г. Самара |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А65-21356/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балашевой В.Т.,
судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горянец Д.Д.,
при участии:
от ответчика - представитель Шабаева Е.А., доверенность от 26.02.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2020 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Максидом" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 января 2020 года по делу N А65-21356/2019 (судья Мугинов Б.Ф.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Максидом", г.Санкт-Петербург (ОГРН 1027802508161, ИНН 7804064663) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Максидом" (далее - истец, ООО "Максидом") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ответчик, ООО "ПЖКХ") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2020 по делу N А65-21356/2019 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N78040646663/1, следующим образом:
Исключен пункт 14 раздела 3 договора.
Пункт 21 договора изложен в редакции публичной оферты, а именно: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим образом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Приложение N 1, Приложение N 2 изложить в редакции публичной оферты.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу и дополнение к ней, в которой просит решение суда отменить, урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора, следующим образом:
Исключить пункт 14 проекта договора. и приложение N 2 к договору, пункт 21 и приложение N 1 к договору изложить в редакции истца.
В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 02.04.2020 на 15 час. 10 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2020 судебное заседание отложено на 30.04.2020 на 15 час. 00 мин.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2020 судебное заседание отложено на 18.06.2020 на 15 час. 40 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители истца и третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, истец обратился к ответчику с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с указанием сведений и приложением документов, необходимых для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с пунктами 8(6), 8(7) Правил обращения с ТКО.
Истцом в заявке указана емкость объемом 8 куб.м. и периодичность вывоза по заявке.
ООО "ПЖКХ", являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, на основании заявки истца направило ООО "Максидом" (потребителю) публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019.
Как указано в пункте 1. договора, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о количестве и типе используемых контейнеров и (или) бункеров, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные дополнительные или специальные условия по соглашению сторон определяются согласно приложению к настоящему договору.
Способ складирования твердых коммунальных отходов: в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (пункт 3 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Согласно пункту 5 договора оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пункт 21 договора предложен региональным оператором в следующей редакции: стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Истец не согласился с направленной ответчиком редакцией, в связи с чем письмом с исх.N 12 от 23.05.2019 направил в адрес ответчика мотивированный отказ от подписания проекта договора с приложением протокола разногласий к проекту договора.
Ответчик не согласился с предложением истца, что послужило основанием для обращения ООО "Максидом" с настоящим иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Ключевым пунктом, по существу которого у сторон имеются разногласия, является пункт 21 договора, предложенный региональным оператором в следующей редакции: стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Истец считает, что учет объема и (или) массы ТКО необходимо производить расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, полагая при этом, что объем отходов, периодичность их вывоза должны регулироваться им самостоятельно исходя из собственных объемов производимых отходов.
С учетом изложенного истец также полагает необходимым изложить приложение N 1 в его реакции, предусмотрев объем вывозимых ТКО исходя из количества и объема контейнеров, а не по нормативу, приложение N 2, определяющее расчет размера ежемесячной платы и перечень ТКО истец считает необходимым исключить из договора.
Ответчик полагает, что учет объема и (или) массы ТКО должен производиться в соответствии с нормативами, вывоз должен осуществляться с установленной ими периодичностью.
При рассмотрении дела, ответчиком выражено согласие на исключение пункта 14 раздела 3, касающегося собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с тем, что он не соотносится с правоотношениями сторон, учитывая статус истца (потребителя). В остальной части раздел 3 не противоречит законодательству, основания для его исключения истцом не доказано, при этом согласно возражениям на отзыв ответчика, истец принципиально не возражает против согласования раздела 3 в редакции ответчика, заключением пункта 14.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу Закона N 89-ФЗ и пункта 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся объем и места (площадки) накопления; планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Пунктами 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Таким образом, при заключении договора у сторон имеется право выбора расчетного способа коммерческого учета ТКО: по нормативу либо исходя из количества и объема установленных контейнеров.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление от 21.12.2018 N 1202 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан" (далее - Постановление N 1202), пунктом 8.4 которого установлено, что количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8.4 Постановления N 1202 установлено, что количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено пунктом 8.10 Постановления N 1202, в пределах территориальных зон, в отношении которых градостроительным законодательством предъявляются повышенные требования к архитектурной среде, на специальных площадках вблизи многоквартирных домов и административных зданий, в парках, скверах, зонах отдыха, на пляжах срок хранения твердых коммунальных отходов в холодное время года (при температуре -5 °С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 °С) - не более одних суток (ежедневный вывоз).
Согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предложенные ответчиком в публичной оферте условия договора, основаны на императивных нормах законодательства, призванных обеспечить безопасность осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов для населения и окружающей среды.
Истец не представил документов, подтверждающих, что предложенный им вариант вывоза отходов будет действительно безопасным для населения и окружающей среды, тогда как периодичность, установленная нормативными документами, базируется на проведенных при их разработке необходимых расчетах и исследованиях.
Все доводы истца строятся исключительно на обосновании необходимости финансовой экономии, без обоснования безопасности такого расчета.
Коммерческий учет расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления, в данном случае невозможен в связи с отсутствием у истца количества контейнеров, установленных в соответствии с Постановлением N 1202, а также принципиального несогласия с порядком определения количества установленных контейнеров.
Поскольку истец не установил и не намерен устанавливать количество контейнеров в том объеме, которое бы соответствовало законодательству, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что коммерческий учет может быть осуществлен исключительно расчетным путем исходя из нормативов.
Таким образом, пункт 21, а также приложение N 1 к договору подлежат изложению в редакции публичной оферты.
Истцом также не доказана обоснованность своей позиции относительно необходимости исключения из договора приложения N 2, определяющего расчет размера ежемесячной платы и перечень ТКО, не представлены доказательства нарушения (ущемления) им прав и законных интересов истца.
Данное приложение не противоречит действующему законодательству и направлено на создание и поддержание определенности при заключении и исполнении договора по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах требования истца об исключении приложения N 2 к договору судом признаны необоснованными.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалоб отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 января 2020 года по делу N А65-21356/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21356/2019
Истец: ООО "Максидом", г.Санкт-Петербург
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан.
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65583/20
25.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3594/20
26.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21356/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21356/19