г. Вологда |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А13-23484/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соколе Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 марта 2020 года по делу N А13-23484/2019,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Харовский центр дополнительного образования. Детская музыкальная школа. Детско-юношеская спортивная школа" (ОГРН 1023501484247, ИНН 3521003817; адрес: 162250, Вологодская область, Харовский район, город Харовск, улица Свободы, дом 12; далее - учреждение, школа) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соколе Вологодской области (межрайонного) (ОГРН 1023502493805, ИНН 3527009371; адрес: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, улица Орешкова, дом 6; далее - управление, УПФ) от 21.11.2019 N 045S19190011714.
В свою очередь, управление обратилось в Арбитражный суд Вологодской области со встречным исковым заявлением о взыскании с учреждения финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года в общей сумме 31 500 руб., начисленных по указанному выше решению.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04 марта 2020 года первоначальные требования учреждения удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска УПФ отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных УПФ требований. В обоснование жалобы указывает, что страхователь обоснованно привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального персонифицированного учета, поскольку сведения о застрахованных лицах, предусмотренные частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за сентябрь 2019 года, по форме СЗВ-М с типом "исходная", представлены 18.10.2019, то есть позже установленного срока (до 15 октября), следовательно сведения за сентябрь 2019 года представлены впервые и с нарушением срока. Считает, что освобождение страхователя от ответственности за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах возможно только в случае представления им отчетности с исправленным номером месяца до истечения установленного срока.
От школы отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, учреждение является организацией, производящей выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), признается страхователем.
Во исполнение предусмотренной пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанности школа 04.10.2019 представила в управление по каналам телекоммуникационной связи сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" в отношении 34 застрахованных лиц с указанием в них в качестве отчетного периода "08" (август) 2019 года.
По итогам проверки названных сведений управление по телекоммуникационным каналам связи направило в адрес учреждения уведомление от 04.10.2019, в котором указало, что имеется грубая ошибка, так как при предоставлении сведений о застрахованных лицах с типом формы "исходная" не должно быть ранее представленных сведений с типом "исходная" за отчетный период, за который предоставляются сведения (том 1, листы 95-96).
При этом названное уведомление получено обществом только 22.10.2019, что подтверждается скринш-страницы программы "АРМ Приема ПФР" (том 1, листы 97-98), а не 14.01.2019, как ошибочно указано судом в обжалуемом решении.
В свою очередь, согласно документам, представленным УПФ с апелляционной жалобой, 14.10.2019 школой по телекоммуникационным каналам связи от управления получен документ с наименованием "Текстовое сообщение", направленный ответчиком 11.04.2019, в котором содержится общая информация, разъясняющая обязанность страхователя по предоставлению сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года в срок не позднее 15.10.2019. При этом в указанном текстовом сообщении отсутствуют какие-либо сведения о наличии ошибки в сведениях по форме СЗВ-М, ранее представленных учреждением по телекоммуникационным каналам связи 04.10.2019.
Также управление посредством почтовой связи направило в адрес учреждения письмо от 16.10.2019 N 04-17/1646, в котором сообщило, что необходимо представить сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года во избежание индексации пенсий застрахованным лицам, получающим страховую пенсию (том 1, листы 99-101).
В свою очередь, выявив ошибку в наименовании отчетного месяца, учреждение 18.10.2019 по телекоммуникационным каналам связи направило в управление по каналам телекоммуникационной связи сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за сентябрь 2019 года на 63 застрахованных лиц (том 1, листы 102-103).
В ходе проведенной управлением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, ответчик пришел к выводу о том, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года представлены заявителем 18.10.2019, то есть с нарушением срока, который истек 15.10.2019.
Решением от 21.11.2019 N 045S19190011714 заявитель привлечен к ответственности на основании части третьей статьи 17 N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 31 500 руб. (по 500 руб. х 63 застрахованного лица).
В адрес школы управлением выставлено требование от 12.12.2019 N 045S01190012170 об уплате в срок до 31.12.2019 финансовой санкции в добровольном порядке.
Не согласившись с решением УПФ, школа обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В свою очередь, управление предъявило встречный иск о взыскании с учреждения финансовых санкций в размере 31 500 руб. по требованию от 12.12.2019 N 045S01190012170.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, пришел к выводу о том, что основания для привлечения учреждения к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ и взыскания финансовой санкции в рассматриваемом случае отсутствуют.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2.3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Указанным постановлением в поле "Тип формы" предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть третья статьи 17 названного Закона).
В то же время, положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
В силу абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, на основании положений Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения фондом, и представить в фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н, следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Для привлечения страхователя к ответственности на основании части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 39 той же Инструкции установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, пятидневный срок на устранение в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок, установленный пунктом 37 Инструкции N 766н, начинает исчисляться со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений.
Из материалов дела следует, что в данном случае 14.10.2019 учреждением по телекоммуникационным каналам связи от управления получен документ с наименованием "Текстовое сообщение", направленный ответчиком 11.04.2019, в котором содержится общая информация, разъясняющая обязанность страхователя по предоставлению сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года в срок не позднее 15.10.2019. При этом в указанном текстовом сообщении отсутствуют какие-либо сведения о наличии ошибки в сведениях по форме СЗВ-М, ранее представленных учреждением по телекоммуникационным каналам связи 04.10.2019.
Следовательно, данный документ не является уведомлением об обнаружении ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в указанных сведениях, с даты получения которого подлежит исчислению пятидневный срок, предусмотренный пунктом 37 Инструкции N 766н.
В свою очередь, после получения от УПФ указанного документа учреждение, выявив ошибку в наименовании отчетного месяца в ранее представленных 04.10.2019 сведениях, направило 18.10.2019 по телекоммуникационным каналам связи в управление сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за сентябрь 2019 года на 63 застрахованных лиц.
При этом поскольку фактически материалами дела подтверждается, что протокол об ошибке получен заявителем от УПФ по телекоммуникационным каналам связи только 22.10.2019, пятым рабочим днем предоставления исправленных сведений является 29.10.2019.
Между тем на дату получения уведомления об ошибке учреждение уже представило исходные сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года с исправленным номером отчетного месяца и количеством застрахованных лиц.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что вне зависимости от способа получения уведомления об ошибке (по телекоммуникационным каналам связи либо посредством почтовой связи) учреждение представило корректные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года в установленный пятидневный срок после получения от УПФ разъяснительной информации о необходимости исполнения обязанности представить сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года в срок до 15.10.2019.
После получения исправленной отчетности УПФ провело проверку представленных сведений, по результатам которой посчитал направление страхователем исправленной формы СЗВ-М с нарушением срока предоставления отчетности.
При этом управление считает, что 04.10.2019 заявителем представлена отчетность именно за август 2019 года, а за сентябрь 2019 года отчетность представлена учреждением с нарушением срока - 18.10.2019.
Названный довод УПФ не может быть признан судом апелляционной инстанции обоснованным, поскольку как указывает сам апеллянт, изначально отчетность за август 2019 года была представлена страхователем в установленный срок. По этой причине отчетность с повторным указанием в ней периода "08" (август 2019 года) не была принята управлением как направленная школой повторно.
Как указано ранее в настоящем постановлении, срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона N 27-ФЗ, не установлен.
Таким образом, в данном конкретном случае в действиях учреждения отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, так как учреждение самостоятельно до обнаружения контролирующим органом направило в управление надлежащую исходную форму СЗВ-М с указанием верного отчетного периода (сентябрь 2019 года).
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель правомерно реализовал свое право на корректировку предоставленных сведений, а потому оснований для привлечения диспансера к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ у управления не имелось.
В связи с этим суд обоснованно признал оспариваемое решение УПФ недействительным.
Поскольку решение управления от 21.11.2019 N 045S19190011714 признано недействительным в полном объеме, то оснований для удовлетворения встречных исковых требований УПФ в данном случае также не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 марта 2020 года по делу N А13-23484/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соколе Вологодской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-23484/2019
Истец: МБОУ ДО "Харовский центр дополнительного образования", МБОУ ДО "Харовский центр дополнительного образования. Детская музыкальная школа. Детско-юношеская спортивная школа"
Ответчик: УПФР в г.Сокол Вологодской области (межрайонное)