г. Владимир |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А43-39338/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Шахунья Нижегородской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.03.2020 по делу N А43-39338/2019,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Шахунского потребительского общества "Коопунивермаг" (ОГРН 1025201286670, ИНН 5239002623) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Шахунья Нижегородской области (межрайонное) от 15.01.2019 N 062S19190001033.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Шахунья Нижегородской области (межрайонное) (далее - Учреждение) проведена проверка Шахунского потребительского общества "Коопунивермаг" (далее - Общество) по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
По итогам проверки составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.12.2018 N 062S18180039611, пунктом 2 которого зафиксировано нарушение в отношении 58 застрахованных лиц, а именно сведения по форме NСЗВ-М за октябрь 2018 года представлены 26.11.2018 Обществом с нарушением установленного срока.
Решением от 15.01.2019 N 062S19190001033 Общество привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 29 000 руб., из расчета 500 руб. штрафа за каждое застрахованное лицо.
Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Учреждения от 15.01.2019 N 062S19190001033.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 05.03.2020 Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил требование Общества и признал недействительным решение Учреждения от 15.01.2019 N 062S19190001033 в части штрафных санкций в размере 14 500 руб. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что решение от 15.01.2019 N 062S19190001033 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования принято в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью предоставления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федеральный закон N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Наличие факта просрочки выполнения обязанности по предоставлению сведений по форме N СЗВ-М за октябрь 2018 года Общество не оспаривает.
К ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество привлечено правомерно.
Положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), предусматривающие обязанность руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявлять в ходе рассмотрения материалов проверки смягчающие ответственность страхователя обстоятельства, исключены Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" и не подлежат применению с 01.01.2015.
Вместе с тем, одним из основных принципов привлечения лица к ответственности является принцип индивидуализации наказания, который выражается в том, что при наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.
Объектом противоправного посягательства в настоящем случае являются правоотношения по представлению необходимых документов (сведений) и внесению платежей, направляемых не в бюджет Российской Федерации, а в фонды, действующие на основе принципов социального страхования и социальной солидарности граждан, за которых (или которыми) представляются сведения и вносятся соответствующие взносы, в силу публичной природы этих фондов не может предопределять принципиально иной подход к публично-правовой ответственности за нарушения в этих правоотношениях по сравнению с ответственностью, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.
Отмена положений Федерального закона N 212-ФЗ о смягчающих обстоятельствах привела к отсутствию в действующей системе правового регулирования ответственности плательщиков страховых взносов какой бы то ни было возможности снизить размер штрафа, что не позволяет индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства и тем самым приводит к нарушению прав плательщиков страховых взносов, обеспечиваемых конституционными принципами юридической ответственности.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Указанная позиция нашла отражение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П.
Учитывая отсутствие неблагоприятных последствий для застрахованных лиц (иного из материалов дел не следует), действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности снижения назначенного решением от 15.01.2019 N 062S19190001033 штрафа до суммы, составляющей 14 500 руб.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение Учреждения от 15.01.2019 N 062S19190001033 в части взыскания штрафа в размере 14 500 руб.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании закона.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учреждение от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.03.2020 по делу N А43-39338/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Шахунья Нижегородской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-39338/2019
Истец: Шахунское потребительское общество "Коопунивермаг"
Ответчик: ГУ УПФР по г.о. г. Шахунья НО