г. Самара |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А55-34366/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья"- Никитин М.А. (доверенность от 09.01.2020),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области- представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2020 по делу N А55-34366/2019 (судья Рагуля Ю.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья", г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Инспекция, ГЖИ СО) от 03.10.2019 N СЖд-81583.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что решение является незаконным по следующим основаниям: суд неверно истолковал нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Положения приказов N 846 и N 1023 применяются в совокупности с требованиями, изложенными в постановлении Правительства РФ N 354.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что действия управляющей компании по расчету платы с округлением числовых значений неправомерны, поскольку такое округление происходит не в пользу собственника, а в пользу управляющей компании.
Такие выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Инспекции в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с целью проверки обращения от 12.08.2019 N 28321-ц Государственной жилищной инспекцией Самарской области проведена внеплановая документарная проверка по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам помещений в МКД по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, д. 66А, с января 2019 г.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 03.10.2019 (л.д. 54-55).
По итогам проведенной проверки ГЖИ СО 03.10.2019 выдала заявителю предписание N СЖд-81583, которым Инспекция возложила на Общество в трехмесячный срок устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, представить в государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:
- Производить начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, д. 66А, в соответствии с приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 18.12.2018 N 846, приказа министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 N 1023 (л.д. 56).
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно частям 4 и 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которыми осуществляет управляющая компания, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (далее - Правила N 354).
Согласно п. 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исходя из положений ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (ч. 15 ст. 155 ЖК РФ).
В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
На основании п. 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Согласно п. 71 Правил N 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Вышеуказанные положения Правил N 354 содержат императивное требование размещать в платежном документе указанную в п. 69 настоящих Правил информацию. При этом перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления проверочных мероприятий надзорный орган установил, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в расчете на 1 кв.м. производится Обществом в нарушение приказа министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 18.12.2018 N 846, приказа министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 N 1023. Ежемесячная плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО в городских округах рассчитывается следующим образом:
Норматив * Единый предельный тариф регионального оператора / 12 месяцев* Площадь жилого помещения
Ежемесячная плата в городских округах с одного квадратного метра жилого помещения составит:
0,091 куб.м/кв.м * 598,16 руб./куб.м /12 мес.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 ЖК РФ (п. 161 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Частью 2 ст. 20 ЖК РФ установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
При проведении проверки ГЖИ Самарской области руководствовалась требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 N 150 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области".
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание по результатам проверки выдается в обязательном порядке в случае обнаружения в ходе проверки каких-либо нарушений со стороны юридического лица.
Как было указано выше, Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка по обращению от 12.08.2019 N 28321-ц по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам помещений в МКД по адресу: г. Самара, ул. Никитинская, д. 66А, с января 2019 г.
К проверке от ООО "Образцовое содержание жилья" представлена следующая информация: "Платежные документы на коммунальные услуги оформлены и соответствуют постановлению Правительства РФ N 354 п. 69. Предоставляем подробный расчет размера платы за обращение с твердыми коммунальными отходами по кв. 211: Согласно приказа министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 N 1023 норматив накопления твердых коммунальных отходов на один квадратный метр жилья составляет 0,091 кубометра в год. Цена 1 кубометра - 598,16 руб., что утверждено приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 18.12.2018 г. N 846. Так как норматив накопления ТКО утвержден годовой, а согласно Постановлению Правительства РФ N 354 п.69 (г) необходимо в квитанциях выставлять месячный объем услуги, то нам приходится его распределять на 12 месяцев, чтобы исполнить данное постановление, получая тем самым бесконечное число знаков после запятой 0,091/12=0,00758333333... Настройки специализированной программы 1С Учет в ЖКХ производят округление после четвертого знака (0,0076). Расчет услуги по кв. 211 осуществлен следующим образом: 0,0076 * 60,1 м *598,16 = 273,36 руб. Таким образом, расчет нашей организацией произведен верно и в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 354 п.69. Накопленная разница в рублях из-за округления будет пересчитана по окончании года, о чем неоднократно сообщалось заявителю жалобы".
Проанализировав представленную информацию от заявителя, Инспекция пришла к выводу, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в расчете на 1 кв.м. производится в нарушение приказа министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 18.12.2018 N 846, приказа министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 N 1023.
Ежемесячная плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО в городских округах рассчитывается следующим образом:
Норматив * Единый предельный тариф регионального оператора / 12 месяцев* Площадь жилого помещения
Ежемесячная плата в городских округах с одного квадратного метра жилого помещения составит:
0,091 куб.м/кв.м * 598,16 руб./куб.м /12 мес.
Ответственность за данное правонарушение возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя об отсутствии с его стороны нарушений прав потребителей, т.к. потребитель (л.д. 67) при оплате коммунальной услуги "Обращение с твердыми коммунальными отходами" указывал на то, что "округление" происходит не в пользу собственника, а в пользу Общества, и доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фактические обстоятельства по делу и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что приведенные Обществом доводы не свидетельствуют о наличии нарушений, влекущих отмену оспариваемого предписания от 03.10.2019 N СЖд-81583.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует такая совокупность.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2020 по делу N А55-34366/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34366/2019
Истец: ООО "Образцовое содержание жилья"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65266/20
22.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6707/20
20.03.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-34366/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-34366/19