город Москва |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А40-323416/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного бюджетного учреждения
по эксплуатации высотных административных и жилых домов
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26 февраля 2020 года по делу N А40-323416/19
по иску Публичного акционерного общества
"Московская объединенная энергетическая компания"
(ИНН 7720518494, ОГРН 1047796974092 )
к Государственному бюджетному учреждению
по эксплуатации высотных административных и жилых домов
(ИНН 7730199840, ОГРН 1167746299820 )
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Тищенко Е.В. по доверенности от 13.03.2019 б/н,
от ответчика Журавлев А.В. по доверенности от 09.01.2020 N 19,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ГБУ "ЭВАЖД" о взыскании задолженности в размере 25 090 717,25 руб., неустойки в размере 2 348 215,41 руб., неустойки с 21.02.2019 по 19.02.2020, неустойки с 20.02.2020 по дату фактической оплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 26 февраля 2020 года по делу N А40-323416/19 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Истцом был подан отзыв, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы Ответчика, просит решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам, просил отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт.
Представитель Истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между ПАО "МОЭК" (теплоснабжающая организация) и ГБУ "ЭВАЖД" (потребитель) заключены договоры теплоснабжения N 01.150002ТЭ от 21.12.2015, N 01.065028ТЭ от 13.05.2016, N 01.06552ТЭ/01 от 11.11.2015, N 01.065053 ТЭ от 11.11.2015, N 01.065043 ТЭ от 21.10.2015, N 01.065046 ТЭ от 27.10.2015, N 01.150045ТЭ от 13.05.2016, N 01.095078 ТЭ от 24.12.2015, N01.065091 ТЭ от 25.12.2015 согласно условиям, которых теплоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю тепловую энергию и теплоноситель, а исполнитель обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
В соответствии с п. 5.5 договоров окончательный расчет за поставленный ресурс производится потребителем в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Из материалов дела следует, что ПАО "МОЭК" по договорам N 01.150002ТЭ от 21.12.2015, N 01.065028ТЭ от 13.05.2016, N 01.06552ТЭ/01 от 11.11.2015, N 01.065053 ТЭ от 11.11.2015 г., N 01.065043 ТЭ от 21.10.2015 г., N 01.065046 ТЭ от 27.10.2015, N 01.150045ТЭ от 13.05.2016, N 01.095078 ТЭ от 24.12.2015, N01.065091 ТЭ от 25.12.2015 поставил ответчику тепловую энергию общей стоимостью 25 233 761,59 руб. определенной с использованием приборов учета, а при отсутствии приборов учета в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и согласованными сторонами условий договора.
Факт поставки тепловой энергии подтверждается представленными в материалы дела актами приемки-передачи энергоресурсов составленными с использованием данных посуточных ведомостей с приборов учета, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
После подачи искового заявления ответчиком произведена частичная оплата, в связи с чем, задолженность ответчика перед истцом составила 25 090 717,25 руб.: по договорам N 01.150002ТЭ от 21.12.2015 за период январь 2019 - июнь 2019 в размере 2 255 938,56, N 01.065028ТЭ от 13.05.2016 г. за период с январь 2019 - июнь 2019 г. в размере 1 128 755,83 руб., N 01.06552ТЭ/01 от 11.11.2015 за период с январь 2019 - июнь 2019 в размере 1 590 993,54 руб., N 01.065053 ТЭ от 11.11.2015 за период январь 2019 - июнь 2019 г. в размере 3022341,61 руб., N 01.065043 ТЭ от 21.10.2015 г. за период с январь 2019 г. - июнь 2019 г. в размере 1 247 544,80 руб., N 01.065046 ТЭ от 27.10.2015 за период с январь 2019 - июнь 2019 в размере 1 405 358,26 руб., N 01.150045ТЭ от 13.05.2016 за период с январь 2019 - июнь 2019 2 737 734,37 руб., N 01.095078 ТЭ от 24.12.2015 за период с январь 2019 - июнь 2019 в размере 2 122 037,46 руб., N01.065091 ТЭ от 25.12.2015 за период с январь 2019 - июнь 2019 в размере 9 580 012,82 руб.
Ответчик свои обязательства по оплате исполнил не в полном объеме, в связи с чем, за ответчиком образовалась задолженность в размере 25 090 717,25 руб., которая фактически ответчиком не оспорена.
Так же из материалов дела следует, что в адрес ответчика была направлена претензия о погашении образовавшейся задолженности, которая оставлена им без ответа.
В соответствии со ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Поскольку доказательства оплаты названной суммы задолженности ответчик не представил, Девятый арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика пени в размере 2 348 215,41 руб., неустойки, рассчитанной с 20.02.2020 по дату фактической оплаты задолженности исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьями 8 и 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В суде первой и апелляционной инстанции Ответчиком в материалы дела доказательств оплаты представлено не было, иск оспорен не был.
Довод жалобы о том, что ПАО "МОЭК" в спорный период выставляло Ответчику счета для оплаты тепловой энергии по фактическим показателям, а не из расчёта по 1/12, как производит МФЦ населению, является необоснованным.
В спорный период расчеты за тепловую энергию между Истцом и Ответчиком осуществлены с учетом положений жилищного законодательства и Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, вступивших в действие с 07.03.2012 (далее - Правила N 124).
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Постановлением Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП были внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 в соответствии с которыми объем поставленной тепловой энергии для нужд отопления в каждый месяц календарного года определяется в соответствии с Правилами N 124, как произведение объема поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления и коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2017 года.
В соответствии с п. 25(1). Правил N 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил;
(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).
В согласованных с Ответчиком актах приемки - передачи энергоресурсов по договорам указано количество тепловой энергии, фактически поставленное в расчетном периоде, а также количество ресурса, подлежащее оплате за расчетный период, рассчитанное как среднемесячный объем тепловой энергии за предыдущий год. В соответствии с показаниями прибора учета делается корректировка. В связи с чем, расчет Истца выполнен верно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в многоквартирных домах (далее - МКД) регулируются жилищным законодательством (пункт 10 части 1 статьи 4, часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно статьям 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за потребленную тепловую энергию для нужд отопления и горячую воду.
Собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ). Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства МКД; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в МКД управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая организация. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пункта 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается в качестве выполнения потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплаты задолженности по коммунальным услугам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2020 года по делу N А40-323416/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-323416/2019
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЫСОТНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ