г. Москва |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А40-270899/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арес"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2020, принятое судьей Сизовой О.В. (84-2157) по делу N А40-270899/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арес"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г.Москве
третье лицо: открытое акционерное общество "Российский железные дороги"
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: от третьего лица: |
Сидорова Я.И. по дов. от 27.12.2019; Борисов Г.А. по дов. от 26.03.2020; |
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по г. Москве о признании недействительным решения от 26.09.2019 по делу N 077/07/00-10640/2019 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представители антимонопольного органа и ОАО "РЖД" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Заявитель своего представителя для участия в судебном заседании не направил, извещен о времени и месте его проведения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей антимонопольного органа и ОАО "РЖД", рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (заказчик) было 09.09.2019 размещено в единой информационной системе извещение N 31908283509 о проведении предварительного квалификационного отбора без ограничения срока подачи заявок в электронной форме N 5/ПКОЭ-ЦБЗ/19 организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по обеспечению устойчивого функционирования транспортного комплекса ОАО "РЖД" от противоправных (неправомерных) действий (бездействий) угрожающих деятельности транспортного комплекса в 2020-2024 гг. по 16 направлениям (по числу железных дорог).
ООО "Арес" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика при проведении названного квалификационного отбора, ссылаясь на то, что установленные в квалификационной документации квалификационные критерии и порядок оценки квалификационных заявок участников (приложение N 1.3 к квалификационной документации) приводят к необоснованному ограничению конкуренции, предоставляя отдельным участникам, относящимся к субъектам крупного бизнеса, преимущества в прохождении отбора по сравнению с субъектами малого и среднего предпринимательства, не обладающими значительными материальными и трудовыми ресурсами, а также разветвленной сетью структурных подразделений и имеющими интерес в заключении договора с заказчиком по одному или нескольким направлениям.
Решением от 26.09.2019 по делу N 077/07/00-10640/2019 антимонопольный орган признал жалобу ООО "Арес" необоснованной, придя к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений законодательства о закупках.
Антимонопольный орган исходил из того, что установленные документацией квалификационные критерии и порядок оценки направлены на выявление участников, которые способны удовлетворить потребности заказчика в соответствующих услугах; сама же по себе невозможность прохождения отбора отдельными участниками не имеющими необходимого опыта и ресурсов для их оказания не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа, изложенными в оспариваемом решении, признав, что установленные заказчиком в документации критерии и порядок оценки заявок не противоречат целям и принципам законодательства о закупках и не привели к невозможности для заявителя участвовать в проведении квалификационного отбора наравне с иными участниками закупки.
Апелляционный суд вопреки доводам, изложенным в жалобе, считает правильными указанные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
В настоящем случае, как верно установлено судом первой инстанции, установленные заказчиком в квалификационной документации критерии отбора, а именно:
- опыт оказания услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (максимальное количество баллов - 40);
- квалификация персонала (максимальное количество баллов - 10);
- наличие на момент подачи заявки кинологов, обеспечивающих при помощи кинологических собак, подготовленных для поиска взрывоопасных веществ с целью реагирования на сообщения о заложенных взрывчатых веществах, поиск взрывоопасных веществ (максимальное количество баллов - 4);
- членство в саморегулируемых организациях в области обеспечения транспортной безопасности (максимальное количество баллов - 20);
- наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (максимальное количество баллов - 16);
- наличие разрешительных документов на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения для видов работ (услуг) по эксплуатации источников ионизирующего излучения для досмотра багажа и товаров (максимальное количество баллов - 10)
характеризуют квалификационный уровень исполнителя и позволяют судить о наличии у него реальной, а не абстрактной возможности оказать соответствующие услуги как по каждому конкретному направлению, так и одновременно по нескольким направлениям, в связи с чем их использование с целью осуществления отбора исполнителей для последующего участия в закупочных процедурах с ограниченным участием является обоснованным.
Данные критерии применяются для оценки заявок, поданных всеми участниками, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Сама же по себе невозможность прохождения отбора отдельными участниками, заявки которых, исходя из указанных критериев, получили количество баллов ниже установленного заказчиком в документации порогового значения, составляющего 80 баллов, как правомерно указано антимонопольным органом и судом первой инстанции, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
В данном случае при оценке квалификационной документации антимонопольным органом приняты во внимание данные о параметрах и характеристиках проводимого отбора и сделаны обоснованные выводы о том, что установленные критерии и порядок оценки заявок отражают действительные потребности заказчика в получении необходимого объема услуг надлежащего качества, в связи с чем не могут рассматриваться как нарушающие цели и принципы, закрепленные в Законе о закупках.
Доводы, изложенные ООО "Арес" в заявлении, поданном в суд, и апелляционной жалобе, по существу связаны с иной оценкой им данных обстоятельств и не свидетельствуют о неправомерности выводов антимонопольного органа, изложенных в оспариваемом решении.
При этом обстоятельств, свидетельствующих о том, что соответствующие критерии и порядок оценки были установлены с целью обеспечить прохождение отбора каким-то конкретным хозяйствующим субъектом, в частности федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", вопреки доводам заявителя в материалах дела не имеется.
Более того как следует из уведомления от 04.10.2019 N 5/ПКОЭ-ЦБЗ/19/1 об итогах рассмотрения квалификационных заявок поступивших для участия в предварительном квалификационном отборе в период с 09.09.2019 по 25.09.2019 (размещено в единой информационной системе 04.10.2019) к участию в отборе было допущено 4 участника: ООО "Гранд-Сервис", ООО "Подразделение транспортной безопасности "Фактор", ООО "Подразделение транспортной безопасности "БАРС-"СЕВЕРО-ЗАПАД", ООО "Подразделение транспортной безопасности "Кронос", на стороне каждого из которых выступали несколько юридических лиц; при этом все указанные участники были признаны прошедшими указанный отбор, набрав более 80 баллов по каждому из лотов, что объективно свидетельствует о возможности прохождения отбора участниками, в отдельности не удовлетворяющими установленным заказчиком критериям путем подачи коллективной заявки.
При этом, как верно установлено судом, заявителем также была подана коллективная заявка на участие в вышеназванном квалификационном отборе (совместно с ООО "СТБ") по лотам N N 1-5, 7.
Из указанного уведомления об итогах рассмотрения квалификационных заявок следует, что поданная им заявка была отклонена экспертной группой заказчика, в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных им в составе заявки.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о невозможности в соответствии с избранным способом защиты восстановления каких-либо нарушенных прав заявителя и абстрактном характере предмета оспаривания, поскольку отсутствует неопределенность в сфере его правовых интересов, устранение которой возможно путем удовлетворения заявленного требования.
В этой связи, апелляционный суд считает, что в удовлетворении заявленного требования было отказано правомерно.
Учитывая изложенное, Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2020 по делу N А40-270899/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-270899/2019
Истец: ООО "АРЕС"
Ответчик: УФАС по г.Москве
Третье лицо: ОАО " РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15452/20
29.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-270899/19
18.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-270899/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-270899/19