город Ростов-на-Дону |
|
22 июня 2020 г. |
дело N А32-50536/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Г.А. Сурмаляна, Н.В. Шимбаревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Новороссийский казачий кадетский корпус Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 по делу N А32-50536/2019 об удовлетворении заявления государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края к государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Новороссийский казачий кадетский корпус Краснодарского края о взыскании ущерба
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Новороссийский казачий кадетский корпус Краснодарского края (далее - ответчик), о взыскании ущерба в размере 392 955,93 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 по делу N А32-50536/2019 с Государственного бюджетного образовательного учреждения "Новороссийский казачий кадетский корпус Краснодарского края" в пользу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края взысканы неосновательно полученные денежные средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 392 955,93 руб. Распределены судебные расходы.
Не согласившись с решением суда от 19.12.2019 по делу N А32-50536/2019, государственное бюджетное образовательное учреждение "Новороссийский казачий кадетский корпус Краснодарского края" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению апеллянта, несвоевременная подача страхователем сведений о застрахованных лицах не свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между действиями страхователя и возникшими убытками фонда. При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм. Индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не производится пенсионерам, осуществляющим работу. Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Из материалов дела следует, что индексация пенсии произведена в июле 2018 и ее выплата продолжалась в период с 01.08.2018 по 31.05.2019, когда орган Пенсионного фонда уже располагал сведениями о том, что указанные лица являются работающими пенсионерами. При надлежащей работе по обработке получаемых данных, Фонд имел возможность предотвратить излишнюю выплату пенсии работающим пенсионерам. Сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года были поданы 14.05.2018 по форме "отменяющая" ошибочно, вместо типа формы "дополняющая". Страхователь самостоятельно исправил выявленную ошибку до момента ее обнаружения территориальным органом Пенсионного фонда. Заявитель не доказал совокупность обстоятельств, необходимых для взыскания убытков.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 по делу N А32-50536/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края просит обжалованный судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, работники ответчика - Баташова О.Б., Веселов В.А., Умурзаков А.Д., Гладких И.А., Тымчук А.Ф., Сотниченко Е.В., Рягина Л.А., Гошкис А.Н., Ненкова М.Н., Копылова В.В., Редкозубова Г.И., Божок А.В., Кириенко О.Б., Давыдова Г.А., Постников Ю.П., Щелкановцева О.И., Бортновская B.C., Супрун А.В., Демидова Г.А., Герасименко З.К., Гуцуляк С.И., Майорова Е.М., Папуша П.С., Алпатова Т.В., Жукова Л.Н., Кондратенко Е.А., Можин О.В. (далее - застрахованные лица) являются получателями страховой пенсии.
Пенсионный фонд установил указанным лицам страховую пенсию с учётом индексации в связи с прекращением ими трудовой деятельности в апреле 2018 года.
Страхователь - ГБОУ Новороссийский казачий кадетский корпус Краснодарского края представил сведения о застрахованных лицах (отчет по форме СЗВ-М - дополняющая) за апрель 2018 года в Пенсионный фонд только 16.04.2019, то есть, позже срока установленного законом (до 15.05.2018).
Согласно представленным 16.04.2019 сведеньям по форме СЗВ-М, застрахованные лица в указанный период осуществляли трудовую деятельность, и соответственно права на индексацию пенсии не имели.
Согласно позиции заявителя, непредставление работодателем в установленный законом срок указанных сведений повлекло за собой переплату пенсии застрахованным лицам за период с 01.04.2018 по 31.05.2019 в сумме 392 955,93 руб. в связи с неосновательно прошедшей индексацией, и перерасход средств Пенсионного фонда.
С целью досудебного урегулирования спора в адрес ответчика по почте заказным письмом с уведомлением направлена претензия N 03-15313 от 17.09.2019 с предложением о добровольной уплате неосновательно выплаченной суммы индексации пенсии. Однако в добровольном порядке ответчик указанную сумму не оплатил, что послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что излишняя выплата страховой части пенсии произошла по вине ответчика, не исполнившего надлежащим образом свою обязанность по предоставлению сведений персонифицированного учета в отношении застрахованных лиц за апрелю 2018 года. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ущерб в связи с представлением в орган Пенсионного фонда недостоверных сведений причинен именно ответчиком. Факт причинения вреда подтвержден надлежащими доказательствами, а именно: протоколами о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пении, решениями об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и других социальных выплат и иными документами. Суд признал установленной совокупность условий, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков на ответчика и удовлетворил заявленное требование в полном объеме.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав правовую оценку доводам апеллянта и имеющимся в деле документам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалованный судебный акт подлежит отмене, принимая во внимание нижеследующее.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда и вину причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в иске.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
На основании части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе, договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
Данные сведения представляются в виде отчета по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В период осуществления оплачиваемой работы индексация и корректировка размера страховой пенсии не производится.
В соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действий отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в установленный срок, то есть до 15.05.2018, сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года Управлением Пенсионного фонда не были получены.
В рассматриваемом случае излишняя выплата сумм страховой пенсии работающим в учреждении пенсионерам явилась следствием непредставления страхователем в установленный срок сведений персонифицированного учета за апрель 2018 года, необходимых для определения размера трудовой пенсии.
Между тем, отчет по форме СЗВ-М за май 2018 года представлен учреждением в установленный законом срок - 09.06.2018, за июнь - 13.07.2018, и все последующие месяцы своевременно. Сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года в отношении указанных пенсионеров были поданы 11.05.2018 по форме "отменяющая" ошибочно, вместо типа формы "дополняющая".
При надлежащей работе по обработке получаемых данных, Фонд имел возможность предотвратить излишнюю выплату пенсии работающим пенсионерам. На момент принятия решения об индексации пенсии (начиная с июня 2018 года) у Фонда имелись данные об осуществлении пенсионерами (застрахованными лицами) трудовой деятельности в мае - декабре 2018 года. С учетом установленного Законом N 400-ФЗ порядка выплаты страховой пенсии в период осуществления работы у Фонда отсутствовали основания для осуществления выплат в индексированном размере.
Индексация произведена на момент достоверного владения Управлением Пенсионного фонда сведениями о том, что пенсионеры являются работниками ответчика. Из материалов дела следует, что излишняя выплата (индексация) пенсии произошла в июле 2018 и продолжалась в период с 01.08.2018 по 31.05.2019, то есть в период, когда орган Пенсионного фонда располагал сведениями о том, что указанные лица являются работающими пенсионерами.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, приняв во внимание, что на момент принятия решения об индексации пенсий у Фонда имелись данные об осуществлении застрахованными лицами трудовой деятельности в мае, июне 2018 года и последующие месяцы, с учетом установленного Законом N 400-ФЗ порядка выплаты страховой пенсии в период осуществления работы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Фонд не доказал совокупность обстоятельств, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, а именно: наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика по предоставлению сведений за апрель 2018 года по форме СВЗ-М и возникновением у заявителя убытков.
Кроме того, в пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия пришла к выводу о том, что на дату вынесения решений о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии Управление Пенсионного фонда располагало соответствующими сведениями о том, что пенсионеры: Баташова О.Б., Веселов В.А., Умурзаков А.Д., Гладких И.А., Тымчук А.Ф., Сотниченко Е.В., Рягина Л.А., Гошкис А.Н., Ненкова М.Н., Копылова В.В., Редкозубова Г.И., Божок А.В., Кириенко О.Б., Давыдова Г.А., Постников Ю.П.,Щелкановцева О.И., Бортновская B.C., Супрун А.В., Демидова Г.А., Герасименко З.К.,Гуцуляк С.И., Майорова Е.М., Папуша П.С., Алпатова Т.В., Жукова Л.Н., Кондратенко Е.А., Можин О.В. продолжают трудовую деятельность, что следует из представленной 09.06.2018 формы СЗВ-М за май 2018.
Между тем, Управление Пенсионного фонда предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ действия не выполнило, указанными сведениями не воспользовалось, дополнительную проверку не проводило, что повлекло излишнюю уплату пенсии с учетом ее индексации.
В связи с этим, указанные решения вынесены Управлением Пенсионного фонда при наличии в его распоряжении сведений об осуществлении пенсионерами оплачиваемой трудовой деятельности вне проведения необходимой проверки связанных с этим обстоятельств.
Кроме того, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае речь идет о 27 пенсионерах, работающих в одной организации, оснований делать вывод об увольнении всех пенсионеров в апреле 2018 года без дополнительной проверки связанных с этим обстоятельств, без учета сведений по форме СЗВ-М за май 2018 года и последующие периоды, у заявителя не имелось.
С учетом изложенного, выплата проиндексированных пенсий в спорный период не связана с действиями учреждения, заявителем не доказана причинно-следственная связь между действиями учреждения и возникшими у заявителя убытками, ввиду этого совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявителем не доказана, а потому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права; несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела.
Поскольку суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и пришел к выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 по делу N А32-50536/2019 подлежит отмене.
В связи с отменой обжалованного судебного акта, суд апелляционной инстанции в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 по делу N А32-50536/2019 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50536/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края, ПФР в г. Новороссийске
Ответчик: ГБОУ "Новороссийский казачий кадетский корпус КК", Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новороссийский казачий кадетский корпус Краснодарского края