г. Санкт-Петербург |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А56-46375/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Медведевой И.Г., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куляевым С.Д.,
при участии:
от ответчика: Клименкова М.В. по доверенности от 16.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9071/2020) ООО "Экопром" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2020 по делу N А56-46375/2019, принятое
по иску ООО "Исток"
к ООО "Экопром"
о разрешении разногласий, возникших при заключении договора водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Исток" (ОГРН 1184704006695; Ленинградская область, Всеволожский район, гп Кузьмоловский, ул. Заводская д. 3А, корп.1 оф.1; далее - ООО "Исток") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Экопром" (ОГРН 1187847090386; Санкт-Петербург, ул.Кораблестроителей д.16, корп.2 лит.А пом.41-Н оф.2А; далее - ООО "Экопром") об урегулировании возникших между сторонами разногласий при заключении договора водоотведения N 2-40-Э от 21.01.2019 года. Изложить пункт 5 раздела II договора водоотведения N 2-40-Э от 21.01.2019 года в следующей редакции: "5. Режим водоотведения определяется в соответствии с условиями подключения к системе водоотведения согласно Приложению N 2. Значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 4 к Договору, а также иным требованиям, устанавливаемым нормативно-правовыми актами в сфере водоотведения", изложить Приложение N 4 к договору водоотведения N 2-40-Э от 21.01.2019 года в редакции, предложенной ООО "Исток".
Решением суда от 20.01.2020 урегулированы возникшие между истцом и ответчиком разногласия, пункт 5 раздела II договора водоотведения N 2-40-Э от 21.01.2019 изложен в следующей редакции:"5. Режим водоотведения определяется в соответствии с условиями подключения к системе водоотведения согласно Приложению N 2. Значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N4 к Договору, а также иным требованиям, устанавливаемым нормативно-правовыми актами в сфере водоотведения", приложение N4 к договору водоотведения N 2-40-Э от 21.01.2019 изложен в редакции, предложенной ООО "Исток".
Не согласившись с решением суда от 20.01.2020, ООО "Экопром" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт.
В жалобе ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка о необходимости применения двух видов нормативов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167) и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644).
В отзыве истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Истец в соответствии с частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Исток" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый N 47:07:0505006:182, площадью 3 940 +/- 44 кв.м., по адресу: Ленинградская область. Всеволожский район, гп. Кузьмоловский, ул.Заводская, участок 3Б; земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый N 47:07:0505006:183, площадью 7 399 +/- 60 кв.м., по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, ул.Заводская, участок 3А; ангар, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, кадастровый N 47:07:0505006:140, площадью 887,8 кв.м., по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Г.П. Кузьмоловский, ул. Заводская, д. 3Б; ангар, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, кадастровый N47:07:0505006:142, площадью 864.0 кв.м., по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, ул.Заводская, д.3А, корп.1; ангар, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, кадастровый N47:07:0505006:177, площадью 893,2 кв.м., по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г п. Кузьмоловский, ул. Заводская, д. 3А, корп. 2.
В собственности ООО "Исток" находятся системы водоснабжения и водоотведения, включая систему трубопровода канализации (водоотведения), проходящего по территории земельных участков с кадастровым N 47:07:0505006:182, с кадастровым N 47:07:05050006:183 от контрольного колодца N 4 и до точек ввода в ангар с кадастровым N 47:07:0505006:140, ангар с кадастровым N 47:07:0505006:142 и ангар с кадастровым N 47:07:0505006:177. включая канализационные колодцы и все инженерное оборудование водомерного узла.
Право собственности на указанные объемы перешло к ООО "Исток" 10.05.2018 по передаточному акту от 31.07.2017 года в порядке универсального правопреемства в результате реорганизации ООО "КСС" (ИНН 4703155911) в форме выделения из него ООО "Исток".
ООО "Исток" 26.10.2018 направило заявку на заключение договора водоотведения во ФГУП "РНЦ "Прикладная химия", которое ранее являлось стороной договора водоотведения (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), заключенного с ООО "КСС".
Истец 30.11.2018 в ответ на заявку получил письмо от ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" о том, что в связи со сдачей в аренду объектов биологических очистных сооружений ООО "ЭкоПром" по договору аренды N К-1/2018 от 20.04.2018 года истцу надлежит обратиться за заключением договора водоотведения в ООО "ЭкоПром".
ООО "Исток" 21.01.2018 направило в ООО "ЭкоПром" заявку на заключение договора водоотведения.
ООО "ЭкоПром" 22.02.2019 направило ООО "Исток" два подписанных экземпляра договора водоотведения N 2-40-Э от 21.01.2019 года.
Не согласившись с содержанием некоторых пунктов предложенного договора водоотведения N 2-40-Э от 21.01.2019, ООО "Исток" 05.03.2019 направило в ООО "ЭкоПром" предложение N 09 от 01.03.2019 о заключении договора водоотведения на измененных условиях.
На предложение ООО "Исток" ООО "ЭкоПром" представило протокол разногласийN 2019-62 от 13.03.2019, в котором согласилось с некоторыми изменениями, внесенными ООО "Исток" в условия договора, в частности: Приложения N 1,2 к договору водоотведения N 2-40-Э от 21.01.2019 года приняты в редакции абонента, внесена поправка в Приложение N3 к договору водоотведения, с которой ООО "Исток" не возражает. Основные разногласия сторон возникли по формулированию условий пункта 5 раздела II договора водоотведения и Приложения N 4 к договору водоотведения.
Поскольку проект договора водоотведения, направленный абоненту в рамках процедуры урегулирования разногласий, установленной пунктом 14 Правил N 644, не соответствует той редакции, которая предложена абонентом, истец обратился в суд об урегулировании возникших разногласий при заключении договора.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, сослался на то, что имеет право устанавливать для абонента нормативы водоотведения по составу сточных вод, которое предоставлено ему Правилами N 167 и постановление Администрации МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 27.11.2018 N 139а.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 1 статьи 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
Правоотношения в сфере водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ договор водоотведения относится к публичным договорам.
В части 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ определены существенные условия договора водоотведения.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 (редакции от 29.06.2017) "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" утверждена типовая форма договора водоотведения.
Раздел II типового договора водоотведения "Сроки и режим приема сточных вод" в пункте 5 устанавливает, что сведения о режиме приема сточных вод указываются в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения по форме согласно Приложению N 3". Никакой информации или требований по составу сточных вод, принимаемым в централизованную систему водоотведения, указанный раздел типового договора не содержит.
Поскольку ответчик настаивал на наличии в договоре положений о составе сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, то формулировка, предложенная истцом в протоколе разногласий от 01.03.2019, взята из подпункта "б" пункта 113 Правил N 644, которые в силу прямого указания пункта 4 статьи 426 ГК РФ являются обязательными для исполнения сторонами.
Подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644 предусмотрено, что значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Таким образом, редакция истца не противоречит обязательным установленным федеральным законодательством правилам для договоров водоотведения.
Редакция пункта 5 раздела II договора водоотведения, предложенная ответчиком, не соответствует ни утвержденного типовому договору водоотведения, ни Правилам N 644, ни иным нормативным актам, принятым в области водоотведения и обязательным для исполнения абонентом.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения.
Из пункта 1 статьи 14 Закона N 416 следует, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно подпункту 9.1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях
В соответствии с частью 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1), порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов (пункт 8.2).
Приведенные нормы - подпункт 9.1 части 1 статьи 6, пункты 8.1, 8.2 части 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ и вступили в силу с 01.01.2019.
С 01.01.2019 утратила силу глава 5 Закона N 416-ФЗ "Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения", вместо которой Закон N 416-ФЗ был дополнен главой 5.1 "Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)".
Частью 2 статьи 30.1 Закона 416-ФЗ установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Редакция приложения N 4, предложенная истцом, полностью соответствует Приложению N 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, то есть, основана на положениях действующего подзаконного акта, являющегося обязательным для исполнения сторонами договора водоотведения.
Между тем, редакция приложения N 4, предложенная ответчиком, Правилам холодного водоснабжения и водоотведения (Приложение N 5) не соответствует. По нормативам, указанным в Таблице 1, приложение N 4 в редакции ответчика не имеет отсылок к нормативным актам, на основании которых оно принято, а начиная с пункта 1 по тексту приложения N 4 оно не соответствует той форме приложения, которая утверждена типовым договором водоотведения.
Таким образом, с 01.01.2019 федеральным законодательством установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления, а не организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Порядок установления нормативов должен быть раскрыт в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительством Российской Федерации, однако на момент возникновения спорных правоотношений и на сегодняшний день соответствующие изменения и дополнения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Довод подателя жалобы о том, что ООО "ЭкоПром" как уполномоченная организация водопроводно-канализационного хозяйства, наделено правом на установление для абонентов нормативов состава сточных вод согласно пункту 61 Правил N 167 апелляционным судом не принимается, поскольку вступившими в силу с 01.01.2019 изменениями в Закон N 416-ФЗ установлены иные правила установления нормативов состава сточных вод. Правила N 644 не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать соответствующие полномочия на установление нормативов состава сточных вод организации водопроводно-канализационного хозяйства. Данный вывод также подтверждается судебными актами по делу N А56-62372/2019 с участием истца и ответчика по настоящему делу.
Таким образом, у ООО "ЭкоПром" с 01.01.2019 отсутствовали предусмотренные законодательством полномочия и основания для установления для ООО "Исток" нормативов состава сточных вод.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено, как и доказательств соответствия установленных нормативов, требованиям законодательства, в том числе Правилам N 167.
Довод подателя жалобы на Письмо Минстроя России от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04 "Разъяснения по применению законодательства в сфере водоснабжения" судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанное письмо не имеет свойств нормативного правового акта и не может противоречить Федеральному закону, а также Постановлению правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999.
С 01.01.2019 положения данных разъяснений вступают противоречие с нормативными актами большей юридической силы (Законом N 416-ФЗ), ввиду чего также не могут применяться для урегулирования правоотношений сторон.
В подтверждение своих полномочий по установлению для абонентов нормативов водоотведения по составу сточных вод ООО "ЭкоПром" ссылается на постановление N 139а от 27.11.2018, вынесенное администрацией МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В отзыве на апелляционную жалобу, ООО "Исток" указало, что решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 03.03.2020 по делу N 2а-2712/2020 признано недействующим постановление N 139а от 27.11.2018 с момента принятия постановления Администрации МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 27.11.2018 N 139а "Об уполномочивании устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, осуществляющих сброс в централизованную систему водоотведения на территории муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области". Отменяя постановление N 139а от 27.11.2018, суд общей юрисдикции указал, что постановление не соответствует Закону N 416-ФЗ. Кроме того, на момент принятия нормативов в отношении ООО "Исток" постановление N 139а от 27.11.2018 не надлежащим образом опубликовано, следовательно, не вступило в законную силу.
Поскольку Всеволожским городским судом Ленинградской области постановление N 139а от 27.11.2018 признано недействующим с момента его принятия, то у ООО "ЭкоПром" отсутствуют полномочия для установления нормативов водоотведения для абонентов.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, принимая во внимание то обстоятельство, что доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в документах, представленных истцом в обоснование требований к должнику, не представлено, суд считает исковые требования обоснованными подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2020 по делу N А56-46375/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46375/2019
Истец: ООО "ИСТОК"
Ответчик: ООО "ЭКОПРОМ"