г. Саратов |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А57-1004/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Веряскиной С.Г., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Терминал" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2020 года по делу N А57-1004/2020 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Терминал" (ИНН 6449068929, ОГРН 1136449002117)
заинтересованные лица - Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 5260148375, ОГРН: 1055238037183), Саратовский линейный отдел, Саратовская транспортная прокуратура
о снижении размера административного штрафа, назначенного Постановлением Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 073800002/20 от 14.01.2020 менее минимального размера или замене на предупреждение,
при участии в судебном заседании представителей: от Общества с ограниченной ответственностью "Терминал" - Смирновой И.М. по доверенности от 14.01.2020 г. N 01/01-2020, от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Терминал" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о снижении размера административного штрафа, назначенного постановлением Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 073800002/20 от 14.01.2020 менее минимального размера или замене на предупреждение.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2020 года по делу N А57-1004/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Терминал", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отменить постановление административного органа, а в случае невозможности отмены снизить удовлетворить заявленные требования.
От Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к отзыву, в которых Волжское УГМРН Ространснадзор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, что Саратовской транспортной прокуратурой, на основании задания Южной транспортной прокуратуры от 16.09.2019 N 23/1-37-2019/276, 11.10.2019 проведена проверка исполнения законодательства в области эксплуатации гидротехнических сооружений ООО "Терминал".
Решение о проведении проверки N 108 вручено директору Общества Кром В.В. 11.10.2019.
28.11.2019 Саратовской транспортной прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Постановление направленно для рассмотрения в Саратовский линейный отдел Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
По результатам проверки ООО "Терминал" привлечено к административной ответственности за нарушение требований пунктов 443, 452, 510, 518, 520 Технического Регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта N 623 от 12 августа 2010 г.
14.01.2020 старшим государственным инспектором Саратовского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора Кудлатовым Д.А. вынесено постановление N 073800002/20/20 о назначении ООО "Терминал" административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Терминал" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено, оснований для снижения штрафа суд не усмотрел.
Апелляционный суд считает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объектом правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
Проверкой установлено, что ООО "Терминал" в нарушение требований пунктов 443, 452, 510, 518, 520 Технического регламента как собственник и эксплуатирующая причал организация не выполняет работы по безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, которым установлены обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.
Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования (далее - объекты регулирования), направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования (пункт 1).
Действие настоящего технического регламента распространяется на объекты регулирования и связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации (пункт 2).
В силу пункта 5 Технического регламента N 623 к объектам регулирования относятся объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие, в том числе, причалы и портовые причальные сооружения.
Требования настоящего технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента (пункт 6 Технического регламента N 623).
В соответствии с пунктом 9 Технического регламента N 623 понятия, используемые в настоящем техническом регламенте, означают следующее:
"причальное сооружение" - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов;
"эксплуатант" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов регулирования и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом;
"эксплуатационная документация" - совокупность документов, разработанных проектантом, изготовителем или эксплуатантом объектов регулирования в целях обеспечения их безопасного применения по назначению и их безопасной утилизации.
Согласно пункту 443 ТР обеспечение безопасности эксплуатации объектов регулирования, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта "в" пункта 5 настоящего технического регламента, должно осуществляться на основе выполнения следующих общих требований:
а) разработка и ведение паспорта (технического паспорта) объекта регулирования;
б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима или их прекращения при получении штормового предупреждения (только для причалов и причальных сооружений);
в) ведение технического контроля за объектом регулирования;
г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий;
д) разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта регулирования;
е) обеспечение ненарушения при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта поточности технологических процессов, принятых архитектурно-планировочных решений в отношении помещений и зданий, а также организации воздухообмена в них.
Для поддержания безопасной эксплуатации причала или причального сооружения эксплуатирующая организация, организация-балансодержатель или собственник сооружения осуществляет его ремонт. Ремонтные работы должны обеспечить восстановление технических и эксплуатационных характеристик, необходимую долговечность конструкции и безопасность эксплуатации объекта регулирования (ст. 452 Технического регламента N 623).
В соответствии с пунктом 510 ТР результаты идентификации объектов регулирования анализируют и оформляют в виде протокола идентификации, содержание которого должно включать:
а) информацию об изготовителе (строителе) идентифицируемого объекта регулирования с указанием юридического адреса и реквизитов;
б) наименование идентифицируемого объекта регулирования, отношение к классификационной группировке;
в) сведения об идентифицируемом объекте регулирования, необходимые для идентификации;
г) дату изготовления, срок службы и (или) хранения, маркировку (при наличии);
д) результаты испытаний в аккредитованной лаборатории (при наличии);
е) сведения об упаковке (при наличии);
ж) оценку маркировки с учетом принятых в Российской Федерации символов маркировки;
з) наименование нормативной или технической документации на идентифицируемый объект регулирования (при наличии) или другой документации, содержащей описание продукции (контракт на поставку, сертификат качества, документ, подтверждающий показатели безопасности объекта, спецификация), техническое описание импортной продукции или сведения о наличии аналогов отечественных документов;
и) заключение о проведении дополнительных исследований (если требуется);
к) заключение о соответствии идентифицируемого объекта регулирования заявленному наименованию и (или) декларируемым показателям.
На основании пункта 518 ТР объекты регулирования, указанные в абзаце пятом подпункта "в" пункта 5 настоящего технического регламента, подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). При этом заявителем является собственник или эксплуатант объекта. Составлению декларации о соответствии указанных объектов регулирования требованиям настоящего технического регламента предшествует подготовка собственных доказательных материалов (технической документации, результатов собственных испытаний и измерений, других документов, служащих мотивированным основанием для подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента) и проведение обследования объекта регулирования аккредитованной испытательной лабораторией (центром).
По результатам обследования, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), и на основе собственных доказательств соответствия заявитель составляет декларацию о соответствии причала или причального сооружения требованиям настоящего технического регламента (пункт 520 ТР).
В соответствии с ч.6 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия. Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Порядок формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии и порядок регистрации деклараций о соответствии устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, ООО "Терминал" имеет в собственности гидротехническое сооружение причал кадастровый номер 64-64-60/113/2009-357, 64-64-60/113/2009-358, 64-64-60/113/2009-359 общей площадью 3600 м3.
Гидротехническое сооружение расположено по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, поселок Лесной, Микрорайон, д. 7, на левом берегу р. Волга.
Эксплуатантом причала ООО "Терминал" не выполнены ремонтные работы, указанные в Извещении N 6 от 26.12.2016 "О необходимости выполнения ремонтных работ", а именно:
- не разработана рабочая документация (проект) по устранению дефектов, указанных в дефектной ведомости, составленной по результатам комплексного обследования причала;
- не полностью проведены ремонтные работы по устранению дефектов согласно рабочей документации (проекту);
- не проведены работы на акватории верхнего участка причала, построенного в 1988 году;
- не заменены битенги и кнехты на причале погрузки на чугунные швартовные тумбы;
- не заменены существующие отбойные устройства на отбойные устройства современной конструкции;
- не произведено крепление отбойных устройств к закладным на шапочном брусе причала;
- не проведено очередное обследование причала погрузки, отсутствует протокол идентификации объекта регулирования - грузового причала, отсутствует декларация о соответствии грузового причала требованиям Технического регламента.
В совокупности представленные в материалы дела доказательства подтверждают состав административного правонарушения общества, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Волжским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы в сфере транспорта представлены доказательства совершения Обществом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Факт правонарушения зафиксирован материалами проверки.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях юридического лица ООО "Терминал" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.43 КоАП РФ "Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов".
На момент проверки 11.10.2019 года сооружение ООО "Терминал" не соответствовал требованиям безопасной эксплуатации согласно требованию Технического регламента.
Относительно довода общества о наличии декларации о соответствии грузового причала требованиям Технического регламента суд апелляционной инстанции отмечает следующие.
В материалах дела имеется декларация о соответствии б/н б/д (л.д. 90), иные декларации заявителем не представлены.
Представленный экземпляр декларации не содержит сведений о регистрации в Едином реестре деклараций о соответствии и срок действия декларации указан с 26.04.2017 по 22.04.2019 год, т.е. на момент проверки декларация о соответствии действующая декларация не представлена.
Довод общества о том, что оно не является субъектом вмененного ему в вину правонарушения, поскольку оно не является изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом продукции в смысле, придаваемом положениями Закона N 184-ФЗ, является необоснованным.
Данный довод судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является, в том числе лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм. В данном случае, применительно к диспозиции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ общество является лицом, осуществляющим эксплуатацию объекта регулирования и несущим ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых в соответствии с Регламентом.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении является правом суда. Определяя признаки правонарушения применительно ко всем обстоятельствам дела, апелляционный суд не усматривает исключительных обстоятельств по настоящему делу для признания малозначительности, равно как и оснований для применения статьи 3.4, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2020 года по делу N А57-1004/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1004/2020
Истец: ООО "Терминал"
Ответчик: Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Саратовский линейный завод, Саратовский линейный отдел Волжского УГМРН Ространснадзора
Третье лицо: Саратовская транспортная прокуратура