город Ростов-на-Дону |
|
11 апреля 2024 г. |
дело N А53-32691/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
комитета по управлению имуществом Миллеровского района,
общества с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.02.2024 по делу N А53-32691/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северные тепловые сети" к комитету по управлению имуществом Миллеровского района, администрации Миллеровского района Ростовской области
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго"
о признании недействительным решения,
при участии представителей: ООО "Северные тепловые сети" Брель Д.Е. по доверенности; ООО "Донтеплоэнерго" адвокат Саакян Л.Б. по доверенности;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северные тепловые сети" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Комитету по управлению имуществом Миллеровского района, Администрации Миллеровского района Ростовской области (далее - заинтересованные лица) с заявлением о признании незаконным решения конкурсной комиссии Администрации Миллеровского района Ростовской области от 06.06.2023 года, оформленное протоколом N 2, в части признания Конкурсной заявки N 2, представленной ООО "Северные тепловые сети", не соответствующим требованиям конкурсной документации, в части отказа в допуске ООО "Северные тепловые сети" к участию в конкурсе, а также в части признания конкурса несостоявшимся.
Определением суда от 18.10.2023 общество с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2024 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Комитет по управлению имуществом Миллеровского района, общество с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго" обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просили судебный акт отменить.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к следующему.
Помимо того обстоятельства, что заявка заявителя не соответствовала конкурсной документации, в решении об одобрении крупной сделки, представленной заявителем, в паспортных данных участников общества были допущены ошибки: указана неверная дата выдачи паспорта 04.12.20003, что противоречит Положению о паспорте гражданина РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.12.2023 N 2267 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца и описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации". В настоящее время Концессионное соглашение заключено с ООО "Донтеплоэнерго", которое исполняется сторонами, ООО "Северные тепловые сети" избрало неверный способ защиты права. В деле NА53-43521/2023 ООО "Донтеплоэнерго" обратилось в суд с заявлением к УФАС по РО об оспаривании решения N061/10/18.1-2288/2023 от 27.06.2023 года. Решение по делу не принято. В рамках рассмотрения дела NА53-23951/2023 суд также учел, что по делу NА53-24518/2023 по иску ООО "Северные тепловые сети" к администрации Миллеровского района, КУИ Миллеровского района и ООО "Донтеплоэнерго" о расторжении концессионного соглашения от 16.06.2023 года общество реализовало право на судебную защиту.
В отзыве на апелляционные жалобы заявитель просит судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица поддержали свои правовые позиции.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.04.2023 года Администрация Миллеровского района Ростовской области разместило на сайте (адрес сайта - www.torgi.gov.ru) извещение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района (извещение N 21000029360000000030, лот N 1, организатор конкурса - Комитет по управлению имуществом Миллеровского района).
В Постановлении Администрации Миллеровского района от 14.04.2023 года N 256 "О проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района" содержалась конкурсная документация (Приложение N 3 к Постановлению), определяющая порядок и сроки проведения открытого конкурса, а также перечень документов необходимых для подачи заявки на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 2 указанного постановления "Организатором конкурса от имени МО "Миллеровский район" является Комитет о управлению имуществом Миллеровского района.
Согласно п. 6 Постановления организатор конкурса обязан опубликовать информационное сообщение о проведении открытого конкурса на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, официальном сайте муниципального образования Миллеровский район www.millerovo.donland.ru не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.
Данные сведения в установленный Постановлением срок были размещены на сайтах.
17.04.2023 в 15 часов 21 мин. была подана заявка ООО "Донтеплоэнерго" согласно Протоколу N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района Ростовской области от 01.06.2023.
25.05.2023 в 12 часов 58 мин. была подана заявка ООО "Северные тепловые сети" согласно Протоколу N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района Ростовской области от 01.06.2023.
Комиссия приняла решение обе заявки рассмотреть в порядке, установленном конкурсной документацией, провести 06.06.2023 в 11 часов 00 мин. по местному времени заседание комиссии по вопросу предварительного отбора участников конкурса, установленным конкурсной документацией, и требованиям, предъявляемым к концессионеру по Закону о концессионных соглашениях.
Согласно Протоколу N 2 проведения предварительного отбора участников открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района РО от 06.06.2023, заявка ООО "Донтеплоэнерго" признана соответствующей требованиям, содержащимся в конкурсной документации. Замечания к заявке отсутствовали.
Заявка ООО "Северные тепловые сети" признана несоответствующей требованиям конкурсной документации и Закона о концессионных соглашениях: в связи со следующим:
платежное поручение Заявителя содержит иную формулировку "назначения платежа", а именно в п. 9.1 конкурсной документации указано: "Назначение платежа: Оплата задатка за участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности Миллеровского района". В платежном поручении Заявителя указано: "Оплата задатка на право заключения концессионного соглашения объекты теплоснабжения извещ. Лот N 21000029360000000030 по постанов. Администрации Миллеровского района N 256 от 14.04.2023 сумма: 2000000-00 рублей".
Организатор торгов выявил нарушения в решении об одобрении крупной сделки, предоставленной заявителем, в паспортных данных участников общества, такие как некорректное написание места жительства участников общества "г. Ростов-на-дону", "г. Ростов-на-Дону", а также несоответствующие действительности год выдачи паспорта "04.12.20003".
В связи с тем, что была представлена единственная соответствующая требованиям заявка, конкурс был признан несостоявшимся.
13.06.2023 года в адрес ООО "Северные тепловые сети" поступило уведомление об отказе в допуске к участию в конкурсе и протокол N 2 от 06.06.2023 года проведения предварительного отбора участников открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района Ростовской области, согласно которому конкурсная заявка N 2 (Заявитель - ООО "Северные тепловые сети") была признана не соответствующей требованиям конкурсной документации, в связи с чем отказано в допуске заявителя к участию в конкурсе на основании пункта 3 части 3 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (представленные заявителем документы и материалы неполны и (или) недостоверны).
Рассматриваемые обстоятельства явились основанием для обращения заявителя с жалобой от 16.06.2023 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, решением по делу N 061/10/18.1-2288/2023 от 27.06.2023 г жалоба была признана обоснованной.
Также, поскольку антимонопольным органом не выдано предписания, не согласившись с указанным решением конкурсной комиссии в части отказа в допуске ООО "Северные тепловые сети" к участию в конкурсе, а также в части признания конкурса несостоявшимся, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правильно квалифицировал заявленные требования и с учетом положений статей 198-201 АПК РФ сделал обоснованный вывод об их удовлетворении по следующим основаниям.
Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения установлен Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и Конкурсной документацией по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района Ростовской области (далее - конкурсная документация).
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Законом N 115-ФЗ.
Концессионное соглашение представляет собой соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 этого Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного Закона.
Порядок заключения концессионного соглашения регламентирован главой 3 Закона N 115-ФЗ.
Частями 1 и 2 статьи 22 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, органом местного самоуправления принимается решение о заключении концессионного соглашения, которым устанавливаются в числе прочих критерии конкурса и параметры критериев конкурса, а также вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс).
Требования к конкурсной документации приведены в статье 23 Закона N 115-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, конкурсная документация должна содержать в том числе: требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса (пункт 3); исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса, в том числе документов и материалов, подтверждающих: а) соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса; б) соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией; в) информацию, содержащуюся в конкурсном предложении (пункт 5).
Особенности конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, установлены в статье 46 Закона N 115-ФЗ, в соответствии с которой, по такому концессионному соглашению в конкурсную документацию помимо условий, установленных статьей 23 настоящего Федерального закона, также включается требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения основных мероприятий, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик таких мероприятий (пункт 3 части 1). По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, требования, которые предусмотрены пунктом 3 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона и предъявляются к участникам конкурса, не устанавливаются (часть 5).
В соответствии со статьей 25 Закона N 115-ФЗ, для проведения конкурса создается конкурсная комиссия (часть 1). Конкурсная комиссия в том числе выполняет следующие функции: принимает заявки на участие в конкурсе; осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также рассмотрение таких заявок в порядке, установленном статьей 29 настоящего Федерального закона; проверяет документы и материалы, представленные заявителями, участниками конкурса в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией на основании пункта 5 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, и достоверность сведений, содержащихся в этих документах и материалах; устанавливает соответствие заявителей и представленных ими заявок на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и конкурсной документацией, и соответствие конкурсных предложений критериям конкурса и указанным требованиям; в случае необходимости запрашивает и получает у соответствующих органов и организаций информацию для проверки достоверности представленных заявителями, участниками конкурса сведений; принимает решения о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании заявителя участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе и направляет заявителю соответствующее уведомление; определяет участников конкурса; направляет участникам конкурса приглашения представить конкурсные предложения, рассматривает и оценивает конкурсные предложения, в том числе осуществляет оценку конкурсных предложений в баллах в соответствии с критерием конкурса, предусмотренным частью 2.2 статьи 24 настоящего Федерального закона; определяет победителя конкурса и направляет ему уведомление о признании его победителем; подписывает протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протокол проведения предварительного отбора участников конкурса, протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, протокол рассмотрения и оценки конкурсных предложений, протокол о результатах проведения конкурса (часть 3).
Статьей 29 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что предварительный отбор участников конкурса проводится в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией, которая определяет: 1) соответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, содержащимся в конкурсной документации. При этом конкурсная комиссия вправе потребовать от заявителя разъяснения положений представленной им заявки на участие в конкурсе; 2) соответствие заявителя - индивидуального предпринимателя, юридического лица или выступающих в качестве заявителя юридических лиц - участников договора простого товарищества требованиям к участникам конкурса, установленным конкурсной документацией. При этом конкурсная комиссия вправе потребовать от заявителя разъяснения положений представленных им документов и материалов, подтверждающих его соответствие указанным требованиям; 3) соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к концессионеру на основании пункта 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; 4) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя или о прекращении физическим лицом - заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; 5) отсутствие решения о признании заявителя банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении него (часть 1). Конкурсная комиссия на основании результатов проведения предварительного отбора участников конкурса принимает решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе и оформляет это решение протоколом (часть 2). Решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается конкурсной комиссией в случае, если: 1) заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам конкурса и установленным частью 1 настоящей статьи; 2) заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, предъявляемым к заявкам на участие в конкурсе и установленным конкурсной документацией; 3) представленные заявителем документы и материалы неполны и (или) недостоверны; 4) задаток заявителя не поступил на счет в срок и в размере, которые установлены конкурсной документацией, при условии, что конкурсной документацией предусмотрено внесение задатка до даты окончания представления заявок на участие в конкурсе (часть 3).
В пункте 6.1 конкурсной документации установлены требования к заявкам и документам, предоставляемым участниками для участия в Торгах.
Суд первой инстанции правомерно указал, что отклонение конкурсной комиссией заявки заявителя по причине того, что представленное решение о согласии на совершение или об одобрении крупной сделки не соответствует действительности, заявителем не представлен документ, согласно с которым возможна проверка соответствия указанных данных, противоречит конкурсной документации, положения которой не предусматривают представление каких либо дополнительных сведений в отношении решения о согласии на совершение или одобрение крупной сделки. Какие-либо объективные данные, подтверждающие вывод комиссии о недостоверности представленного документа, не установлены и в протоколе не отражены.
Указанные обстоятельства следуют из протокола N 3 внеочередного общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью "Северные тепловые сети" от 26.04.2023 об одобрении сделки, выступившей предметом конкурса;
Документы были своевременно поданы организатору конкурса одновременно с заявкой Общества об участии в конкурсе (предварительном отборе участников), что подтверждается имеющейся в деле копией описи документов и материалов, представленных заявителем для участия в предварительном отборе (к заявке) исх.N 48 от 24.05.2023.
Апелляционный суд оценивает подход конкурсной комиссии к изучению представленных документов как формальный. Так, в тексте решения собрания участников общества об одобрении планируемой сделки (концессионного соглашения), организатор конкурса усмотрел в качестве недостатка, препятствующего допуску к участию в конкурсе, то, что в сведениях паспорта одного из участников указана лишняя цифра в дате выдачи паспорта (04.12.20003 вместо положенной 04.12.2003), а в адресе регистрации участника Общества название города указано с маленькой буквы, а не большой буквы (г. ростов-на-Дону вместо г.Ростов-на-Дону). Указанные недочеты, очевидно, относятся к опечаткам и не могли явиться основанием для недопуска общества к участию в конкурсе, вопреки доводам апелляционных жалоб.
В отношении отсутствия в платежном поручении заявителя соответствующего конкурсной документации назначения платежа суд первой инстанции верно установил, что из представленной в материалы дела копии платежного поручения N 158 от 23.05.2023 года следует, что ООО "Северные тепловые сети" перечислило сумму задатка в размере 2 000 000 рублей 00 копеек по реквизитам указанным в конкурсной документации, указав в назначении платежа - "Оплата задатка на право заключения концессионного соглашения объекты теплоснабжения извещ.лот N 21000029360000000030 по Постановлению Администрации Миллеровского р-на N 256 от 14.04.2023 года. Сумма 2000000-00 рублей". При этом с целью приведения формулировки назначения платежа в соответствие с условиями конкурсной документации ООО "Северные тепловые сети" приложило к вышеуказанному платежному поручению пояснительное письмо (исх. N 49 от 24.05.2023 года), согласно которому просили конкурсную комиссию назначение платежи читать в следующей редакции - "Оплата задатка за участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности Миллеровского района".
В соответствии с пунктом 24 Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П"О правилах осуществления перевода денежных средств" одним из реквизитов платежного поручения является позиция "наименование платежна", в которой подлежит указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость (далее - НДС).
Правом на изменение назначения платежа обладает лицо, направляющее платеж, распоряжающееся своими денежными средствами. Поскольку денежные средства плательщика являются его собственностью, в силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации он имеет право ими распоряжаться, самостоятельно определяя цели и назначение платежей.
Факт представления конкурсной комиссии письма от 24.05.2023 года N 49 об изменении наименования платежа одновременно с пакетом документов подтвержден материалами дела. Конкурсной комиссией не приведено оснований для отклонения данного письма участника о внесении изменений в реквизиты платежного поручения в части указания наименования платежа
Суд первой инстанции верно отметил, что из первоначального текста назначения платежа следует указание наименования плательщиком целей оплаты "задаток на право заключения концессионного соглашения", указание конкретного номера извещения лот N 21000029360000000030, со ссылкой на номер постановления администрации муниципального района. Таким образом, первоначально указанные реквизиты платежного поручения свидетельствуют о целевом назначении платежа как задатка в рассматриваемых торгах.
Организатор торгов не представил доказательств того, что задаток поступил не от имени подавшего заявку на участие в торгах лица либо того, что задаток оплачен в связи с иными целями, в рамках иных правоотношений.
При изложенных и установленных обстоятельствах апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, что действия комиссии по отклонению заявки общества не соответствуют ч. 3 ст. 29 Закона о концессионных соглашениях, что повлекло неверные выводы о признании конкурса несостоявшимся.
Апелляционный суд учитывает, что в рамках дела N А53-43521/2023 рассмотрено заявление ООО "Донтеплоэнерго" об оспаривании решения УФАС по РО N 061/10/18.1-2288/2023, решением в удовлетворении заявленных требований и признании решения антимонопольного органа незаконным отказано.
Поскольку оспоренным решением конкурсной комиссии общество незаконно лишено статуса участника конкурса, его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, связанной с получением в пользование государственного (муниципального) имущества и осуществлением с его использованием законной деятельности, направленной на извлечение прибыли, были нарушены.
Доводы апелляционных жалоб об использовании ненадлежащего способа защиты права подлежат отклонению, поскольку такое право прямо предусмотрено законом - пунктом 5 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
При таких обстоятельствах следует согласиться с позицией суда первой инстанции о неправомерности решения конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе заявки заявителя и о признании конкурса несостоявшимся.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено. Распределение судебных расходов произведено судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2024 по делу N А53-32691/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32691/2023
Истец: ООО "СЕВЕРНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МИЛЛЕРОВСКОГО РАЙОНА, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ МИЛЛЕРОВСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: ООО "ДОНТЕПЛОЭНЕРГО"