г. Воронеж |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А64-8400/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Алферовой Е.Е.,
Коровушкиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серищевой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Транзит 68/18": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от публично-правового образования - Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Финансового управления Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транзит 68/18" (ОГРН 1106829000090, ИНН 6829062610) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.01.2020 по делу N А64-8400/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью "Транзит 68/18" (ОГРН 1106829000090, ИНН 6829062610) к Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки граждан" (ОГРН 1026801157184, ИНН 6831011838), публично-правовому образованию - Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (ОГРН 1066829045513, ИНН 6829020433) о взыскании 100 325 руб.,
третьи лица: Администрация Тамбовской области (ОГРН 1026801158009, ИНН 6831003555), Финансовое управление Тамбовской области (ОГРН 1026801161265, ИНН 6831001090),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транзит 68/18" (далее - ООО "Транзит 68/18", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском о взыскании с Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" (далее - ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан"), а при недостаточности средств, о взыскании в субсидиарном порядке с Субъекта Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее - Управление социальной защиты), образовавшиеся в июне-июле 2017 года расходы по предоставлению льгот по договору N 9-ОК от 24.06.2016 о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова, в размере 100 325 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Тамбовской области, Финансовое управление Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.01.2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Транзит 68/18" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Кроме того, заявитель указывает на то, что истец осуществлял перевозку пассажиров с соблюдением прав отдельных категорий граждан на льготный проезд, в связи с чем, исходя из договора N 9-ОК от 24.06.2016, выплаты, причитающиеся истцу, носят исключительно компенсационный характер и должны быть возмещены истцу в полном объеме.
Администрацией Тамбовской области, Финансовым управлением Тамбовской области, ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" представлены отзывы на апелляционную жалобу.
ООО "Транзит 68/18", ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан", Управление социальной защиты, Администрация Тамбовской области, Финансовое управление Тамбовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Посредством электронного сервиса "Мой Арбитр" от ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан", Управления социальной защиты, Администрации Тамбовской области, Финансового управления Тамбовской области поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 24.06.2016 между ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" (учреждение) и ООО "Транзит 68/18" (перевозчик) был заключён договор N 9-ОК о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова (договор), с учётом дополнительного соглашения N 1 от 17.04.2017, по условиям которого предметом его является возмещение учреждением перевозчику расходов, связанных с предоставлением льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова, категориям граждан, указанным в разделе 2 Приложения N 1 к постановлению администрации Тамбовской области N 801 от 08.07.2009.
В соответствии с пунктом 2.1 договора перевозчик обязан обеспечивать предоставление льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 договора, а также подекадно (1-го, 11-го и 21 -го числа каждого месяца) представлять в учреждение талоны, полученные от граждан, указанных в разделе 1 договора (талоны предоставляются по акту приёма-передачи раздельно по номиналу); акт оказанных услуг; счёт на возмещение расходов за предоставленный льготный проезд граждан в общественном транспорте (представляется после сверки и подписания акта оказанных услуг).
Пунктом 2.2 договора на учреждение возложены обязанности: производить подсчёт предъявленных талонов (п. 2.2.1 договора); в течение 10-ти рабочих дней организовывать внесение представленных талонов в электронный реестр по форме, установленной Управлением социальной защиты, производить их сверку (п. 2.3.2 договора); подписывать ежедекадно акты оказанных услуг с перевозчиком по результатам сверки предъявленных талонов. Акты подписываются руководителями, главными бухгалтерами и заверяются гербовыми печатями сторон (п. 2.3.3 договора); осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств возмещение расходов перевозчика, связанных с предоставлением льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 договора, путём перечисления денежных средств на расчётный счёт перевозчика не позднее трёх дней с момента поступления денежных средств на расчётный счёт учреждения (п. 2.3.4 договора).
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что учреждение несёт ответственность по объёмам финансирования (возмещения расходов) перевозчика, согласно п. 2.3.4 договора в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств.
Договор вступает в силу с 01.07.2016, действует до 31.12.2016 и считается пролонгированным на каждый последующий год, если ни одна из сторон не менее чем за 20-ть дней до предполагаемого окончания срока его действия не уведомила в письменном виде о намерении расторгнуть, либо изменить условия договора (п.п. 5.3, 5.4 договора).
В процессе исполнения в июне-июле 2017 года обязательств по договору истцом первому ответчику предъявлялись к возмещению акты оказанных услуг по обеспечению льготного проезда отдельных категорий граждан с приложением подтверждающих первичных документов (соответствующих талонов).
Акты оказанных услуг по обеспечению льготного проезда отдельных категорий граждан ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" подписаны с протоколами разногласия, согласно которым общая разница составила 100 325 руб.
Неполная оплата понесенных ООО "Транзит 68/18" расходов в связи с провозом льготной категории пассажиров, оставление претензионного письма б/н от 05.09.2017 без удовлетворения, послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из спорного договора, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 786, ч. 1 ст. 789 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
Частями 2, 5 ст. 790 ГК РФ установлено, что плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счёт средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 льгота по проезду на общественном транспорте отдельных категорий граждан из предусмотренного вышеперечисленными законодательными актами перечня льгот была исключена, предоставление соответствующей льготы в натуральной форме заменено на денежную компенсацию.
Субъектам РФ и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учётом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Администрации Тамбовской области N 801 утверждён Порядок предоставления и финансирования льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и возмещения реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории РФ (Порядок льготного проезда), согласно п. 4.1 которого проезд в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам в пригородном сообщении гражданин оплачивает льготными проездными талонами с предъявлением необходимых документов.
Согласно п. 5.1 Постановления Администрации Тамбовской области N 801 при проезде в автомобильном транспорте на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок граждане, указанные в п.п. 2.1. и 2.2. Порядка льготного проезда, приобретают билеты с оплатой 50% от действующих тарифов на перевозки пассажиров или бесплатные билеты в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - у водителя или кондуктора непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта, на основании документа, удостоверяющего личность, удостоверения установленного образца, справки о реабилитации, исходя из категории, к которой они относятся.
Пунктом 3.4. Постановления Администрации Тамбовской области N 801 предусмотрено, что средства, полученные от реализации талонов, ежемесячно, не позднее трёх рабочих дней со дня подписания обеими сторонами акта оказанных услуг, распространитель перечисляет в доход бюджета Тамбовской области на лицевой счёт администратора доходов по соответствующему коду бюджетной классификации. Отчёт о полученных и перечисленных в доход бюджета Тамбовской области средств от реализации льготных проездных талонов по форме, утверждённой приказом Управления социальной защиты, представляется в это Управление.
Таким образом, сумма, перечисляемая перевозчику за оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан, складывается из компенсации денежных средств в порядке п.п. 3.4. и 5.1. Постановления Администрации Тамбовской области N 801 и составляет 50% - средства, поступившие в доход бюджета Тамбовской области от продажи талонов, 50% - средства бюджета Тамбовской области по взятым на себя расходным обязательствам.
В соответствии со статьями 426, 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором, истец не вправе был отказаться от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги по перевозке с соблюдением прав отдельной категории граждан на льготный проезд вне зависимости от наличия заключённого договора на предоставление субсидий и объёмов финансирования соответствующих расходов в областном бюджете.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1838/13 от 25.06.2013.
Истец осуществлял перевозку пассажиров с соблюдением прав отдельных категорий граждан на льготный проезд и предъявил исковые требования о взыскании расходов (убытков), утверждая, что расходы на такую перевозку ему возмещены не в полном объёме.
13.06.2017 по результатам проведения открытого конкурса между ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" и ООО "Тамбовский центр регионального развития" (ООО "ЦРР-Тамбов") был заключён договор аутсорсинга с правом получения субсидий из бюджета Тамбовской области, по условиям которого ООО "ЦРР-Тамбов" передана функция по формированию электронного реестра льготных талонов, предоставленных в ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" от перевозчиков, в том числе от ООО "Транзит 68/18".
После поручения талонов от перевозчика, ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" ежедекадно передавало полученные талоны по акту приема-передачи аутсорсеру для формирования электронного реестра.
После получения сформированного электронного реестра, ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" производило его сверку с программным комплексом "Сверка реестров льготных талонов". Данный программный комплекс осуществляет сверку талонов из электронного реестра перевозчиков с базами данных выпущенных талонов и с базой данных электронных реестров талонов перевозчиков.
Талоны в результате сверки не принимаются к возмещению по двум причинам: талон отсутствует в базе данных выпущенных талонов; талон уже присутствует в базе данных электронных реестров талонов перевозчиков и уже принят к возмещению.
По результатам сверки формируется протокол сверки реестров льготных талонов.
В частности, установлено, что по итогам проведенной сверки предъявленных истцом талонов по сериям и номерам, и талонов, уже внесенных в электронный реестр и оплаченных ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" другим перевозчикам, выявлены талоны, которые не реализовывались распространителем, а также талоны, количество которых превысило количество выпущенных талонов.
Как следует из материалов дела, истцом в качестве доказательства выполнения обязательств представлены акты оказанных услуг и соответствующие талоны. При этом, ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" данные акты подписаны с протоколами разногласия, согласно которым разница составила 100 325 руб.
В силу части 2 статьи 786 ГК РФ и п. 1 ст. 20 Федерального закона N 259-ФЗ от 08.11.2007 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Пунктом 42 утверждённых постановлением Правительства РФ N 112 от 14.02.2009 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Правила перевозки) определено, что проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Билет должен содержать обязательные реквизиты: наименование, серию, номер; наименование организации, его выдавшей; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; стоимость (п. 43 Правил перевозки).
В качестве доказательства оказания услуг истцом были представлены акты оказанных услуг, путевые листы, подтверждающие факт выезда автобуса на маршрут, и билетно-учётные листы за период июнь-июль 2017 года, по представленным документам ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" проведена сверка.
Как следует из материалов дела, разногласия у сторон по оплате возникли в результате предоставления "задвоенных" билетов, то есть талонов, которые по результатам сверки не реализовывались распространителем, а так же количество которых превысило количество выпущенных талонов, талоны которые уже присутствовали в реестре и были оплачены иному перевозчику.
Представленные ООО "Транзит 68/18" билетно-учётные листы содержат только количественные показатели, то есть в них указано общее количество реализованных льготных талонов номиналом 7,5 руб. и номиналом 15 руб., но отсутствует информация о сериях и номерах талонов.
Из анализа билетно-учётных листов не представляется возможным сделать вывод о том, что они подтверждают факт перевозки именно по талонам, в отношении которых ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" составлены протоколы разногласий и не произведена оплата.
Судом первой инстанции правомерно приняты данные, содержащиеся в протоколах сверки реестров льготных талонов, а также информация о непринятых талонах, оплаченных ранее другим перевозчикам, подтверждающие количество перевезенных лиц, пользующихся льготами, за спорный период.
Исследовав в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, оценив конкретные обстоятельства дела и доводы сторон, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что расходы по предоставлению льгот на общую сумму 100 325 руб. недоказанными истцом.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, каких-либо доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку его законности и обоснованности, либо опровергали выводы арбитражного суда области, заявитель не привёл.
По мнению суда апелляционной инстанции, оценка доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с правилами, установленными статьёй 71 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции не усматривает причин для переоценки правомерных выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.01.2020 по делу N А64-8400/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транзит 68/18" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8400/2017
Истец: ООО "Транзит 68/18"
Ответчик: ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан", Управление труда и социального развития Тамбовской области, Управление Федерального казначейства по Тамбовской области в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Администрация Тамбовской области, Финансовое управление Тамбовской области, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области