г. Санкт-Петербург |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А42-11757/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Медведевой И.Г., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куляевым С.Д.,
при участии:
- от истца: не явился (извещен)
- от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3864/2020) Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.12.2019 по делу N А42-11757/2019,
принятое по иску акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУЖКХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", Учреждение) о взыскании 44 102 268,7 руб. долга и 395 082,82 руб. неустойки, неустойки по ставке, определенной правилами пункта 6.4 статьи 13 и пункта 6.4 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" исходя из суммы основного долга, составляющей на день принятия решения 44 102 268,7 руб. с 20.12.2019 до фактической оплаты долга.
Решением суда от 23.12.2019, с учетом определения об исправлении опечатки от 23.12.2019 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить.
Податель жалобы указывает, что при расчете объема оказанных услуг истцом необоснованно завышены объемы водоснабжения.
Так, при расчёте кольцевых сетей для упрощения и облегчения гидравлических расчётов предполагают, что потребители отбирают воду только в узлах сети.
Это означает, что равномерно распределённые по длине (трубопровода) путевые расходы заменяют эквивалентными им сосредоточенными узловыми расходами. Трубопровод диаметром 400 мм фактически не участвует в водоснабжении потребителей военного городка N 1 Гаджиево.
Прибор учета UFM 005/400-2260-20-А зав. N 7049 установлен на магистральном водопроводе в точке "ПУРХ Водомерная камера (КПП-10)". Под учет данного прибора попадают все объекты г. Гаджиево, подключенные к системе водоснабжения АО "ГУ ЖКХ", включая Минобороны России, жилищный фонд и прочих потребителей.
Водомерный узел US800 N 5001 в камере (КПП-10) и водомерный узел СТВХ-150 N 137175 в камере (КПП-2) установлены после прибора UFM 005/400-2260-20-А зав. N 7049 на кольцевом трубопроводе по направлению движения воды и последовательно учитывают один и тоже объем.
При определении ответчику объемов воды ТП "Водоканал" проводил начисления по объектам гарнизона Гаджиево путем суммирования объемов воды, определенных по разнице показаний всех приборов учета, не учитывая принципиальной схемы водоснабжения гарнизона.
Данные обстоятельства привели к значительному увеличению предъявленных к оплате объемов и стоимости услуг.
Помещения Минобороны России ул.Строителей, д.39 не имеют подключения непосредственно к сетям ТП "Водоканал. Войсковой частью используются два помещения первого этажа 4-х этажного здания. Здание находится в муниципальной собственности. Помещения переданы Министерству обороны Российской Федерации по договору безвозмездного пользования.
Диаметр ввода холодного водоснабжения по помещению в/ч 13090, п.Оленья Губа, ул.Строителей, д.39 составляет 15 мм. Основания для расчёта объема по пропускной способности трубопровода диаметром 50 мм, отсутствуют.
В соответствии с актом приема передачи нежилые помещения приняты в/ч 13090 09.04.2018. Заявка на установку прибора учета поступила 18.05.2019 (N 1866 от 18.05.2018), заявка на внесение изменений в паспорт военного городка N 2063 поступила 04.06.2018.
Таким образом, по утверждению заявителя, указанный объект не передан в эксплуатацию ответчику, и законные основания для оборудования прибором учета помещения у учреждения отсутствовали.
Расчёт по сечению трубы 100 мм в точке присоединения трубопровода Филиала (объект казарма N 1) недопустимо, поскольку на объекте установлен прибор учёта воды диаметром 40 мм.
При такой схеме присоединения водопроводный диаметром 100 мм не может пропустить при заданном режиме за определённое время большее количество воды, чем трубопровод, включающий в себя участок сети с прибором учёта диаметром 40 мм.
Неисправность прибора учёта ВСХ-40 N 12571537 ВСХ-40 N 11515108 по данным ТП "Водоканал" наступила 28.10.2016, до момента установления отношений между участниками единого договора.
Прибор учёта US-800 N 5002 в/г N 3 Заозёрск неисправен (по данным ТП "Водоканал") с 04.01.2017.
Под учётом прибора находятся объекты Минобороны России: 942 ОМИС СФ (обеспечение ГТС причального фронта); ВВЧ (инв. N 34); зарядовые N N 1,2; санпропускник (инв. N 30); ПРК N N 14-16,18 (инв. N 41), 19 (инв. N 42); ЛТК N N 1 (инв.N 38), 3 (инв. N 45).
Перечисленные объекты также находятся под учётом прибора ВСХН-150 N 17357985.
Система водоснабжения в военном городке N 3 Заозёрск является кольцевой и имеет в своём составе "верхний" и "нижний" водоводы.
Обеспечение холодным водоснабжением потребителей в/г N 3 Заозёрск осуществляется по "нижнему" водоводу, через приборы учёта, подключенные по направлению движения воды последовательно.
"Верхний" магистральный водовод является резервным. Отсекающие задвижки ТП "Водоканал" на резервном водоводе неисправны что при увеличении давления в сети приводит к изменению направления движения воды.
Прибор учёта воды СТВХ-100 зав. N 257330275 установлен на котельной инв. N 10 после приборов учёта: US-800 N5002 и ВСХН-150 зав. N 17357985.
Таким образом, по мнению ответчика, по объектам в/г N 3 Заозёрск ТП "Водоканал" проводил начисления путём суммирования объёмов воды, определённых по разнице показаний всех приборов учёта, не учитывая принципиальной схемы водоснабжения военного городка.
По мнению ответчика, данные обстоятельства привели к значительному увеличению предъявленных к оплате объёмов и стоимости услуг.
В отсутствие бесспорных доказательств водопотребления ответчиком в большем объеме, чем согласовано в Контракте, действия истца, как полагает заявитель, свидетельствуют о необоснованности, явном завышении объемов водопотребления, предъявленных ответчику по пропускной способности.
14.02.2020 в суд от представителя истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представители сторон. извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25.02.2019 между истцом (Организация ВКХ) и ответчиком (Абонент) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 51-02-130/П (далее - Контракт), согласно условиям которого, истец принял на себя обязательства подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод, а ответчик обязательства оплачивать указанные услуги (пункт 1. Договора).
Разделом 5 Контракта стороны согласовали порядок учета предоставленных коммунальных услуг по установленным приборам учета, если иное не предусмотрено правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемых Правительством РФ, в том числе, когда коммерческий учет осуществляется расчетным способом.
Сведения о приборах учета приведены в Приложении N 4 к Контракту.
Расчетным периодом признается календарный месяц. Оплата производится до 25 числа месяца, следующего за расчетным на основании платежных документов, выставленных истцом не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 8 Контракта).
Объектами снабжения коммунальными услугами по Контракту являются потребители Министерства обороны РФ расположенные в гарнизонах ЗАТО Александровск (г. Полярный, г. Гаджиево, н.п. Оленья Губа), ЗАТО Видяево и ЗАТО Заозерск.
В Приложении N 2 к Контракту стороны согласовали гарантированный объем подачи Коммунальных ресурсов на объекты по Контракту, а в Приложении N 4 установленные приборы учета на объектах ответчика.
В соответствии с пунктом 7 Контракта оплата производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством РФ.
В пункте 55 Контракта стороны согласовали, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по оплате ответчик обязан оплатить пени, 3 порядок исчисления которых, согласно указанного пункта договора, стороны согласовали в полном соответствии с порядком исчисления определенном пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
Контракт подписан сторонами с протоколом разногласий, которые стороны не урегулировали.
В протоколе согласования разногласий к Контракту подписанному истцом, неурегулированным остался пункт 67 Контракта (согласно позиции ответчика по спору).
Оказав в августе 2019 года предусмотренные Контрактом услуги, истец выставил ответчику к оплате, по утвержденным для истца Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области тарифам, счет-фактуру от 31.08.2019 N Р0000003416 на сумму 45 664 594,39 руб.
Объемы поданных коммунальных ресурсов истцом определены по предоставленным ответчиком сведениям о показаниях установленных приборов учета, за исключением объектов по которым на основании актов, коммерческий учет осуществлен расчетным способом или по пропускной способности сети, в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (в отношении объектов, где истекли межповерочные сроки поверки приборов учета или приборы учета неисправны).
Предъявленная претензия на указанную сумму по счету оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
За нарушение сроков оплаты оказанных услуг, истец, на основании пункта 55 Контракта, начислил ответчику неустойку за период с 08.10.2019 по 19.12.2019, которая предъявлена ко взысканию вместе с основным долгом.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, как сделанных на основании полного исследования и оценки материалов дела (представленных доказательств), отмечая при этом, что в апелляционной жалобе не содержится каких-либо доводов, которые опровергали бы исковые требования по существу.
Судом установлено, что на ряде объектов ответчика имеются приборы учета поставленных коммунальных ресурсов. Объемы оказанных услуг истец в соответствии с условиями Контракта определял по показаниям приборов учета, а где приборы отсутствовали расчетным способом по согласованным нагрузкам. На объектах где истекли сроки поверки приборов (по истечению сроков определения объемов по средним значениям) или приборы учета вышли из строя в связи с неисправностью объемы водоснабжения истец определил по расчетным способом по пропускной способности сети - сечению трубы.
Позиция ответчика по настоящему делу сводится, в том числе, к тому, что по его мнению объемы спорных коммунальных услуг истцу следовало определять по согласованным сторонами гарантированным объемам коммунальных услуг, а не по пропускной способности сети.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 ГК РФ).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета.
Объемы отпущенных коммунальных ресурсов и их стоимость, заявленные истцом в рамках спора, ответчиком не опровергнуты.
В соответствии с условиями договора обязанность по установке приборов учета возложена на ответчика. Поскольку последним приборы учета на спорных объектах не были установлены, расчет объема отпущенной холодной воды был произведен истцом с учетом пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения в соответствии с пунктом 16 Правил N 776.
Факт неисправности приборов учета на спорных объектах подтвержден актами проверки рабочего состояния приборов учета воды.
В соответствии с требованиями пункта 16 Правил 776 в письмах истец неоднократно уведомлял ответчика о неисправности приборов учета.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не предоставил доказательства в подтверждение того, что водопроводный ввод диаметром 400 мм не участвует в водоснабжении военного городка N 1 в г. Гаджиево", и что истец суммирует объемы воды, поставленной по магистральным трубопроводам диаметром 200 мм, 30 мм, 400 мм.
Ответчик не опроверг возражения истца о том, что отключение водопроводного ввода диаметром 400 мм может повлечь негативные последствия для обеспечения безопасности, включая перемерзание всей системы водоснабжения в зимний период, и тот факт, что распределение объектов военного городка N 1 в г. Гаджиево по диаметрам водопроводных вводов 150,300 и 400 мм закреплено государственными контрактами на водоснабжение и водоотведение.
При расчете по п. 16 Правил N 776 методом учета пропускной способности, истцом применялся диаметр трубы не 400 мм, как утверждает в жалобе ответчик, а диаметры водопроводных труб, непосредственно входящих в конечные объекты, закрепленных государственным контрактом за трубопроводом диаметром 400 мм. Указанные диаметры водопроводных вводов на объекты установлены актом совместного обследования спорных объектов Минобороны, обслуживаемых ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в гарнизоне Г'аджиево от 25.06.2019, в связи, с чем истец в ходе судебного заседания уточнил исковые требования в сторону уменьшения.
Таким образом, приведенный истцом расчет не может нарушать прав ответчика, поскольку выполнен с учетом меньшего диаметра трубопроводов. Фактически уменьшая пропускную способность трубы, истец, как следствие, уменьшил расчетный объем потребления воды.
Вопреки утверждению ответчика, при расчете по п.16 11равил N 776 методом учета пропускной способности, истцом применялся диаметр трубы непосредственно входящей в спорный объект. Указанный диаметры установлен актом от 25.06.2019 совместного обследования спорных объектов Минобороны, обслуживаемых ФГБУ "ЦЖКУ" Согласно данному акту, истец произвел перерасчет, что повлекло уменьшение суммы задолженности.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.12.2019 по делу N А42-11757/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-11757/2019
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: ЖКС N4 (г. Полярный) ФГКУ "ЦЖКУ" МО РФ по ОСК СФ, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: АО Т/П "Водоканал " " Главное управление жкх"