г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А56-86066/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М., судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Капустиным А.Е.,
при участии:
от истца - Астафуров П.С. (протокол от 30.06.2023 N 1),
от ответчика - Земский Е.Е. по доверенности от 26.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39386/2023) товарищества собственников жилья "Гражданка-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2023 по делу N А56-86066/2022, принятое по иску товарищества собственников жилья "Гражданка-2" к акционерному обществу "Невский экологический оператор" об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Гражданка-2" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1264572-2022/ТКО (далее - договор), а именно:
- изложить пункт 4.1 договора в следующей редакции: "Учет объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учёта объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путём исходя из количества контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твёрдых коммунальных отходов";
- исключить из таблицы раздел раздела 2 "Информация о размещении мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов/места (площадки) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним" приложения N 1 к Договору столбцы:
- "Объем контейнера";
- "Тип контейнера";
- "Количество контейнера";
- "Метод учета (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров)";
- изложить первый абзац после таблицы раздела 2 Приложения N 1 к договору в следующей редакции: "периодичность вывоза твердых коммунальных отходов для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- изложить третий абзац после таблицы раздела 2 Приложения N 1 к договору в следующей редакции: "Периодичность вывоза ТКО для потребителей может корректироваться региональным оператором в зависимости от количества образуемых отходов и сезонности с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и недопущения захламления мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, указанные изменения в периодичности вывоза ТКО должны быть согласованы сторонами";
- добавить после таблицы раздела 2 Приложения N 1 к договору четвертый абзац (дополнительный абзац) следующего содержания: "Объём транспортируемых ТКО устанавливается расчётным путём, исходя из количества контейнеров для складирования твёрдых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТКО, при этом количество контейнеров определяется в соответствии с действующим законодательством и с учётом периодичности вывоза ТКО".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2023 урегулированы разногласия, возникшие между истцом и ответчиком при заключении договора, спорные условия договора изложены в следующей редакции:
- пункт 4.1 в редакции ответчика изложен в редакции ответчика, а именно: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО, такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения.".
первый абзац после таблицы раздела 2 приложения N 1 к договору в редакции истца: "Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства.".
третий абзац после таблицы раздела 2 приложения N 1 к договору в редакции ответчика: "Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов для потребителей может корректироваться региональным оператором в зависимости от количества образуемых отходов и сезонности с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и недопущения захламления мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.".
В остальной части требования истца оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что подлежат удовлетворению требования истца в части учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования твёрдых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твёрдых коммунальных отходов.
Апеллянт указал, что ответчик разместил по своей инициативе в месте накопления ТКО контейнеры для раздельного сбора ТКО, обеспечил вывоз раздельного ТКО, истец стал осуществлять раздельное накопление ТКО и подавать заявки на вывоз, следовательно, по мнению апеллянта, ответчик и истец, совершив конклюдентные действия, тем самым вступили в правоотношения по раздельному накоплению ТКО. Также апеллянт полагает, что региональный оператор злоупотребляет своим доминирующим положением.
Определением от 08.04.2023 ввиду временной нетрудоспособности судья Орлова Н.Ф. заменена на судью Мельникову Н.А., рассмотрение дела произведено сначала.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 производство по апелляционной жалобе приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы товарищества собственников жилья "Дом Альянса" по делу N А56-64923/2022.
Арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено (статья 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Коллегия судей, установив, что основания для приостановления производства по апелляционной жалобе в настоящий момент отсутствуют, пришла к выводу, производство по апелляционной жалобе подлежит возобновлению, в связи с чем протокольным определением от 09.04.2024 возобновила производство по жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика против ее удовлетворения возражал.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 АПК РФ, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, письмом от 16.03.2022 N КОП/2022-3427 ответчик направил истцу проект договора, согласно которому ответчик (региональный оператор) обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении N1 к договору, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а истец (потребитель) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Не согласившись с условиями договора, истец направил в адрес ответчика протокол разногласий от 30.03.2022 к проекту договора. Письмом от 27.07.2022 N КОП/2022-15939 ответчик направил истцу протокол урегулирования разногласий к договору. Поскольку стороны не урегулировали возникшие при заключении договора разногласия, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыв на жалобу, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В силу пункта 8(10) Правил N 1156 Типовой договор может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами N 505.
Согласно этим Правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1)
Пунктом 5 тех же Правил предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Частью 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется, помимо самого Закона, также нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (статья 5 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, принимаемые Российской Федерацией в лице уполномоченных органов государственной власти правила коммерческого учета ТКО, исходя из принципа субординационной коллизии нормативных правовых актов, не могут противоречить Закону N 89-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Осуществляя правовое регулирование в области обращения с отходами, Закон N 89-ФЗ в статье 3 устанавливает основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, одним из которых является использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот (абзац шестой пункта 1).
Наряду с этим пунктом 8 Правил N 505, принятых во исполнение статьи 5 Закона N 89-ФЗ, предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов, что согласуется с изложенными в абзаце 6 пункта 1 статьи 3 Закона N 89-ФЗ принципами государственной политики в области обращения с отходами, поскольку предусмотренный пунктом 8 Правил N 505 порядок направлен на стимулирование собственников ТКО осуществлять раздельное накопление отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) статьей 6 Закона N 89-ФЗ отнесена к компетенции субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, только при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО (пункт 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
Указанный порядок исходя из положений пункта 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, подлежит применению равным образом как для жилых домов, так и для нежилых зданий.
В городе федерального значения Санкт-Петербурге Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) утвержден распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N371-р).
Согласно пункту 1.5 Порядка N 371-р раздельное накопление ТКО - это складирование ТКО, разделенных по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов, в специально предназначенные контейнеры.
Как установлено пунктом 4.1 Порядка N 371-р, раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО отходообразователями по видам, группам однородных отходов и их складирование в местах накопления ТКО в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО.
При организации раздельного накопления ТКО может применяться пофракционная система раздельного накопления ТКО и двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО (пункт 4.3 Порядка N 371-р).
Разделом 5 Порядка N 371-р установлен порядок организации раздельного накоплении ТКО, который помимо прочего зависит от того, входит ли место накопления ТКО в состав общего имущества многоквартирного дома или нет.
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка N 371-р решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО принимается собственниками жилых и нежилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 ЖК РФ.
Согласно пункту 5.1.1 Порядка N 371-р отходообразователи до принятия решения о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, обязаны согласовать с региональным оператором систему раздельного накопления ТКО (двухпоточная или пофракционная). Для согласования системы раздельного накопления ТКО в адрес регионального оператора направляется соответствующее обращение, с указанием предлагаемой системы раздельного накопления ТКО.
Для согласования системы раздельного накопления ТКО в адрес регионального оператора направляется соответствующее обращение, с указанием предлагаемой системы раздельного накопления ТКО.
В срок не более 15 дней со дня поступления указанного обращения региональный оператор рассматривает его и направляет в адрес заявителя уведомление о возможности реализации предлагаемой системы раздельного накопления ТКО либо о необходимости применения альтернативного варианта организации системы раздельного накопления ТКО.
Как предусмотрено пунктом 5.1.2 Порядка N 371-р, решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, оформленное в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации, направляется региональному оператору не позднее 10 (десяти) дней со дня его принятия.
В силу пункта 5.1.3 Порядка N 371-р региональный оператор обеспечивает подготовку и подписание дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащего условие о раздельном накоплении ТКО, в порядке, установленном действующим законодательством.
Осуществление раздельного накопления ТКО является обязательным с даты, указанной в дополнительном соглашении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 5.1.4 Порядка N 371-р).
Из материалов дела не следует, что на дату подачи искового заявления, равно как и на дату вынесенного обжалуемого судебного акта, истец согласовал с ответчиком раздельное накопление ТКО в установленном порядке.
Коллегия судей приняла во внимание, что такие доказательства и не представлены в ходе апелляционного обжалования.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно изложил пункт 4.1 договора в редакции ответчика, обоснованно отметив, что требование истца добавить после таблицы раздела 2 приложения N 1 к договору четвертый абзац (дополнительный абзац) следующего содержания: "Объем транспортируемых ТКО устанавливается расчетным путем, исходя из количества контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТКО, при этом количество контейнеров определяется в соответствии с действующим законодательством и с учетом периодичности вывоза ТКО", не подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 25 Правил N 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию ТКО являются планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2.4 Порядка N 371-р установлено, что количество мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых в местах накопления ТКО, определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. Тип мусоросборника (контейнер и бункер) определяется по согласованию с региональным оператором.
Суд первой инстанции верно констатировал, что включение ответчиком в раздел 2 приложения N 1 к договору столбцов "Объем контейнера"; "Тип контейнера"; "Количество контейнера"; "Метод учета (по нормативам накопления/по объёму и количеству вывезенных контейнеров)" соответствует требованиям Правил N 1156 и Порядка N 371-р.
Настаивая на исключении указанных столбцов из раздела 2 приложения N 1 к договору, истец не обосновал, как именно наличие в таблице названного раздела указанных столбцов нарушает его права. В связи с чем в удовлетворении данной части требований правомерно отказано судом первой инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 26(1) которого в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно пункту 3.7.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Поскольку в соответствии с подпунктом "а" пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги, периодичность вывоза ТКО не может обуславливаться техническими возможностями регионального оператора.
В соответствии с пунктом 11 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток. Кроме того, пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца об изложении первого абзаца после таблицы раздела 2 приложения N 1 к договору в следующей редакции: "периодичность вывоза твёрдых коммунальных отходов для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства".
Принимая во внимание, что требования к периодичности вывоза ТКО установлены императивно, суд первой инстанции обоснованно счел редакцию ответчика третьего абзаца после таблицы раздела 2 приложения N 1 к договору "Периодичность вывоза ТКО для потребителей может корректироваться региональным оператором в зависимости от количества образуемых отходов и сезонности с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и недопущения захламления мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов." не противоречащей законодательству.
В то же время предложенная истцом редакция данного абзаца обуславливает периодичность вывоза ТКО наличием соответствующего согласования сторон, что в отсутствие такого согласования может привести к нарушению норм права, в связи с чем в данной части требований правомерно отказано.
Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Исследовав довод истца о злоупотреблении ответчиком своим доминирующим положением в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд второй инстанции не усмотрел в действиях регионального оператора злоупотребления правом, в том числе и явного уклонения ответчика от исполнения своих обязательств.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционный суд не установил.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 146, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
возобновить производство по апелляционной жалобе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2023 по делу N А56-86066/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-86066/2022
Истец: ТСЖ "ГРАЖДАНКА-2"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10415/2024
10.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39386/2023
11.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39386/2023
08.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-86066/2022