г. Вологда |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А05-14248/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 марта 2020 года по делу N А05-14248/2019,
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (адрес: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2; ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203, далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (адрес: 163000, город Архангельск, Новгородский проспект, дом 160; ОГРН 1042900051501, ИНН 2901131524 - Учреждение) о взыскании 14 744 руб. 16 коп., в том числе 14 190 руб. 16 коп. задолженности по арендной плате за пользование земельным участком с кадастровым номером 29:28:103095:47 в период с 01.01.2019 по 30.06.2019, 554 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 02.04.2019 по 31.11.2019.
Решением суда от 02 марта 2020 года исковые требования удовлетворены частично. С Учреждения в пользу Управления взыскано 13 935 руб. 49 коп., в том числе 13 605 руб. 14 коп. долга и 330 руб. 35 коп. процентов. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. Жалобу мотивирует тем, что при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, на основании кадастровой или рыночной стоимости должна производиться индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. В случае изменения кадастровой или рыночной стоимости участка на год, следующий за годом, в котором произошло такое изменение, индексация арендной платы на размер уровня инфляции не производится. Данный факт судом не учтен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с выписками от 24.08.2016 и от 26.07.2019 из Единого государственного реестра недвижимости в собственности Российской Федерации с 17.05.2016 находится земельный участок с кадастровым номером 29:28:103095:47 площадью 627 кв. м, расположенный в городе Северодвинск, с разрешенным использованием для эксплуатации здания аптеки.
Между сторонами заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 476/23, действующий в редакции протокола разногласий от 24.09.2018 и протокола согласования разногласий от 20.09.2018.
В пункте 1.2 указанного договора отражено, что на указанном земельном участке расположено нежилое помещение площадью 485,5 кв. м, принадлежащие Учреждению на праве оперативного управления.
Срок действия договора установлен по 31.12.2018 (пункт 2.1).
Согласно пункту 3.1 договора (в редакции протокола согласования разногласий от 20.09.2018) арендная плата по договору начисляется с 01.01.2018, общий размер арендной платы составляет 27 210 руб. 28 коп., НДС не облагается.
В пункте 3.2 договора предусмотрено, что расчет арендной платы производится с применением кадастровой стоимости земельного участка пропорционально занимаемой площади помещений к общей площади здания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В пункте 3.2 договора также приведен расчет годового размера арендной платы в сумме 27 210 руб. 28 коп., из которого следует, что арендная платы определена в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с учетом размера площади помещений Учреждения к общей площади помещений в здании, расположенном на земельном участке (2 974 776,42 х 1,5% х 0,6098).
В силу пункта 3.3 договора арендная плата за земельный участок вносится ежеквартально равными долями не позднее первого числа следующего квартала, а в четвертом квартале не позднее 25 декабря текущего года.
Размер арендной платы может изменяться в одностороннем порядке по требованию арендодателя в следующих случаях:
- ежегодно на размер уровня инфляции, установленного в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- при изменении кадастровой стоимости земельного участка;
- при изменении законодательства Российской Федерации по вопросу определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за землю, находящиеся в федеральной собственности.
Арендодатель ежегодно направляет арендатору расчет размера арендной платы. Подписания соглашений в данном случае не требуется (пункт 3.4 договора в редакции протокола согласования разногласий от 20.09.2018).
Пунктом 6.3 договора предусмотрено, что в случае несвоевременной уплаты или неуплаты арендатором платежей в сроки, установленные договором, начисляются проценты согласно действующему законодательству с подлежащей уплате суммы за каждый день просрочки.
Письмом от 21.02.2019 Управление известило Учреждение о размере арендной платы по договору аренды N 476/23 на 2019 год в сумме 28 380 руб. 32 коп.
Поскольку ответчик арендную плату за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 не внес, истец письмами от 26.06.2019 и от 12.08.2019 потребовал погасить задолженность за указанный период.
Неисполнение претензионных требований Управления послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные истцом требования частично, указав, что Управление неправомерно применило при расчете арендной платы за спорный период (01.01.2019 - 30.06.2019) размер арендной платы на 2018 год (27210 руб. 28 коп.) с применением уровня инфляции в размере 1,043.
С данным выводом суда апелляционная коллегия не согласна.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за землю является арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.20 того же Кодекса, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Учреждение в спорный период на праве оперативного управления занимало помещения в здании, расположенном на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, в связи с чем, в силу принципа платности использования земли должно внести плату за такое пользование.
Определение сторонами срока действия договора аренды N 476/23 по 31.12.2018 само по себе не прекращает обязанность Учреждения вносить плату за пользование земельным участком после истечения срока действия договора.
У арендатора, не возвратившего арендованное имущество по истечении срока аренды, в любом случае в силу пункта 1 статьи 614 и статьи 622 ГК РФ сохраняется обязанность вносить плату за пользование имуществом в порядке и сроки, определенные договором.
В этой связи, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате за спорный период являются правомерными.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено тем же Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу подпункта 4 пункта 5 статьи 39.7 названного Кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 39.20 того же Кодекса с лицами, которым находящиеся на неделимом земельном участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), регулирующие порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 8 Правил установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком.
При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В случае расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (в соответствии с подп. "а" п. 2 Правил) федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 Правил, не проводится (п. 9 Правил).
Если арендная плата рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка (по способу, указанному в подп. "г" Правил), федеральные органы исполнительной власти предусматривают в договоре аренды возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции, указанный в п. 8 Правил, не применяется.
Из содержания пп. 8, 9 и 10 Правил следует, что в рамках существующего правового механизма регулирования размера арендной платы за земельные участки ее изменение может производиться в связи с изменением размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 8 Правил), и в связи с изменением кадастровой или рыночной стоимости земельного участка (пп. 9 и 10 Правил).
При этом подход, содержащийся в пп. 9 и 10 Правил, предполагает отсутствие учета изменений размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете только на год, следующий за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости (либо рыночной) земельного участка.
Поэтому при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, на основании кадастровой или рыночной стоимости должна производиться индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Указанная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции признает законным и обоснованным требование истца о взыскании платы за пользование земельным участком за первое полугодие 2019 года, исходя из размера арендной платы на 2018 год (27 210 руб. 28 коп.) с применением уровня инфляции в размере 1,043, т.е. в размере 28 380 руб. 32 коп.
Поскольку обязанность по внесению арендной платы за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 Учреждением не исполнена, задолженность в сумме 14 190 руб. 16 коп. подлежит взысканию.
Также, истцом заявлено требование о взыскании процентов, начисленных за период с 02.04.2019 по 31.11.2019, в размере 554 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Пунктом 6.3 договора предусмотрено, что в случае несвоевременной уплаты или неуплаты арендатором платежей в сроки, установленные договором, начисляются проценты согласно действующему законодательству с подлежащей уплате суммы за каждый день просрочки.
Поскольку в ноябре 30 календарных дней, требование о взыскании процентов подлежит удовлетворению частично, за период с 02.04.2019 по 30.11.2019, что составит 552 руб. 72 коп.
Решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 марта 2020 года по делу N А05-14248/2019 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пользу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе 14 744 руб. 16 коп., в том числе 14 190 руб. 16 коп. долга и 552 руб. 72 коп. процентов.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14248/2019
Истец: НАО Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и
Ответчик: ФКУ "Главное Бюро Медико-Социальной Экспертизы по АО и НАО "Министерства Труда и Социальной Защиты Российской Федерации