г. Москва |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А40-217534/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2020 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Кораблевой М.С.,
судей Валюшкиной В.В., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Гаражно-строительного кооператива N 4
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 декабря 2019 г. по делу N А40-217534/19, принятое судьей Чекмаревой Н.А.( 64-1845),
по иску Гаражно-строительного кооператива N 4 (ИНН 5046051751, ОГРН 1035009352245)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Управление Росреестра по г. Москве
о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Настина Л.С. по доверенности от 16.06.2020 уд. адвоката N 15125 от 16.03.2016, Рогозинский М.А. - председатель правления по протоколу от 11.05.2009,
от ответчика: Вахрушин Д.Г. по доверенности от 29.04.2020 диплом 107718 0527759 р/н 324 от 16.07.2015,
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительного кооператива N 4 (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении государственной услуги ГСК N 4 "предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, сооружений, строений" от 11 июня 2019 года, признании права собственности ГСК N 4 на земельный участок с кадастровым номером N 50:54:0020302:10 (равнозначен КН N 50:54:0020302:0010), площадью 1 900 кв.м, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации гаражей; местоположение: ориентир ГСК-4, Московская обл., г. Троицк, мкр. "В" - в собственность бесплатно ГСК N 4.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2019 в иске отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2019, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в иске.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав возражения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 18 декабря 2019 и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 7 мая 2019 года Гаражно-строительный кооператив N 4 (истец) обратился к Департаменту городского имущества города Москвы (ответчик) за предоставлением государственной услуги "о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно".
Однако уведомлением от 11 июня 2019 года N ДГИ-1-36911/19-1 в предоставлении государственной услуги отказано, со ссылкой на отсутствие оснований для предоставления участка бесплатно, а также на то, что предоставление участков осуществляется по заявлениям всех членов гаражного кооператива в рамках единого обращения.
Истец считает данный отказ незаконным, поскольку к обращению истцом в лице его председателя были приложены доверенности от членов кооператива.
Как указывает истец, Решением Администрации г. Троицка N 145 от 08.10.1992 года Гаражно-строительному кооперативу N 4 на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок площадью 1991 кв.м, о чем выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей N 76 от 26.10.1992 года.
В настоящее время указанный земельный участок имеет следующие характеристики: кадастровый номер N 50:54:0020302:10 (равнозначен КН N 50:54:0020302:0010), площадь 1 900 кв.м, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации гаражей; местоположение: ориентир ГСК-4, Московская обл., г. Троицк, мкр. "В".
23.06.2010 года председатель ГСК N 4 обратился в Администрацию г. Троицка с заявлением о приобретении в общедолевую собственность членов ГСК-4 вышеуказанного земельного участка, на котором расположено строение 9 "а", состоящее из 40 гаражных боксов, являющихся собственностью 39 членов кооператива.
Согласно справке о размере земельного налога МИФНС России N 14 по Московской области от 25.01.2011 года, дифференцированная налоговая ставка по состоянию на начало текущего календарного года, установленная решением Совета депутатов города Троицка Московской области от 10.11.2005 года N 96/15, составляла 0,3 %. Сумма земельного налога на спорный земельный участок площадью 1 900 кв.м, кадастровой стоимостью 8 711 766 руб. исходя из дифференцированной налоговой ставки 0,3 %, составляла 26 136 руб.
Постановлением Администрации г. Троицка Московской области N 129 от 11.02.2011 года собственникам гаражных боксов ГСК-4 в общую долевую собственность за плату был передан земельный участок с КН N 50:54:0020302:10, площадью 1 900 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: Московская обл., г. Троицк, микрорайон "В", на котором находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве собственности.
Указанным постановлением постановлено заключить с собственникам гаражных боксов договор купли-продажи земельного участка по цене, установленной в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка; собственникам гаражных боксов ГСК-4 дано указание внести плату за передаваемый в собственность земельный участок в размере 261 360 руб. по указанным в постановлении реквизитам, после чего зарегистрировать право общей долевой собственности на предоставляемый земельный участок.
В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011 N 50-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации" городом федерального значения Московской и Московской областью" территории г. Москва, г. Троицк, мкр "В" вошла в территорию г. Москвы.
07.11.2012 года и 23.04.2013 года председатель ГСК N 4 обращался в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением об оформлении договора купли-продажи земельного участка.
В ответе на указанные обращения (ответ N ДГИ-1-37452/13-1 от 02.09.2013 года) Департамент городского имущества г. Москвы сообщил, что в соответствии с пп. 1.2, 3, 6 ст. 36 ЗК РФ, п. 4 ст. 66 Закона г. Москвы от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки предоставляются в собственность по цене, равной кадастровой стоимости соответствующих земельных участков, а также указал, что для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность собственникам помещений необходимо совместно обратиться в службу "одного окна" департамента с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений" в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 года N 199-ПП.
Во исполнение приведенного выше предписания Департамента городского имущества председатель ГСК N 4 вновь обратился с заявлением в интересах членов ГСК N 4, собственников гаражей, однако уведомлением от 11 июня 2019 года ему было отказано.
Земельный участок, на котором расположены гаражи, до разграничения прав на земельные участки в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является государственной собственностью.
Истец ссылается на то, что поскольку за членами ГСК N 4 зарегистрировано право собственности на гаражные боксы, у них также и в силу положений ст. 39.20 ЗК РФ возникло право на приобретение в собственность земельного участка - на часть земельного участка, занятую этим объектом недвижимости, и необходимую для его использования.
В данном случае спорный земельный участок сформирован в установленном законом порядке, как самостоятельный объект недвижимого имущества, соответственно, его передача в собственность членам ГСК N 4 возможна и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.
Полагая, что указанный отказ Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, истец обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие двух условий -несоответствие оспариваемого акта, решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письмо Департамента городского имущества города Москвы от 11 июня 2019 года N ДГИ-1-36911/19-1 на имя истца, суд первой инстанции установил, что указанное письмо не является решением об отказе в предоставлении услуги.
Оспариваемое письмо носит разъяснительный характер в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - 59 ФЗ).
Истец не сослался на нормы права, которые были нарушены Департаментом при направлении указанного письма заявителю.
При этом, судом установлено, что обращение истца, на которое Департаментом был дан ответ от 11.06.2019 г. N ДГИ-1-36911/19-1, не является надлежащим обращением за получением государственной услуги, ввиду следующего.
В силу п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен Земельным кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее -неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Департамент, являясь функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, предоставление государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений, реализует возложенные на него полномочия в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, которым утверждены Административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг, положения которого строго соответствуют требованиям федерального законодательства.
Административные процедуры и (или) действия, установленные настоящими Административными регламентами, осуществляются в соответствии с Едиными требованиями к предоставлению государственных услуг в городе Москве, установленными Постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в г. Москве" (далее -Постановление 546-ПП).
В силу п. 5 ст.39.20 ЗК РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Согласно п. 3.3. Постановления N 546-ПП, форма запроса о предоставлении государственной услуги утверждается Административным регламентом предоставления государственной услуги.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП с 01.08.2015 прием запросов на предоставление государственных услуг от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием Официального сайта Мэра Москвы в разделе "Услуги и сервисы" https://www.mos.ru/services (далее - Официальный сайт). Услуга предоставляется только зарегистрированным пользователям после получения индивидуального кода доступа к подсистеме "личный кабинет".
Юридические лица для получения индивидуального кода доступа к Официальному сайту используют электронную подпись, соответствующую требованиям, установленным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 N 796 "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра".
Предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам по письменным обращениям произвольной формы, а также прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на бумажном носителе, запрещено законом.
Согласно ч. 2 ст. 39.14 ЗК РФ порядок и способы подачи заявлений, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 указанного Федерального закона). Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.
Нормативно-правовыми актами четко определен круг полномочий и порядок действий о возможности и порядке предоставления государственных услуг Департаментом при осуществлении полномочий в сфере имущественно-земельных отношений в городе Москве.
Из материалов дела не следует, что к заявлению о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, сооружений" были приложены документы, подтверждающие полномочия представителя действовать от имени всех членов ГСК N 4.
Истцу в установленные действующим законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан срок был дан ответ от 11.06.2019 г. N ДГИ-1-36911/19-1.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" законодательство города Москвы, в том числе, составляют приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы - правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.
Информационные письма не отнесены Законом города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" к числу ненормативных правовых актов и не могут быть признаны незаконными в судебном порядке.
Таким образом, судом установлено, что ответ Департамента на поступившее в рамках письмо истца носит сугубо информационный характер и не является решением (ненормативным правовым актом) об отказе в предоставлении государственной услуги, либо отказом в приеме документов на предоставление соответствующей государственной услуги который может быть обжалован в судебном порядке, равно как само письмо Общества не может быть признано надлежащим обращением за получением определенной государственной услуги.
В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Обязанность истца доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств фактического нарушения его прав.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, что письмо Департамента городского имущества города Москвы от 11 июня 2019 года N ДГИ-1-36911/19-1 не является разъяснительным письмом, а является отказом в предоставлении государственной услуги, отклоняется, поскольку данное письмо дано в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - 59 ФЗ), доказательств, что данное письмо является отказом истцом не представлено.
Кроме того, в соответствии со ст. 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательской давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно п. 16 Постановления N 10/22 " О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В силу ч. 2 ст. 214 ГК РФ, а также ч. 1 ст. 16 ЗК РФ, земля не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ в перечне оснований, по которым предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, такое основание, как приобретательская давность, не предусмотрено. Соответственно, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не могут быть приобретены в собственность по давности владения.
Следовательно, права на земельные участки могут быть приобретены только по основаниям, предусмотренным земельным законодательством и не предусматривает возможности приобретения права собственности на земельный участок в порядке ст. 234 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 18 декабря 2019 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2019 г. по делу N А40-217534/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217534/2019
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 4
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ