22 июня 2020 г. |
А79-12466/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Павлова Ивана Павловича (г. Чебоксары; ОГРН 319213000036951, ИНН 212902133300)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.02.2020
по делу N А79-12466/2019,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Павлова Ивана Павловича о признании незаконными действий, уведомления от 14.10.2019 N КУВД-001/2019-12406167 и решения от 23.10.2019 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,
без участия лиц,
и установил:
индивидуальный предприниматель Павлов Иван Павлович (далее - ИП Павлов И.П., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий, уведомления от 14.10.2019 N КУВД-001/2019-12406167 и решения от 23.10.2019 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган). Одновременно заявитель просил суд обязать регистрирующий орган устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.02.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Павлов И.П. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - государственного регистратора Добрыниной Л.Е. Кроме того, решение не соответствует требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Предприниматель ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 04.10.2019 ИП Павлов И.П. обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений характеристик в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:21:112201:83 с категории "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на категорию "зона туризма и сервиса".
Управление направило Предпринимателю уведомление от 14.10.2019 N КУВД-001/2019-12406167 о приостановлении кадастрового учета в соответствии с пунктами 5, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Уведомление от 14.10.2019 N КУВД-001/2019-12406167 о приостановлении кадастрового учета заявитель обжаловал в апелляционную комиссию Управления.
Решением апелляционной комиссии Управления от 23.10.2019 N 17 заявителю отказано в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании уведомления от 14.10.2019 N КУВД-001/2019-12406167 о приостановлении кадастрового учета в связи с несоблюдением требования, установленного пунктом 22 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 N 193.
Полагая, что действия, уведомление от 14.10.2019 N КУВД-001/2019-12406167 и решение 23.10.2019 N 17 регистрирующего органа являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 77, 98 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и исходил из того, что регистрирующий орган доказал законность и обоснованность своих действий, а также оспариваемых ненормативных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно положениям статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (пункт 1). К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункт 4).
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно данной норме права осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 9) не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (часть 1).
Согласно части 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, относятся к землям рекреационного назначения (часть 1).
Согласно части 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Федеральным законом N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В случае принятия решения об изменении категории земельного участка исходя из положений части 1, части 4, пункта 5 части 5 статьи 19, части 3, части 6, пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, включаются в состав генеральных планов поселения или городского округа, которые подготавливаются и утверждаются органами местного самоуправления.
При этом в соответствии с частью 12 статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования (генеральном плане поселения, городского округа) функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Изменение целевого использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 21:21:112201:83 возможно только после изменения в установленном порядке категории земельного участка и внесения изменений в Правила землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в части установления на этом участке соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи (подпункт 4); с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (подпункт 9).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указывается, среди прочего, обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую (пункт 3 части 3 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ).
В силу части 4 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю принадлежит земельный участок площадью 658007 кв.м, кадастровый номер 21:21:112201:83, категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Синьял-Покровское сельское поселение.
Заявитель обратился в Управление с заявлением от 04.10.2019 о государственном кадастровом учете изменений характеристик в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:21:112201:83 с категории "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "зона туризма и сервиса".
К заявлению Предприниматель приложил следующие документы: пояснения от 03.10.2019 о регистрации изменений категории земельного участка с кадастровым номером 21:21:112201:83 на зону туризма и сервиса в форме рекреационной зоны деревни Селиванкино па основании нормативно-правового акта генерального плана Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района и пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 от 25.12.2018; разъяснение заключений от 28.07.2008 по результатам публичных слушаний рассмотрения проекта генерального плана Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района; заключение от 28.07.2008 о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района; сводная схема (основной чертеж) генерального плана Синьял-Покровского сельского поселения; эскизный проект спортивно-оздоровительного туристического комплекса "Пять озер" на территории севернее дер. Важуково и западне дер. Селиванкино Чебоксарский район Чувашской Республики.
Генеральный план Синьял-Покровского сельского поселения предусматривает на земельном участке с кадастровым номером 21:21:112201:83 планируемую функциональную зона развития туризма и сервиса, на которой в перспективе предполагается разместить объект местного значения - курортно-оздоровительный комплекс.
В пределах своей компетенции Управление направило межведомственные запросы Кабинету Министров Чувашской Республики, администрации Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о том, принималось ли решение о переводе земельного участка с кадастровым номером 21:21:112201:83 в иную категорию, вносились ли изменения в Правила землепользования и застройки территории Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утвержденные решением Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 18.11.2016 N 13-03.
Однако решений об изменении категории земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 21:21:112201:83 не принималось.
При этом согласно Правилам землепользования и застройки Синьял-Покровского сельского поселения, утвержденным решением от 18.11.2016 N 13-03 Собрания депутатов Синьял-Покровского сельского поселения, к полномочиям администрации Синьял-Покровского сельского относится, в том числе, осуществление в установленном порядке перевода земель из одной категории в другую.
В свою очередь, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике не является органом, уполномоченным на принятие решения по вопросам перевода земельных участков из одной категории в другую, а также по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд пришел к верному выводу о том, что Управление правомерно приостановило государственный кадастровый учет земельного участка.
Оспариваемые уведомление от 14.10.2019 N КУВД-001/2019-12406167 и действия Управления соответствуют Федеральному закону N 218-ФЗ и не нарушают права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.03.2016 N 193 утверждены положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав (далее - Положение), перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы.
Положением регламентирован порядок подачи заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Пунктом 22 Положения N 193 установлены требования к содержанию заявления, согласно которым в заявлении об обжаловании решения о приостановлении должны быть указаны сведения о заявителе, о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, технический план или акт обследования, представленный в орган регистрации прав, дата и номер заявления, представленного в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого принято решение о приостановлении, дата и номер решения о приостановлении, обоснование в произвольной форме несоответствия решения нормам Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 25 Положения N 193 заявление об обжаловании решения о приостановлении должно быть подписано заявителем, а в случае обращения с заявлением представителя заявителя, действующего на основании доверенности, к заявлению должна быть приложена надлежащим образом оформленная доверенность (пункт 23 Положения).
В соответствии с пунктом 35 Положения N 193 апелляционная комиссия отказывает в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении в случае, если такое заявление представлено с нарушением требований, установленных в пунктах 20 - 25, 28, 29 и 30 названного Положения.
Не согласившись с решением о приостановлении государственного кадастрового учета, выраженным в уведомлении от 14.10.2019 N КУВД-001/2019-12406167, заявитель обратился в Управление с заявлением об обжаловании указанного решения.
Решением от 23.10.2019 N 17 апелляционная комиссия отказала в принятии к рассмотрению заявления предпринимателя об обжаловании решения от 14.10.2019 N КУВД-001/2019-12406167 в связи с отсутствием в заявлении сведений о фамилии, имени, отчестве заявителя, его почтовом адресе, номере контактного телефона и адресе электронной почты заявителя, а также дата и номер заявления, представленного в орган регистрации права, по результатам которого принято решение о приостановлении.
Повторно исследовав содержание заявления Предпринимателя об обжаловании решения от 14.10.2019 N КУВД-001/2019-12406167, суд установил, что оно не содержало каких-либо сведений о заявителе, а также о дате и номере заявления, представленного в орган регистрации права, по результатам которого принято решение о приостановлении.
При этих обстоятельствах апелляционная комиссия правомерно отказала Предпринимателю в принятии заявления.
В обоснование заявленного требования заявитель также ссылался на то, что при рассмотрении апелляционной жалобы приведен выдуманный состав апелляционной комиссии, предоставлена фиктивная копия распоряжения от 26.08.2019 N Р/0138 по изменению состава апелляционной комиссии.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 193 в состав апелляционной комиссии включаются три представителя органа регистрации прав и три представителя национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - национальное объединение). Члены апелляционной комиссии подлежат ротации один раз в два года. Не менее половины количества членов апелляционной комиссии подлежат ротации ежегодно.
Согласно пункту 8 Положения N 193 состав апелляционной комиссии и изменения состава апелляционной комиссии утверждаются актом Росреестра в течение семи рабочих дней со дня поступления (представления) в Росреестр предложений органа регистрации прав, национального объединения о включении в состав апелляционной комиссии своих представителей или их отзыве, поступления заявления от члена апелляционной комиссии об исключении его из состава соответствующей апелляционной комиссии.
Согласно пункту 9 Положения N 193 копии актов Росреестра об утверждении (изменении) состава апелляционной комиссии размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) в течение трех рабочих дней со дня их принятия.
Из материалов дела следует, что апелляционная комиссия Росреестра была создана распоряжением от 05.04.2017 N Р/0075, в состав которой распоряжением от 28.06.2019 N Р/0138 внесены изменения. Состав апелляционная комиссия Росреестра соответствует требованиям, предъявляемым пунктом 6 Положения N 193.
Распоряжения об утверждении и изменении состава апелляционной комиссии размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://rosreestr.ru/site/activitv/obespechenie-kadastrovoy-deyatelnosti/akty-rosreestra-ob -utverzhdenii-izmenenii- sostava-ap ellyatsionnoy-komi s sii-sozdannoy-pri-organe-regi/ и имеются в публичном доступе.
Таким образом, оспариваемое решение от 23.10.2019 N 17 является законным и обоснованным, а доводы заявителя признаются несостоятельными, опровергаемыми установленными обстоятельствами и представленными доказательствами по делу.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно отказал ИП Павлову И.П. в удовлетворении заявления.
Кроме того, Предприниматель заявлял о наложении судебного штрафа на представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Ундерову О.А. за неуважение к суду.
Согласно части 1 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных Кодексом.
Судебный штраф является мерой юридической ответственности, представляющей собой имущественную санкцию, которая применяется арбитражным судом по основаниям и в порядке, которые установлены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в отношении лиц, не исполняющих возложенные на них законом обязанности и (или) законные требования арбитражного суда.
Позиция заявителя, что непредставление ему копии уведомления от 14.01.2020 N КУВД-001/2019-12406167 об отказе в государственной регистрации следует расценивать как проявленное неуважение к суду, верно признана необоснованной.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 559-О-О, от 29.05.2014 N 1170-О, определение степени уважительности участника процесса к суду находится в компетенции суда и устанавливается при наличии законных оснований. Наложение судебного штрафа за неуважение к суду способствует реализации также и такой задачи судопроизводства в арбитражных судах как формирование уважительного отношения к закону и суду. При этом предоставленное арбитражному суду полномочие по оценке действий указанных лиц, влекущих наложение судебного штрафа за проявленное неуважение к суду, вытекает из принципа судейского руководства процессом (часть 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу вышеприведенных положений процессуального закона наложение судебного штрафа является правом арбитражного суда, который в рамках своих дискреционных полномочий с учетом конкретных обстоятельств отдельно взятого дела и действующего законодательства может принять решение о наложении судебного штрафа или отказать в его наложении.
Суд не усмотрел неуважительного отношения к суду ввиду непредставления Предпринимателю копии уведомления от 14.01.2020 N КУВД-001/2019-12406167 об отказе в государственной регистрации. Наложение судебного штрафа за непредставление лицами, участвующими в деле, документов друг другу, не предусмотрено.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Предпринимателя признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.02.2020 по делу N А79-12466/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.02.2020 по делу N А79-12466/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Павлова Ивана Павловича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12466/2019
Истец: ИП Павлов Иван Павлович
Ответчик: Управление Росреестра по Чувашской Республике
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СИНЬЯЛ-ПОКРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра " по Чувашской Республике - Чувашии