г. Хабаровск |
|
25 июня 2020 г. |
А73-19118/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от Товарищества собственников жилья "Лидер": не явились;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Лидер"
на решение от 28.01.2020
по делу N А73-19118/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Товарищества собственников жилья "Лидер"
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене предписания
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Лидер" (далее - заявитель, ТСЖ "Лидер", товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Управление, отдел контроля и лицензирования) N П2019-02-0614 от 10.07.2019.
Решением суда от 28.01.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, ТСЖ "Лидер" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что при проведении проверки требования "Методики испытания воздухообмена жилых зданий" не соблюдались; эксперт не привлекался; до проведения проверки в адрес управления был направлен акт обследования системы вентиляции от 15.02.2019 по проверяемой квартире. Так же указывает на отсутствие вменяемого нарушения по пункту 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, поскольку плановый осмотр был поведен. Просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.
Управление в представленных возражениях на жалобу выразило несогласие с доводами жалобы, просило оставить решение суда в силе как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании суда не принимали. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие лиц.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим обращением гражданина, на основании распоряжения заместителя начальника управления государственного жилищного надзора-начальника межрайонного отдела государственного жилищного надзора регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 31.05.2019 N 211 б-р (далее - распоряжение) в рамках осуществления государственного жилищного надзора в отношении ТСЖ "Лидер", проведены контрольные мероприятия.
Согласно пункту 13 распоряжения, для достижения цели и задач проведения проверки ТСЖ "Лидер" надлежало предоставить документы относительно работы вентиляции в жилом помещении N 37 многоквартирного дома N 94 по ул. Морозова П.Л. в г. Хабаровске (далее - МКД), а именно:
-копию заявок и обращений от собственника квартиры N 37 МКД по восстановлению работы вентиляции, засоре вытяжного канала естественной вентиляции в 2018-2019 году;
-акт обследования квартиры N 37 на предмет наличия тяги в вытяжном канале естественной вентиляции специализированной организацией;
-акты выполненных работ, если таковые имеются;
-журнал проверок.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что в спорной квартире в вытяжном канале естественной вентиляции в помещении санузла слабая тяга.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N П2019-02-0614 от 10.07.2019.
ТСЖ "Лидер" выдано предписание от 10.07.2019 N П2019-02-0614, в соответствии с которым товариществу предписано в срок до 30.08.2019 провести осмотр вытяжного канала на предмет засора и предоставить акт, при обнаружении засора устранить его.
Несогласие с выданным предписанием послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частью 1 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации ( далее -ЖК РФ )под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в частности, установленных жилищным законодательством требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
Из части 4.2 статьи 20 ЖК РФ следует, что основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ), является, в том числе, поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица уполномоченного органа обязаны: выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом (далее - МКД) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ (п. 2 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе:
- определение способа оказания услуг и выполнения работ;
- подготовка заданий для исполнителей услуг и работ;
- выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме;
- заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
- заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; (подп. д п. 4 Правил 416).
Согласно пункту 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно подпункту "д" пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Таким образом, вентиляционная система многоквартирного дома включается в состав общедомового имущества.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 15 которого в данный перечень включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции многоквартирных домов.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 5.7.2 Правил N 170 персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.
В соответствии с абз. 4 пункта 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, общие осмотры общего имущества многоквартирного дома должны производиться 2 раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
На основании вышеизложенных норм, проверка вентиляционных каналов на предмет их надлежащего содержания должна производиться ежегодно в ходе проведения общих осмотров: весной и осенью.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Лидер" осуществляет управление многоквартирным домом N 94 по ул. П.Л. Морозова в г. Хабаровске.
Из чего следует, что товарищество обязано принимать меры к надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома с соблюдением всех норм и правил.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент проверки в спорной квартире в вытяжном канале естественной вентиляции в помещении санузла слабая тяга. Акт проверки обследования системы вентиляции в момент проверки товариществом не представлен. Фактически такой акт был представлен в управление после выдачи оспариваемого предписания.
При этом доводы ТСЖ "Лидер" о том, что акт обследования системы вентиляции от 15.02.2019 ранее направлялся в управление, о чем был проинформирован специалист, проводивший проверку, судом отклоняется, поскольку из материалов дела видно, что данный акт поступил в управление 19.07.2019 о чем свидетельствует штамп (N входящий 14535-06-18), иных доказательств, свидетельствующих о более ранней даты получения управлением акта, в материалах дела не имеется.
Более того, юридическое лицо, в отношении которого проводится проверка, обязано предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки; представление документа, имеющего значение при контрольных мероприятиях, входит в интересы проверяемого лица.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание выдано товариществу правомерно, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные отношения, и в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.01.2020 по делу N А73-19118/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19118/2019
Истец: ТСЖ "ЛИДЕР"
Ответчик: Комитет государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края
Третье лицо: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края