23 июня 2020 г. |
Дело N А83-18105/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2020.
В полном объёме постановление изготовлено 23.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Евдокимова И.В.,
Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Молчановой В.С.,
при участии:
от истца - Музафарова С.С., доверенность от 20.12.2019 N 01-36/52;
иные лица, участвующие в деле - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Советского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.01.2020 по делу N А83-18105/2018 (судья Якимчук Н.Ю.)
по исковому заявлению Администрации Советского района Республики Крым
к Советскому районному потребительскому обществу,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Совета министров Республики Крым, Государственного Совета Республики Крым, Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Советский район Республики Крым "Торгсервис", Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
о признании права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание ресторана (литер А) площадью 873,3 кв.м, кадастровый номер 90:13:010108:273, расположенного по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, ул. А. Матросова, д. 16, зарегистрированного за Советским районным потребительским обществом - отсутствующим и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.10.2015 запись о регистрации N 90-90/016-90/017/957/2015-1151/11,
УСТАНОВИЛ:
Администрации Советского района Республики Крым (далее - истец, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Советскому районному потребительскому обществу (далее - ответчик, Советское РайПО), согласно которому, с учетом заявления об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (т.2 л.д.10), просит признать право собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание ресторана (литер А) площадью 873,3 кв.м, кадастровый номер 90:13:010108:273, расположенное по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, ул. А. Матросова, д. 16, зарегистрированное за РайПО - отсутствующим и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации от 07.10.2015 N 90-90/016-90/017/957/2015-1151/11.
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком права собственности истца на указанное выше недвижимое имущество.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.02.2020 исковые требования удовлетворены полностью.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что с момента включения спорного объекта недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", право собственности на указанное имущество возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя - Советского РайПО.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Советское РайПО обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указал, что суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, принял решение, которое противоречит обстоятельствам настоящего дела. По мнению апеллянта, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 2 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, Советское РайПО является законным собственником имущества по факту его создания и признания таковым государством Украина, а с 21.03.2014 и Российской Федерацией. Таким образом, по мнению апеллянта, сам факт включения имущества Советского РайПО в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, не может служить правоустанавливающим документом, поскольку нормативно-правовые акты Республики Крым были приняты в нарушение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
Определением от 27.03.2020 апелляционная жалоба Советского РайПО принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, судебное разбирательство назначено на 28.04.2020.
Определением от 28.04.2020 рассмотрение апелляционной жалобы Советского РайПО перенесено на 16.06.2020.
В судебное заседание 16.06.2020 явился представитель истца. Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом отсутствия оснований для отложения рассмотрения дела, исходя из достаточности имеющихся в деле материалов, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Советское РАЙПО зарегистрировало право собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание ресторана (литер А) площадью 873,3 кв.м, кадастровый номер 90:13:010108:273, расположенное по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, ул. А. Матросова, д. 16, о чем внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.10.2015 (запись о регистрации N 90-90/016-90/017/957/2015-1151/11).
Вместе с тем, распоряжением Совета министров Республики Крым N 3-р от 14.01.2016 "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" (далее - Распоряжение N 3-р) имущество согласно приложению передано безвозмездно из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 Распоряжения N 3-р Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым в установленном порядке дано распоряжение осуществить необходимые мероприятия, связанные с передачей имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
Пунктом 6 Распоряжения N 3-р установлено, что право муниципальной собственности на имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, возникает со дня утверждения акта приема-передачи.
Как усматривается из материалов дела, 18.01.2016 был утвержден передаточный акт, согласно которому Республика Крым, от имени которой действует Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, передает, а Администрация Советского района Республики Крым принимает движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым, а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории муниципального образования Советский район Республики Крым.
14.07.2016 утверждено дополнение к передаточному акту от 18.01.2016, согласно которому Республика Крым, от имени которой действует Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, передает, а Администрация Советского района Республики Крым принимает объект недвижимого имущества - нежилое здание ресторана (литер А) площадью 873,3 кв.м, кадастровый номер 90:13:010108:273, расположенное по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, ул. А. Матросова, д. 16.
Постановлением Администрации Советского района Республики Крым от 18.05.2016 N 220 "О передаче в хозяйственное ведение недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Советский район Республики Крым" закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество за МУП "Торгсервис".
Согласно договору о закреплении муниципального недвижимого имущества Муниципального образования Советский район Республики Крым на праве хозяйственного ведения за МУП "Торгсервис" N 91 от 18.05.2016 Администрация передает, а МУП "Торгсервис" принимает на праве хозяйственного ведения имущество муниципальной собственности Советского района Республики Крым по акту приема-передачи к настоящему договору, являющемуся его неотъемлемой частью (пункт 1.2 Договора).
Согласно Актов приема-передачи от 18.05.2016, движимое и недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования Советский район Республики Крым "Торгсервис".
По мнению Советского РайПО, спорное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, незаконно выбыло из его владения, а также безосновательно включено в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, а в дальнейшем закреплено за МУП "Торгсервис".
Так, в рамках дела N А83-9965/2018, Советское РАЙПО обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации, МУП "Торгсервис" об истребовании из чужого незаконного владения имущества путем фактического освобождения в течении семи календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.07.2019 по делу N А83-9985/2018, оставленным без изменения Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019, установлено, что в приложении к Постановлению N 2085-6/14 содержится перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, в который вошло спорное имущество, в связи с чем право собственности на указанное имущество возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя. Кроме того, в силу пункта 6 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р право муниципальной собственности на имущество возникает со дня утверждения акта приема-передачи.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.12.2019 оставлены без изменения решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.07.2019, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 по делу N А83-9985/2018.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, поскольку, по мнению Администрации, истец на законных основаниях является собственником спорного недвижимого имущества, а зарегистрированное за Советским районным потребительским обществом право собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание ресторана (литер А) площадью 873,3 кв.м, кадастровый номер 90:13:010108:273, расположенное по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, ул. А. Матросова, д. 16, нарушает права и законные интересы истца, Администрация обратилась в суд с данным исковым заявлением о признании права собственности на спорный объект недвижимого имущества отсутствующим и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации N 90-90/016-90/017/957/2015-1151/11 от 07.10.2015.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым заключен Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
21.03.2014 принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
В силу статьи 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом, предусмотрено частью 1 статьи 4 АПК РФ.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако избранный истцом способ защиты должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса истца.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" содержатся следующее разъяснения: в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
С учетом изложенного, иск о признании права отсутствующим - это исключительный способ защиты при имеющемся между сторонами споре о правах на недвижимое имущество, который, в свою очередь, возможен когда нарушенное право истца не может быть защищено иными способами защиты (виндикационный, негаторный иски, иски о признании права).
По смыслу указанных разъяснений признание права отсутствующим является способом оспаривания зарегистрированного вещного права (обременения) и его применение возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
Лицо, заявляющее иск о признании права собственности отсутствующим, должно доказать нарушение своих прав зарегистрированным правом ответчика и тот факт, что удовлетворение иска их восстановит.
Из содержания абзаца 4 пункта 52 указанного постановления следует, что предъявление иска о признании права отсутствующим применяется в исключительных случаях, когда право лица не может быть защищено путем признания права или виндикации. Кроме того, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N , от 04.09.2012 N 3809/2012, от 24.01.2012 N 12576/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой иск о признании отсутствующим права относится к числу исков об оспаривании права, ввиду чего полномочиями заявлять такой иск обладает лицо, которое с учетом положений части 1 статьи 4 АПК РФ, докажет, что удовлетворение такого иска восстановит его нарушенные права.
В силу статьи 65 АПК РФ лицо должно доказать наличие спора о праве и соответствующей записи в государственном реестре, а также каким образом право на имущество нарушает его интересы и каким образом признание отсутствующим права собственности повлечет восстановление нарушенных прав лиц, в защиту которых подан иск.
В силу статьи 4 АПК право на иск, и как следствие, право на судебную защиту определяется действительным наличием у истца (заявителя) нарушенного субъективного материального права, подлежащего защите.
При подобных обстоятельствах нарушенное право истца восстанавливается исключением из реестра записи о праве собственности ответчика на объект (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11).
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) разъяснено, что, по смыслу статьи 131 ГК РФ, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 71 АПК РФ оценка доказательств и выводы суда должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств по делу. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими в совокупности.
Как усматривается из материалов дела, объект недвижимого имущества, являющийся предметом спора - нежилое здание ресторана (литер А) площадью 873,3 кв.м, кадастровый номер 90:13:010108:273, расположенное по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, ул. А. Матросова, д. 16, включен в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением N 2085-6/14.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что на момент издания соответствующих постановлений, в соответствии с действующим законодательством, спорное имущество является муниципальной собственностью.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что Советское РайПО не владеет спорным недвижимым имуществом, собственником имущества, которое является предметом спора, является муниципальное образование городское поселение Советского района Республики Крым, право хозяйственного ведения которого закреплено за муниципальным унитарным предприятием муниципального образования Советский район Республики Крым "Торгсервис".
Учитывая наличие исчерпывающего перечня доказательств, содержащихся в материалах дела, подтверждающих факт того, что нарушение права истца, за защитой которого он обратился, состоит в регистрации права за Советским РайПО, судебная коллегия поддерживает в полном объеме выводы суда первой инстанции, в связи с чем указывает на наличие основания для признания права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание ресторана (литер А) площадью 873,3 кв.м, кадастровый номер 90:13:010108:273, расположенного по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, ул. А. Матросова, д. 16, зарегистрированного за Советским РайПО - отсутствующим, а так же исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.10.2015 записи о регистрации N 90-90/016-90/017/957/2015-1151/11.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом судебном акте, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены судебного решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 февраля 2020 года по делу N А83-18105/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу Советского районного потребительского общества, -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18105/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: СОВЕТСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ТОРГСЕРВИС", СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ