город Томск |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А03- 9004/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2020 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Логачева К.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (N 07АП-696/2020) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.12.2019 по делу N А03- 9004/2019 (судья Синцова В.В.) по заявлению Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (656031, г. Барнаул, ул. Крупской, 97Д, ИНН: 2225023610, ОГРН:1022201759623) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - "Детский садN125" (656906, г. Барнаул, рп. Южный, ул. Куйбышева, 8А, ИНН: 2225043127, ОГРН: 1032202260397) о взыскании неосновательного обогащения в размере 5500,00 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - "Детский сад N 125" (далее - учреждение, МБДОУ "Детский сад N 125") о взыскании неосновательного обогащения в размере 5500 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.12.2019 в удовлетворении требования отказано.
Фонд, обжалуя решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что только по окончании 2018 года страховщику стало известно о том, что произведенные страхователем в 2018 году расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, превысили сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке в 2018 году на 23665,76 руб.: 15296,56 руб. (начисленные страховые взносы) - 38962,32 руб. (произведенные расходы).
Поскольку расходы страхователя в 2018 финансовом году превысили сумму начисленных в 2018 году страховых взносов, подлежащих перечислению страховщику, средства на финансовое обеспечение предупредительных мер в сумме 5500 руб. подлежат возврату отделению фонда.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит оставить обжалуемый обществом судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель фонда в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Учреждение, надлежащим образом извещенное в порядке статьи 123 АПК РФ, своего представителя не направило.
Определением от 12.03.2020 судебное заседание было отложено на основании статьи 158 АПК РФ на 08.04.2020 на 12.00 час.
В соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета Судей Российской Федерации от 18.03.2020 N 808 определением суда от 01.04.2020 судебное разбирательство по апелляционной жалобе фонда было отложено на 07.05.2020.
В соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 (с изменениями от 29.04.2020) определением от 30.04.2020 время рассмотрения апелляционной жалобы фонда перенесено на 22.06.2020 в 12 часов 05 минут.
Определением от 22.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда произведена замена в составе суда по рассмотрению апелляционной жалобы - судьи Хайкиной С.Н. на судью Кривошеину С.В.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы с учетом к ней письменных пояснений, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - "Детский сад N 125" зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N1 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с 27.06.2005 и является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
17.04.2018 Учреждение обратилось в отделение фонда с заявлением разрешить финансовое обеспечение предупредительных мер в счет начисляемых в 2018 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 5500 руб.
Приказом филиала N 1 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.04.2018 N 56 МБДОУ "Детский сад N 125" было разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в 2018 году страховых взносов на обязательное социальное страхование сумму в размере 5500 руб.
03.09.2018 Учреждение обратилось в фонд с заявлением о возмещении произведённых расходов на оплату предупредительных мер на сумму 5500 руб.
05.09.2018 платёжным поручением N 833040 указанная сумма перечислена на расчётный счёт страхователя.
06.02.2019 Филиалом N 1 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в адрес МБДОУ "Детский сад N 125" направлена претензия исх. N 17/5- 22/01-402 с предложением добровольного возврата принятых к зачету средств на финансовое обеспечение предупредительных мер, в сумме 5500 руб.
Денежные средства в адрес отделения Фонда не поступили.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в размере 5500,00 руб.
Оставляя заявленные требования без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что сумма, разрешенная страхователю на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в размере 5500 руб., полностью израсходована учреждением по целевому назначению, документально подтверждено использование денежных средств, нарушений не выявлено, денежные средства заявлены на возмещение правомерно.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с судебным актом по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ определено, что страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены и с 01.01.2013 введены в действие Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12. 2012 N 580н (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
По смыслу приведенных положений расчет сумм, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, зависит от сумм страховых взносов и расходов в предшествующем календарном году.
В соответствии с пунктом 4 Правил страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) и сведениями представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании - с обоснованием причин отказа).
В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, и не может превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.
В 2015 году МБДОУ ЦРР "Детский сад N 125" начислено страховых взносов на сумму 9264,18 руб., в 2016 году начислено страховых взносов на сумму 8758,01 руб., в 2017 году начислено страховых взносов на сумму 10159,24 руб.
Согласно плану финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников Учреждения предупредительные мероприятия проведены страхователем в 3-м квартале 2018 года.
Оплата за указанные услуги произведена ООО "АТОН-Экобезопасность и охрана труда" платежным поручением от 13.07.2018 N 753612 с назначением платежа - оплата услуг по оценку условий труда за счет средств ФСС согласно договору от 04.04.2108 N138/18-13. Таким образом, сумма, разрешенная страхователю на финансирование предупредительных мер полностью израсходована ответчиком по целевому назначению.
Апеллянт в жалобе указывает на то, что только по окончании 2018 года страховщику стало известно о том, что произведенные страхователем в 2018 году расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, превысили сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке в 2018 году на 23665,76 руб.: 15296,56 руб. (начисленные страховые взносы) - 38962,32 руб. (произведенные расходы). Поскольку расходы страхователя в 2018 финансовом году превысили сумму начисленных в 2018 году страховых взносов, подлежащих перечислению страховщику, средства на финансовое обеспечение предупредительных мер в сумме 5500 руб. подлежат возврату отделению фонда.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы, поскольку 03.09.2018 учреждение обратилось в Фонд с заявлением о возмещении страхователю затрат на сумму 5500 руб., предоставив отчет об использование сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, который фондом проверен и принят, 05.09.2018 платёжным поручением N 833040 указанная сумма перечислена на расчётный счёт страхователя.
Правовых оснований для непринятия к зачету расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер в указанной сумме у фонда отсутствовали, при этом расходы, фактически произведенные страхователем на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, подтверждены документами о целевом использовании средств.
Кроме того, как в исковом заявлении, так и в апелляционной жалобе отсутствует правовое основание, а именно ссылки на нормы права, согласно которым в случае, если расходы страхователя в финансовом году превысили сумму начисленных страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке, средства на финансовое обеспечение предупредительных мер подлежат возврату.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя, который освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.12.2019 по делу N А03- 9004/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9004/2019
Истец: ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: МБДОУ "Детский сад N 125"