмом от 07.08.2019 N КГ-3-3171/2019, Комитет отказал Обществу в установлении размера платы за технологическое присоединение, указанного в проекте договора об осуществлении технологического присоединения N ОД-28479-18/39409-Э-18.
Полагая данное решение незаконным и нарушающим права Общества в сфере его предпринимательской деятельности, ПАО "Ленэнерго" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование своей позиции Общество указало, что в связи с отсутствием резерва трансформаторной мощности ТП 2-6, а также отказом собственника ТП 5-3 в согласовании увеличенного транзита мощности в интересах Администрации, использование оборудования, обеспечивающего существующую схему электроснабжения ЭПУ Администрации в целях указанного в заявке присоединения не представлялось возможным. Согласно проекту технических условий для целей присоединения ЭПУ необходимо было осуществить следующие мероприятия: на границе земельного участка Администрации оборудовать новую ТП 10/0,4 кВ с установкой трансформаторов необходимой мощности; проложить ВЛ-10 кВ направлением от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. 546-02 до РУ-10 кВ новой ТП, а также ВЛ-10 кВ направлением от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. 546-05 до РУ-10 кВ.
Строительство новой двухтрансформаторной ТП было предусмотрено взамен существующей ТП 2-6 (баланс Общества) и ТП 5-3 (баланс третьего лица АО "Вознесенская ремонтно-эксплуатационная база флота").
В последнем из переданных Администрации проекте Договора ТП (приложение к письму ПАО "Ленэнерго" от 12.11.2018 N ЛЭ/16-301/62) было предусмотрено выполнение следующего объема работ со стороны сетевой организации: установить новую КТП-10/0,4 кВ с трансформатором 400 кВА (взамен ТП 5-3 третьего лица); построить ВЛ-10 кВ направлением от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. 546-05 до РУ-10 кВ новой КТП; выполнить мероприятия по увеличению трансформаторной мощности ТП-2-6.
Суд первой инстанции. Отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Пунктом 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), определено, что под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке.
В силу подпункта "a(2)" пункта 25 Правил N 861 сетевая организация обязана осуществить мероприятия по технологическому присоединению границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами.
Согласно письму ФСТ России от 26.09.2013 N ЕП-9952/12 "О расчете платы за технологическое присоединение", при расчете размера платы за технологическое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок протяженность воздушных или кабельных линий электропередачи определяется на основании расстояния, измеряемого по прямой линии в соответствии с пунктом 8 Правил, независимо от того, что фактическая протяженность построенных линий электропередачи может отличаться от использованной при расчете.
В соответствии с письмом ФАС России от 28.04.2016 N ВК/28761/16, на сетевую организацию в соответствии с Правилами возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).
Как сообщило ПАО "Ленэнерго", строительство новой трансформаторной подстанции (ТП-10/0,4 кВ) с установкой силового трансформатора мощностью 400 кВа обусловлено необходимостью исключения из схемы электроснабжения трансформаторной подстанции, принадлежащей АО "Вознесенская ремонтно-эксплуатационная база флота" (ТП 5-3), которым отказано в согласовании увеличенного транзита мощности.
Однако, по мнению Комитета, такое поведение АО "Вознесенская ремонтно-эксплуатационная база флота" не соответствует пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Кроме того, согласно акту о технологическом присоединении от 15.09.2019 N 60911, акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 24.09.2010 N 113, подписанному ПАО "Ленэнерго" и Администрацией МО "Вознесенское городское поселение", обе трансформаторные подстанции (ТП 2-6 и ТИП 5-3) находятся на балансе заявителя.
Принимая во внимание факт надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств котельной на биотопливе (Ленинградская область, Подпорожский муниципальный район, Вознесенское городское поселение, п. Вознесенье, ул. Горная, 30, А), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что процесс урегулирования взаимоотношений сетевой организации с третьими лицами при осуществлении технологического присоединения в силу подпункта "а(2)" пункта 25 Правил не должен оказывать влияние на существенные условия технологического присоединения, в том числе на плату за технологическое присоединение.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 23.3 Закона N 35-ФЗ затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами Комитета, поддержанными судом первой инстанции о том, что предусмотренные техническими условиями мероприятия Общества по строительству ВЛ-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. 546-05 до РУ-10 кВ новой ТП и строительство новой ТП 10/0,4 кВ с установкой силового трансформатора мощностью 400 кВА являются развитием существующей инфраструктуры сетевой организации, и согласно пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, не могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение.
Также следует учитывать, что Администрация обратилась в сетевую организацию с заявкой N 18-39409 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) способом увеличения максимальной мощности, а следовательно, если сетевая организация не нашла иного способа увеличения мощности, иначе как путем строительства новой трансформаторной подстанции, такие работы в силу вышеприведенных правил могут быть учтены в тарифе на оказание услуг по передаче электрической энергии только в качестве инвестиционной составляющей, то есть данные мероприятия должны быть включены в инвестиционную программу Общества.
По мнению апелляционного суда, Общество неправильно толкует пункт 87 Постановления Правительства РФ от 19.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и приказ ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", полагая, что в рассматриваемом случае мероприятия по строительству сетей от существующего объекта сетевой организации до объекта заявителя относятся к мероприятиям "последней мили", так как им не доказано, что вновь построенная трансформаторная подстанция не может использоваться и другими заявителями, учитывая также, что предметом договора с Администрацией является увеличение существующей мощности, а не новое присоединение.
В целом доводы жалобы аналогичны доводам, приведенным Обществом в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда апелляционная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда от 20.02.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы ПАО "Ленэнерго" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. подлежит оставлению на подателе жалобы. Излишне уплаченная госпошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2020 по делу N А56-109136/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения от 27.04.2020 N 1940.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109136/2019
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЗНЕСЕНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ПОДПОРОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10679/20
22.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9546/20
20.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-109136/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-109136/19