Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 ноября 2020 г. N Ф01-13634/20 настоящее постановление оставлено без изменения
22 июня 2020 г. |
А79-14342/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.В., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Чебоксарский электроаппаратный завод" (428020, г. Чебоксары, пр. И.Я. Яковлева д. 5; ОГРН 1022101129896, ИНН 2128000600)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.03.2020
по делу N А79-14342/2019,
принятое по заявлению акционерного общества "Чебоксарский электроаппаратный завод" о признании незаконным отказа администрации города Чебоксары Чувашской Республики,
при участии в судебном заседании представителей:
акционерного общества "Чебоксарский электроаппаратный завод" Кокшарова А.Ю. по доверенности от 01.01.2020 N 211-Д-2 сроком действия по 31.12.2020,
и установил:
акционерное общество "Чебоксарский электроаппаратный завод" (далее - АО "Чебоксарский электроаппаратный завод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация, орган местного самоуправления) от 21.10.2019 N 039/з-10021 об отказе в подготовке и направлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:144 по ставке 2,5 % от его кадастровой стоимости по состоянию на 31.03.2019.
Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.03.2020 Обществу отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Чебоксарский электроаппаратный завод" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что в 2009 году орган местного самоуправления ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по передаче в собственность земельного участка под принадлежащими ему земельными участками, что привело к тому, что оказались не оформленными права на землю под двумя объектами недвижимости Общества. Вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность своего решения.
Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступили.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Установлено по делу, 31.03.2009 Администрация (продавец) заключила с правопредшественником Общества - закрытым акционерным обществом "Чебоксарский электроаппаратный завод" (покупателем) договор N 263-ЛЮ купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:148, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости.
При заключении договора N 263-ЛЮ от 31.03.2009 покупатель исходил из расположения всех принадлежащих ему объектов в границах вышеуказанного участка.
Однако в 2019 году при проведении работ по определению характерных точек принадлежащих Обществу объектов недвижимости (корпуса N 32 и здания столовой N 21) выяснилось, что данные объекты расположены в границах другого земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:144.
Полагая, что Общество имеет право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:144 на условиях, аналогичных условиям договора N 263-ЛЮ от 31.03.2009, оно 03.10.2019 обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении данного участка в собственность по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости, установленной на 31.03.2009.
Письмом от 21.10.2019 N 039/з-10021 Администрация отказала в передаче земельного участка по указанной цене.
Посчитав решение Администрации незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", положениями Земельного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность своего решения.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что 24.10.2008 закрытое акционерное общество "Чебоксарский электроаппаратный завод" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 231158 кв.м, занимаемого второй производственной площадкой, по адресу: г. Чебоксары, проспект И.Яковлева, 5, с приложением копии кадастрового паспорта земельного участка от 14.10.2008 и градостроительного заключения (том 1 л.д.102).
По данным кадастрового паспорта от 14.10.2008 земельный участок с кадастровым номером 21:01:020703:148 поставлен на учет 07.10.2008, площадь земельного участка составляла 231158+/-168 кв.м, кадастровая стоимость -193208791.14 руб., удельный показатель кадастровой стоимости руб./кв.м - 835.83 кв.м.
19.03.2009 Администрация издала распоряжение N 904-р о прекращении у Общества права аренды и приватизации земельного участка по проспекту И.Яковлева, 5.
Соглашениями от 30.03.2009 стороны расторгли договоры N 94/2107-Л от 27.05.2004 и 95/2108-Л от 27.05.2004 аренды земельного участка.
По договору N 263-ЛЮ от 31.03.2009 Администрация г. Чебоксары (продавец) в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", осуществляя полномочия по распоряжению землями, находящимися в государственной собственности, до их разграничения в установленном законом порядке, на основании распоряжения администрации г. Чебоксары от 19.03.2009 N 904-р обязалась передать в собственность закрытого акционерного общества "Чебоксарский электроаппаратный завод" (покупателя), а покупатель обязался принять и оплатить земельный участок площадью 231158 кв.м, кадастровый номер 21:01:020703:148, в границах кадастрового паспорта от 14.10.2008, расположенный в г. Чебоксары по пр. И.Яковлева, 5, относящийся к землям населенных пунктов, для эксплуатации зданий и сооружений второй промышленной площадки в собственность и оплатить его стоимость (пункт 1.1 договора).
В пункте 1.2 договора указывается, что на земельном участке находятся объекты недвижимости: нежилое кирпичное здание - корпус N 1 на II площадке завода, корпус производственный N 2, корпус производственный N 3, корпус производственный N 4, корпус производственный N 5, корпус производственный N 6, корпус производственный N 7, блок корпусов N 8, 9, 14, корпус производственный N 11, корпус производственный N 13, здание ЦПП, корпус производственный N 15, корпус производственный N 19, корпус производственный N 21, здание столовой N 21, корпус производственный N 27, корпус производственный N 31, корпус N 32, корпус N 33, корпус N 35, входящ. в корпус N 38 лесопильнотарный цех, железнодорожный путь и разгрузочная площадка, подвальное сооружение ЭНЦ, водонапорная башня с баком емк.220 куб.м, торговый павильон "Кострома" - здание (литера 22), реагентное хозяйство (литеры 13, 13А), здание депо, очистные сооружения со станцией нейтрализации, мазутохранилище, здание кузница ИМЦ-3, здание компрессорной станции, принадлежащие покупателю на праве собственности.
В силу пункта 2.1 договора продажная цена определена в соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22.12.2004 N 1494 "О внесении изменений в решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 N 1287 "Об утверждении Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления" и от 07.09.2005 N 1733, от 14.03.2006 N 142 "О внесении изменений и дополнений в решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 N 1287 "Об утверждении Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269 "О размерах платы за землю", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" и составила 4831202 руб. 20 коп. Продажная цена земельного участка рассчитана по формуле: Пц = S х Цз, где Пц - продажная цена участка, S = 231158 кв.м/ площадь земельного участка/, Цз = 20 руб. 90 коп. = 2,5% х 835,83 (удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка).
Государственная регистрация права собственности покупателя на основании договора купли-продажи произведена 14.05.2009.
Согласно информации, представленной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии, земельный участок с кадастровым номером 21:01:020703:148 09.11.2010 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:020703:172, 21:01:020703:173, 21:01:020703:174, 21:01:020703:175, 21:01:020703:176, 21:01:020703:177, 21:01:020703:178, 21:01:020703:179, 21:01:020703:180, 21:01:020703:181, 21:01:020703:182, 21:01:020703:183, 21:01:020703:184, 21:01:020703:185.
По сведениям ЕГРН и согласно техническому плану здания с кадастровым номером 21:01:020703:312, именуемого "корпус N 32", составленному 28.03.2019 кадастровым инженером ООО "Аршин" Андреевой Е.В., указанный объект недвижимости расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020703:184, 21:01:020703:196, находящихся в собственности Общества, а также земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:1059, находящегося в собственности муниципального образования "город Чебоксары - столица Чувашской Республики" и земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:144, сведения о правах на который отсутствуют (том 1 л.д. 22-33).
По данным ЕГРН и согласно техническому плану здания с кадастровым номером 21:01:020703:311, именуемого "здание столовой N 21", составленному 06.03.2019 кадастровым инженером ООО "Аршин" Андреевой Е.В., указанный объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:182, находящегося в собственности Общества, и в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:144, сведения о правах на который отсутствуют (том 1 л.д. 43-53).
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии, данных ЕГРН и технических планов указанных объектов недвижимости сообщило суду, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:144 в ЕГРН определено путем указания сведений о координатах характерных точек, объекты недвижимости с кадастровыми номерами 21:01:020703:311 и 21:01:020703:312 частично расположены в границах данного участка.
При этих обстоятельствах суд признал несостоятельной, опровергаемой материалами дела позицию органа местного самоуправления о недоказанности факта нахождения на испрашиваемом участке части принадлежащих Обществу зданий.
В данном случае Общество просит передать земельный участок с кадастровым номером 21:01:020703:144 в собственность на условиях, аналогичных выкупу земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:148 по договору купли-продажи от 31.03.2009 N 263-ЛЮ, поскольку в 2009 году Администрация не обеспечила в полном объеме реализацию права на выкуп земельного участка, занятого его объектами недвижимости.
Администрация письмом от 21.10.2019 N 039/з-10021 отказала в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:144 по стоимости, определенной в размере 2,5% кадастровой стоимости участка, ввиду отсутствия у Общества на сегодняшний день права на выкуп земельного участка по льготной цене. Выкупная цена земельного участка подлежит определению в соответствии с его действительной кадастровой стоимостью, которая составляет 2 010 156,48 руб.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно заключил, что по договору N 263-ЛЮ от 31.03.2009 Администрация г. Чебоксары передала в собственность Общества земельный участок с кадастровым номером 21:01:020703:148 на основании его заявления от 24.10.2008; площадь участка соответствует указанной в заявлении, границы определены согласно представленному Обществом кадастровому паспорту.
Общество при заключении договора купли-продажи несогласия с его условиями не выразило, подписало договор без разногласий, соответственно, права Общества по заявлению от 24.10.2008 реализованы в полном объеме.
Довод Общества о невозможности на момент заключения договора от 31.03.2009 N 263-ЛЮ получить сведения о частичном расположении принадлежащих ему объектов в границах иного земельного участка суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным, поскольку не представлено доказательств наличия препятствий для установления точного места расположения объектов недвижимости, в том числе с привлечением лиц, обладающих специальными познаниями.
Указание в договоре N 263-ЛЮ от 31.03.2009 на расположение зданий с кадастровыми номерами 21:01:020703:312 и 21:01:020703:311 на выкупаемом Обществом земельном участке с кадастровым номером 21:01:020703:148 не противоречит обстоятельствам дела, поскольку установлено частичное расположение данных объектов на указанном земельном участке.
Вместе с тем, с 01.03.2015 в действие вступил Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в подпункте 6 части 2 предусматривает, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что по общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С заявлением о выкупе спорного земельного участка истец обратился в Администрацию 03.10.2019, в связи с чем цена выкупаемого участка подлежит определению исходя из его кадастровой стоимости на указанную дату.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, оценив по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что решение Администрации об отказе в передаче в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:144 по цене, соответствующей 2,5% кадастровой стоимости по состоянию на 31.03.2009, соответствует земельному законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Общества не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.02.2020 по делу N А79-14342/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 1500 рублей суд относит на ее заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возвращению Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.03.2020 по делу N А79-14342/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Чебоксарский электроаппаратный завод" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "Чебоксарский электроаппаратный завод" (428020, г. Чебоксары, пр. И.Я. Яковлева д. 5; ОГРН 1022101129896, ИНН 2128000600) излишне уплаченную по платежному поручению от 20.03.2020 N 7079 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-14342/2019
Истец: АО "Чебоксарский электроаппаратный завод"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: "городской округ город Чебоксары Чувашской Республики" в лице его уполномоченного органа в сфере имущественных отношений - Городского комитета по управлению имуществом, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по ЧР