г. Вологда |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А05-14176/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ТАНДЕР" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2019 года по делу N А05-14176/2019,
УСТАНОВИЛ:
администрация Мирного (ОГРН 1022901468116, ИНН 2925001316; адрес: 164171, Архангельская область, город Мирный, улица Ленина, дом 33; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к акционерному обществу "ТАНДЕР" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475; адрес: 350002, Краснодарский край, город Краснодар, улица Леваневского, дом 185; далее - АО "ТАНДЕР", общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2019 года по делу N А05-14176/2019 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 250 000 руб.
АО "ТАНДЕР" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Отмечает также, что согласно статье 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), администрация не уполномочена обращаться в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ, кроме того, она не имела полномочий и на составления протокола об административном правонарушении, в связи с этим он является недопустимым доказательством.
Администрация отзыв на жалобу не представила.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 01.10.2019 администрацией плановой документарной и выездной проверки, выявлено, что АО "ТАНДЕР" с 01.08.2019 допущена незаконная эксплуатация на фасаде находящегося в его собственности здания гипермаркета "Магнит", расположенного по адресу: г. Мирный, пер. Школьный, д. 10, стр. 1, четырех рекламных конструкции в виде настенных панно без действующего разрешения на их установку и эксплуатацию, поскольку выданное обществу разрешение на от 29.07.2014 истекло 01.08.2019.
По результатам проверки составлен акт проверки от 01.10.2019 N 1, а также в связи с выявленным нарушением администрацией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 24.10.2019 N Г00042, противоправное деяние квалифицировано по статье 14.37 КоАП РФ.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 23.1 указанного Кодекса, администрация обратилась в арбитражный с суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ.
Суд первой инстанции признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб., поскольку пришел к выводу о доказанности совершения обществом вмененного его правонарушения и об отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Статья 14.37 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 названного Кодекса.
Наличие события административного правонарушения и вина общества подтверждается собранными администрацией и представленной в дело доказательствами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности администрацией наличия в деянии общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает вывод суда о соблюдении процедуры привлечения к ответственности ошибочным.
Согласно абзацу четвертому части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 14.37 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем, исходя из пункта 1 части 2 статьи 28.3 названного Кодекса, составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 КоАП РФ, уполномочены должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Полномочия на возбуждение дела об административном правонарушении по статье 14.37 КоАП РФ предоставлено также органам прокуратуры в силу Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и части 1 статьи 28.4 КоАП РФ, согласно которой при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, определенном КоАП РФ.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении от 24.10.2010 составлен ведущим специалистом отдела градостроительства и архитектуры администрации Мирного.
В обоснование наличия у вышеназванного лица права на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 КоАП РФ, заявитель ссылается решение Городского Совета депутатов Мирного от 27.06.2019 N 145, которым утвержден Перечень должностных лиц администрации Мирного, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.
В преамбуле к указанному решению имеется ссылка на Закон Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями" (далее - Закон N84-5-ОЗ),
Из положений статей 17, 18 Закона N 84-5-ОЗ следует, что органы местного самоуправления городских, сельских поселений Архангельской области, и органы местного самоуправления городских округов Архангельской области, а также органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области в случае образования местных администраций муниципальных районов Архангельской области, на которые возложено исполнение полномочий местных администраций городских, сельских поселений Архангельской области, являющихся административными центрами данных муниципальных районов Архангельской области, для осуществления таких государственных полномочий на территории данных городских, сельских поселений Архангельской области, в числе прочего наделяются государственными полномочиями по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных областным законом "Об административных правонарушениях", за исключением административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними; по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных областным законом "Об административных правонарушениях", за исключением административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Действительно, в силу указанного Перечня ведущий специалистом отдела градостроительства и архитектуры администрации Мирного в связи осуществлением муниципального контроля за размещением и использованием рекламных конструкций наделен полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 КоАП РФ.
Однако данное положение противоречит федеральной норме, установленной статьей 28.3 КоАП РФ, а также части 1 статьи 28.4 КоАП РФ.
Помимо того, частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 31, 32 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, а об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального финансового контроля.
Аналогичная норма содержится и в части 7 статьи 1.3.1 КоАП РФ, которая регулирует предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Следовательно, в рамках муниципального контроля должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, установленных КоАП РФ, только обозначенных частями 7 статей 28.3 и 1.3.1 указанного Кодекса.
Следует также отметить, что в силу части 4 статьи 1.3.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 5 этой статьи должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.
Следовательно, и из приведенных положений статьи 1.3.1 КоАП РФ следует, что законами субъектов Российской Федерации не могут быть наделены должностные лица, уполномоченные на составление протоколов об административном правонарушении, полномочиями на составление протоколов, противоречащими положениям статьи 28.3 КоАП РФ.
Данный вывод основан и на положениях части 1 статьи 1.1 КоАП РФ, согласно которой законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях не должны противоречить КоАП РФ, в том числе и в части определения должностных лиц, уполномоченных на составление протокола определенных категориям правонарушений.
В связи с этим, поскольку в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом и приняв во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ.
Следовательно, решение суда от 23.12.2019 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2019 года по делу N А05-14176/2019 отменить.
Отказать администрации Мирного муниципального образования "Мирный" в привлечении акционерного общества "ТАНДЕР" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14176/2019
Истец: Администрация Мирного
Ответчик: АО "Тандер"
Третье лицо: АО "Тандер"